Феликс Савон: «Больше всего бокс похож на живопись»

Легенда мирового бокса о дружелюбии омичей, любви к Родине и «особом» отношении к американским бойцам.

Феликс Савон – один из тех спортсменов, которых знают во всем мире. Боксер с Острова Свободы трижды становился олимпийским чемпионом и шесть раз чемпионом мира. Он один из самых титулованных атлетов за всю историю любительского бокса. Но не только своими величайшими достижениями в спорте прославился Савон. Он всю свою жизнь остается верным сыном своей Родины, не покинув ее даже за баснословные деньги.


Феликс после завершения карьеры продолжает активно пропагандировать бокс как у себя на Кубе, так и за ее пределами. За это он был удостоен ордена Международного олимпийского комитета. Недавно Феликс Савон впервые побывал в Сибири. В качестве почетного гостя он присутствовал на турнире, посвященном Алексею Тищенко, еще одному прославленному боксеру, нашему земляку. Времени на общение с прессой у легендарного кубинца было крайне мало, но Савон нашел его, чтобы ответить на вопросы корреспондента «ОП».


«Приятно, что в Сибири знают Феликса»


– Феликс, вы первый раз в Сибири. Каковы ваши впечатления, как вас здесь встретили?


– Мне очень нравится в Сибири. Я впервые в вашем городе, но успел заметить, как много здесь красивых мест. Но самое главное его богатство – это люди. Они очень доброжелательные и дружелюбные. И я был поражен, что юные омичи знают старого кубинца! (Улыбается.) У меня постоянно брали автографы, фотографировались со мной, а ведь когда я закончил карьеру, большинство этих ребят еще даже не родились! Я посвятил свою жизнь боксу не ради славы, но мне, признаюсь, очень приятно, что здесь, в далекой Сибири, все знают Феликса!


– Самый титулованный боец в истории омского бокса – двукратный чемпион Олимпийских игр Алексей Тищенко. Вы когда-либо видели его бои?
– Конечно! Тищенко был хорош и как действующий спорт­смен, и сейчас, когда, окончив карьеру, организовывает и проводит в Омске турнир для боксеров из разных стран. Такие люди, как он, – гордость нашего вида спорта. Они многое делают для популяризаци бокса.


Я внимательно следил за Алексеем, когда он еще сам выступал на чемпионатах мира и Олимпийских играх. Бокс в его исполнении сразу понравился мне. Невысокий боец из Сибири выделялся своей неординарной техникой и обладал отменной реакцией. Сразу было видно, что это очень сильный и храбрый человек, обладающий огромной волей. И я лично убедился в этом, когда мне удалось познакомиться с Тищенко. Он всегда был очень упертым, никому не хотел уступать. Поставил перед собой цель – и добился, стал великим чемпионом.

«Родители мечтали, чтобы я стал врачом»


– Когда вам было всего лишь десять лет, вы сбежали от родителей к тренеру. Почему вы так поступили?


– Моя семья не хотела, чтобы я занимался боксом, так как мама и папа полагали, что если меня будут бить по голове, это не поможет мне стать умнее. (Смеется.) На самом деле они не очень-то верили что спорт – это серьезное занятие. По их мнению, тренировки лишь отвлекали бы меня от учебы в школе. А они мечтали, что когда я вырасту, то получу образование и стану врачом или инженером. В общем, уважаемым человеком. Но уж никак не боксером. (Улыбается.) Еще мама не хотела отпускать меня на тренировки потому, что я был ее правой рукой во всех хозяйственных делах: помогал по дому, работал в поле, ухаживал за коровами. Но я с детства был упрямым, и, если уж решил, что стану боксером, удержать меня никто не мог. В итоге, когда я выиграл свои первые юношеские соревнования, моя семья стала гордиться мной. А потом, через много лет, я услышал, как папа рассказывал кому-то, что это он отвел меня в секцию бокса! (Смеется.)


– Мечтали ли вы ребенком о всемирной известности, которую впоследствии принес вам бокс?


– Когда я начал заниматься боксом в 1980 году, я не знал и не понимал, что такое бокс. Я не задумывался, смогу ли я добиться каких-либо достижений. Первые соревнования в моей карьере прошли в моем родном городе, и уже через пятнадцать секунд стартового поединка я понял, что могу их выиграть. Я всегда чувствовал, как сложится для меня тот или иной бой. Этот своеобразный дар предвидения и позволил мне добиться тех результатов, которыми могут  похвастаться в мире лишь единицы.


– В 1982-м, когда вам было пятнадцать лет, вы выиграли свой первый бой уже во взрослых соревнованиях. Вы помните этот бой? Расскажите свои впечатления и что вы чувствовали до и после боя?


– Конечно же, когда первый раз выходишь на ринг против взрослого бойца, то очень волнуешься, и это откладывает отпечаток на твои действия. Но я в своем первом бою воспринимал все происходящее вокруг как какую-то игру, от которой нужно получать удовольствие. Так и старался относиться к поединкам всю свою карьеру. Наверное, это было правильно, потому что благодаря этой игре я стал трехкратным олимпийским чемпионом и шесть раз становился чемпионом мира. (Улыбается.)


«Бокс – это торжество справедливости»


– Вам была предоставлена возможность встретиться на ринге с Майком Тайсоном. Почему вы отказались?


– Когда в 1992 году американские промоутеры предложили мне стать профессиональным бойцом, и в первом же бою встретиться с самим Майком Тайсоном, о чем сотни боксеров могли только мечтать, они гарантировали мне многомиллионные доходы. Но обязательным условием с их стороны было то, что я должен уехать с Кубы и перебраться жить и тренироваться в США. А для меня это совершенно неприемлемо. Куба – это мое все! Понимаете меня? Это моя семья, мои друзья, моя Родина, могилы моих предков. Разве можно продать все и всех за деньги?! И зачем мне на чужбине будут нужны эти миллионы, что я с ними буду делать? Я отказался от предложения американцев и до сих пор считаю, что поступил правильно. Даже если бы можно было вернуть время назад, я вновь выбрал бы Кубу, а не богатство в США.


– Что вы чувствовали, когда побеждали профессиональных бойцов, таких как Рэй Мерсер, Майкл Беннетт, Шеннон Бриггс, многих других?


– Я чувствовал гордость за себя и свою страну, а еще, как бы это вам сказать… Было ощущение, что восторжествовала справедливость. Знаете, я ведь в детстве отрабатывал удары на автомобильных покрышках, а перчатки шил из того, что попадется под руку. Эти же боксеры имели лучшие залы для тренировок, продукты питания, условия для восстановления после боев. Так что же, у кого больше денег, тот и побеждает? Нет! Победа за тем, у кого больше воли к успеху, больше упорства, сильнее характер. Вот за это я и люблю бокс – он помогает торжествовать справедливости. А еще я всегда перед боем с профессионалами из Америки чувствовал какую-то особую спортивную злость. Наверное, именно из-за нее я чаще, чем большинство боксеров, одерживал победы нокаутом. (Смеется.)


– Как вы считаете, если на ринг поставить звезду бокса 80 – 90-х годов против действующих чемпионов, как пройдет бой? Спортсмены стали лучше, или таких легенд, как были раньше, уже нет?


– Непросто сравнивать боксеров разного поколения. В каждом времени были свои герои, которые обладали особыми качествами, позволяющими добиваться преимущества над соперниками. Но если говорить про мое время, то тогда люди искренне и бескорыстно любили спорт. Сейчас, возможно, у боксеров поменялись ценности и они стали более прагматичными. Уже нет той былой романтики. Или это просто я старею и становлюсь брюзгой? (Смеется.)


«Я счастливый отец»


– Большая ли у вас семья, и чем вы занимаетесь сейчас, после окончания боксерской карьеры?


– У меня большая семья, пятеро детей. Я счастливый отец. Один из моих сыновей – двукратный чемпион Кубы по боксу. Но в его подготовке я участия не принимал, просто иногда наставляю его, даю советы, когда он просит. Я сейчас работаю детским тренером, причем тренирую будущих боксеров бесплатно. Наша страна по-прежнему богата талантами, и я помогаю им раскрыться в полной мере.


– В одном из интервью вы рассказывали, что любите рисовать. Занимаетесь ли этим сейчас?


– Рисовать я начал в 2004 году. Я ушел с ринга, и мне надо было тратить куда-то энергию, которая меня переполняла. Вот я и стал выплескивать ее на холсты. Я вообще считаю, что бокс, как искусство, больше всего похож именно на живопись.


– Россия и Куба очень разные страны по размеру, климату, истории. Как вы думаете, почему наши народы связывает столь сильная взаимная симпатия?


– Я всегда говорил, что россияне и кубинцы очень похожи своим отношением к Родине. Спасибо русским людям, за то что они считают кубинцев своим братским народом. Мы у себя дома постоянно чувствуем, что в России у нас живут друзья. Мы едины не только в спорте, но и в других сферах жизни. Огромное спасибо вам за это!

URL: http://omskregion.info/news/36651-feliks_savon_bolshe_vsego_boks_poxoj_na_jivopis/
Дата публикации:14/10/2015 12:53
Автор:Алексей Одариев
Фото:Сергей Мельников