Вашу лапу, доктор!

Единственный в Омске центр канис-терапии отметил год работы.

Белый квадрат


– Правильно, Нюша тоже белая, но нам нужен белый квадрат, – Наталья Чайка, руководитель центра канис-терапии «Лапу, друг!», в очередной раз просит Андрюшу показать фигуру белого цвета. – Ты хочешь погладить Нюшу? Хорошо, давай гладить, вот так, обеими руками.


Нюша – голден-ретривер, а по совместительству сертифицированный канис-терапевт – кладет голову на колени Андрюше, пока тот ее гладит. С мальчиком они знакомы давно: Андрей ходит на занятия в центр второй год. И родители, и кураторы центра единодушны: мальчик делает успехи. У 13-летнего ребенка неврологическое заболевание, результатом которого стало серьезное отставание в физическом и умственном развитии. Вместе с тем Андрей очень контактный, добрый и отзывчивый, говорит куратор центра Елена Франкова, она же – школьный врач-дефектолог.


– Первый год он приходил, молчал и улыбался, не понимал, что от него хотят. Потом начал выполнять какие-то поручения, произносить звуки. Динамика есть, – отмечает Елена. – Наша главная задача – найти индивидуальный подход к ребенку, чтобы не перегрузить его и добиться нужного результата.


Занятия у Андрея длятся около получаса и включают в себя упражнения на развитие координации, мышления, внимания, речи. Сегодня с маленьким пациентом работают голден-ретривер Нюша и бельгийский грифон Мира. На спине Нюши – попона, на которую нашиты разноцветные кармашки, в каждом – элемент из ткани соответствующего цвета. Ребенок должен достать из нужного кармана фигуру определенного цвета.


– Погладил? А теперь на меня смотри. Дай мне белый квадрат, – Наталья вновь возвращает ребенка к заданию, которое тот никак не хочет выполнять. Андрей наконец переключается с собаки на куратора и делает то, что просит наставник. – Молодец! Теперь коричневый ромб. Нет, коричневый. Вот, правильно.


Алексей Васильевич, папа Андрея, снимает успехи сына на камеру мобильного телефона.


– На прошлом занятии он этого не мог сделать, – улыбается папа. – Конечно, результат есть. В этом году мы пошли в школу, в первый класс, для нас это прогресс. Говорить учимся.


В это время Наталья с Андреем отрабатывают звуки «м» и «п».


– М – ма, повторяй за мной: м – ма! А теперь п – па. Нет, не ма, а па. Смотри, п – па. Дуй! – Андрюша повторяет за Натальей, но присутствие журналистов его отвлекает, и он начинает баловаться. Упражнение заканчивается хохотом кураторов и ребенка.


В конце занятия Андрюша прощается с собаками и еле слышно произносит: «Паа». Это значит: «Пока».


– Вы эту неделю с ним отрабатывайте белый цвет, хорошо? – Елена Франкова дает Алексею Васильевичу домашнее задание. – Пусть до следующего занятия вам везде показывает белый, будем так, недели две на одном цвете. Посмотрим, что получится.


«Хочу к собакам»


Тиме три года, и «к собакам» он захотел ходить сам. Вернее, в первый раз в прошлом году его привела сюда мама Ирина – у малыша был сильный стресс, он не выражал эмоций и почти не говорил. Доктора, наблюдающие Тимофея, посоветовали маме к традиционным методам лечения добавить канис-терапию. После курса занятий с лохматыми докто­рами малыша было не узнать.


– Стал спокойней, общительней, стал разговаривать. Мы закончили в апреле, я думала, нам уже хватит занятий, но Тимофей очень просился сюда. Мы живем недалеко. Каждый раз, проходя мимо центра, он мне говорил – собаки, хочу к собакам. Вот сегодня пришли в первый раз. Не представляете, как он сюда бежал, – улыбается Ирина.


С Тимой занимается хаски Грей и куратор Светлана, она же – психолог и логопед центра. Малыш кормит собаку сыром и обнимает, как старого друга. «Он хороший», – улыбается мальчик. Грею тоже три года, он работает в центре с самого основания и привык к тому, что его обнимают, тискают и треплют. С участием четвероногого друга Тима не просто изучает цвета и формы предметов, учится координации или правильному произношению звуков. Грей помогает стабилизировать нервную систему малыша, скорректировать психологические проблемы. Эффект налицо, ребенок счастлив.


Индивидуальный подход


В октябре центр канис-терапии  отметил год работы. Сейчас здесь 15 волонтеров с собаками и три куратора. Кураторы имеют высшее педагогическое или психологическое образование и опыт работы с детьми. Они планируют курс занятий для каждого из 45 маленьких подопечных с разными диагнозами – от аутизма до ДЦП. Чтобы попасть на занятия, родители должны предоставить медицинские заключения, на основании которых специалисты центра разрабатывают курс занятий для ребенка – на полгода или год.


– Собака не способна вылечить, но она способна стать проводником между ребенком и окружающим миром. После занятий в центре дети, которые не говорили, начинают произносить звуки. У тех, кто общался лишь звуками, появляются слова и осознанная речь, – рассказывает Наталья. – Мы нигде не даем рекламу, но у нас родители в очередь стоят – 200 человек, и не убавляется. Нас рекомендуют врачи – психотерапевты, психиатры, неврологи, и для нас это много значит. Специалисты понимают, что канис-терапия – это один из пазлов, который в совокупности с другими методами сложится в правильную картину.


 Скалодром и танцы


Помещение на первом этаже жилого дома по улице Федора Крылова, где находится центр, в прошлом году группе энтузиастов выделила администрация города. Здесь оборудованы зал для занятий, кабинет логопеда, комната для волонтеров и собак. В этом году канис-терапевты получили в свое распоряжение еще одно помещение, которое отвели под спортзал. В нем строится скалодром – для занятий с ребятами, которые страдают расстройствами аутистического спектра. В планах – шведская стенка, спортивные тренажеры, танцевальная зона.


– Мы хотим проводить инклюзивные занятия, чтобы наши дети общались со здоровыми ребятами. Так процесс восстановления будет эффективней, – говорит Наталья. – Ищем спонсора, но пока безрезультатно. Рассчитываем на собственные силы, помогают волонтеры и друзья. Поэтому работа идет медленно. Но идет: родители уже ждут, когда здесь начнутся занятия.

URL: http://omskregion.info/news/37411-vashu_lapu_doktor/
Дата публикации:11/11/2015 13:11
Фото:Сергей Мельников