Фотография, любовь моя

Сегодня отмечает 80-летие известный омский фотожурналист Александр Чепурко.

Лучшие годы – в «Омской правде»


Фототехника год от года становится все совершеннее, увлечение фотографией превратилось в самое массовое хобби, а мастеров как были в Омске единицы, так и остаются. И едва ли не все родом из газетной журналистики.


Александр Чепурко не мечтал о своей профессии с детства. Он родом он из села Тихвинка Павлоградского района. Сначала попробовал себя на производстве: окончил техническое училище в Омске и двухгодичную школу мастеров при заводе имени Баранова. Но делом жизни стала фотография. Первой редакцией, принявшей на работу начинающего фотокорреспондента, была таврическая «районка». В 1968 году пригласила на работу «Омская правда», а потом – ТАСС, что стало признанием профессионализма.


В пору молодости Александра Александровича областные газеты выходили ежедневно, снимки нужны были на все полосы, на любые темы. Это была горячая работа с колес в сумасшедшем темпе и прекрасная школа.

– Когда я пришел в 60-е годы в «Омскую правду», мы жили одним творчеством, – вспоминает омский литератор Александр Лейфер. – И Александр Чепурко учил меня тому, как надо относиться к профессии.


В этом признании сегодня все удивительно. И то, что снимающий – учитель пишущего. И то, что в годы, позже названные застоем, было ощущение жизни выше меркантильных интересов. Поэты, журналисты, художники, артисты держались вместе, дружили домами и творческими союзами, были первыми зрителями, читателями и критиками друг друга.


Работу в «Омской правде» Сан Саныч вспоминает как самое замечательное время в своей жизни:


 – В редакции был высокопрофессиональный коллектив и прекрасная товарищеская атмосфера. Валентин и Валентина Логиновы, Александр Лейфер, Римма Сергеева, Елена Злотина, художник Виктор Резниченко – мы все уважали друг друга, дружили. Я говорил пишущим коллегам: «Нам, фоторепортерам, приходится думать, как одним снимком выразить то, для чего вам понадобится сто строчек». И они соглашались. Однажды друг, фотограф, захотел поработать в газете во время моего отпуска. Ему поручили съемку на последнюю, четвертую, полосу, где культура, спорт. Через неделю друг не выдержал, признался, что выдохся: «Не могу снимать так много разных сюжетов каждый день!»


 Да, нужно было снимать много, в том числе и передовиков на первую полосу газеты. И не повторяться. Кажется – рутина. Но в талантливых руках эти фотографии не были похожи на унылые портреты с Доски почета. Репортаж на производственную тему мог иметь захватывающую драматургию, необычные ракурсы. Помню, студенткой-практиканткой «Омской правды» я поехала с Александром Александровичем в командировку за репортажем о конкурсе профессионального мастерства на селе. Соревновались молодые комбайнеры, доярки. Очень переживали за свой результат. Потом качали победителей. Чепурко снимает эту радость и вдруг говорит: «Эх, нужно было по-другому сделать: лечь на землю и снизу снять, как качают ребят. По-моему, такого кадра еще ни у кого не было». Сказано – сделано.


Человек раскрывается, испытывая сильные эмоции. Он искренен, не придуман и беззащитен в мгновения счастья, боли, отчаяния. Он может быть глубок и прекрасен в задумчивости, если не позирует, заразителен в веселье. Удачные снимки получаются у авторов с доброй душой, у тех, кто умеет любить людей и любоваться своими героями.

Талант дружить


Он не хотел уходить из «Омской правды» в ТАСС, несмотря на то что это был значимый карьерный рост. Но на этом шаге настаивал рекомендовавший Чепурко в главное информационное агентство страны Сергей Иосифович Манякин. С первым секретарем обкома у фоторепортера сложились особые отношения. Руководитель области мог попросить редакцию, чтобы на первой полосе появился репортаж Чепурко с уборки урожая в каком-то районе. Пригласить снимать именитых гостей области.    


У Александра Александровича Чепурко было и есть полгорода знакомых, у него талант дружить, легкий характер. Может, это и необязательные качества для фотокорреспондента, но ему в работе всегда помогали.


«Чепурко всегда был для меня мастером репортажа», – говорит его младший коллега по фотожурналистике Сергей Антонюк. А Евгений Кармаев рассказывает о своей поездке по Русско-Полянскому району, где в каждом населенном пункте его встречали вестью, что тут только что работал Чепурко. Как в симоновской песне про неутомимого веселого репортера: «Куда вы ни придете, до вас он был уже».


Великое разнообразие сюжетов, книга за книгой, проиллюстрированные Александром Александровичем, в их числе широко известные альбомы, посвященные 400-летию Тары и 280-летию Омска... Не сотни, не тысячи, а десятки тысяч снимков сделаны. Среди них есть настоящие шедевры. Пейзажи, от которых дух захватывает: одинокая красавица береза на голой скале, бескрайнее море тайги, куда не раз отправлялся фоторепортер в рискованные экспедиции. Сначала вертолетом с геологами, потом – пешком по урманам, на байдарке по затерянным речушкам. Чтобы снимок был романтическим, нужно быть романтиком в душе.


– А меня поразило, как он видит, чувствует красоту там, где другим кажется, что вокруг ничего нет, – рассказывает журналист Николай Маслов. – Мы ехали вместе в командировку в Рубцовск. Александр Александрович говорит: «Смотри, какая степь!» Я думаю: «Как можно любоваться этим видом из окна: простыня пустой земли и телеграфные столбы». Но посмотрел его глазами: как много красок!
Архив
как летопись Прииртышья
У каждого фотографа свой конек. Есть мастера пейзажа, репортажной съемки, портрета. У кого-то замечательно получается снимать спортивные баталии, кто-то слывет театральным фотохудожником. Считается, что Александр Чепурко – фотоочеркист, его ведущая тема «Человек и природа».


– Я люблю сибиряков за открытость характера, доброжелательность, радушие. Я вырос среди таких людей, – говорит Александр Чепурко. – Многие герои моих репортажей и портретов становились добрыми знакомыми. Меня считали своим в Русской Поляне, приглашали на все праздники в Шербакуль, Одесское. Была возможность работать в Москве, полгода ждала меня вакансия в областной газете Одессы, но я не захотел уезжать из Сибири, где все родное, все знакомые.


А как замечательно он снимал артистов! Режиссер Театра им. Евг. Вахтангова Евгений Симонов говорил, что портрет Юлии Борисовой, сделанный Александром Чепурко, – лучший из всех у народной артистки. Снимал Ростислава Плятта, Розу Рымбаеву, Александру Пахмутову, артистов Омской драмы. Для ТЮЗа сделал портретную галерею, которая понравилась и актерам, и зрителям. Два буклета посвятил творчеству театра «Арлекин».


 Фоторепортеры не уходят на пенсию, потому что нельзя отправить на заслуженный отдых интерес к жизни, зоркость и мастерство. Чепурко возглавляет Совет ветеранов в областной журналистской организации, активно работает в правлении Омского отделения Союза журналистов России. Очень многие фотожурналисты области считают себя его учениками, вспоминая профессиональные семинары, встречи в фотоклубе при «Омской правде».


 У Сан Саныча огромный архив, в нем летопись жизни Омской области. И потому мечта у юбиляра не о чем-нибудь, а о хлопотной нелегкой работе: он готовит выставку, посвященную 300-летию Омска и 100-летию «Омской правды», которое будет отмечаться в следующем году.

URL: http://omskregion.info/news/39425-fotografiya_lyubov_moya/
Дата публикации:10/02/2016 11:48
Автор:Светлана Васильева
Фото:Евгений Кармаев