Константин Подбельский: «Шансы поехать на Олимпиаду у наших легкоатлетов есть»

Министр спорта региона о своей новой должности, проблеме допинга и перспективах развития российской легкой атлетики.

13 ноября 2016 года совет Международной федерации легкой атлетики временно отстранил российских спортсменов от участия в международных стартах. Под угрозой оказалось даже выступление россиян на Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро. При этом руководители ИААФ выдвинули своим российским коллегам ряд требований, при выполнении которых все запреты с наших атлетов могут быть сняты. Одним из главных условий стала полная смена верхушки Всероссийской федерации легкой атлетики. В середине января в Олимпийском комитете России прошли выборы президента и президиума этой общественной организации. Ее руководителем был избран Дмитрий Шляхтин, а одним из тех, кому доверили спасать российскую королеву спорта, стал Константин Подбельский. О своей новой должности, совмещении постов и проблеме допинга глава омского спорта рассказал в интервью «ОП».


Ответственная миссия


– Константин Олегович, как вообще возник вариант с вашим выдвижением в президиум Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА) и как вы отнеслись к предложению занять столь высокий пост в руководстве «королевы спорта»?


– Вот уже более двадцати лет я занимаюсь организацией беговых проектов в Омской области, в числе которых есть и международные забеги. За эти годы наладились хорошие рабочие контакты с руководством и Ассоциации международных марафонов и пробегов (AIMS), и с Международной ассоциацией легкоатлетических федераций (IAAF). Тот авторитет, который наработал за это время Сибирский международный марафон (SIM), позволил мне на протяжении многих лет принимать участие во всех конференциях и симпозиумах, которые проводились этими организациями. Так что мое имя достаточно известно в мире легкой атлетики. Ну а та ситуация, которая сложилась сейчас в российской «королеве спорта», как раз и требует в первую очередь возвращения доверия к этому виду спорта в нашей стране со стороны международных структур. Именно поэтому развивать легкую атлетику в России сейчас призваны те люди, которых знают и которым доверяют в AIMS и IAAF.


Скажу прямо: приятно, что мне поступило такое предложение. Конечно, эта миссия очень почетна, но еще и более ответственна.


– А в чем суть той сложной ситуации, в которой сейчас оказалась российская легкая атлетика на международной арене?


– В начале ноября 2015 года независимая комиссия Всемирного антидопингового агентства (WADA) опубликовала доклад о состоянии дел с допингом в российской легкой атлетике. Увы, он содержал, мягко говоря, крайне неутешительные выводы для нашей страны. Я бы даже назвал их убийственными. Речь шла о том, что употребление запрещенных препаратов нашими спортсменами вовсе не является отдельными случаями, а давно превратилось в систему, общую для всей легкой атлетики в России. И она пронизывает всю систему подготовки атлетов, начиная от рядовых тренеров, врачей, обслуживающего персонала, вплоть до руководства ВФЛА. Эта коррупционная схема тянулась и в руководство Международной ассоциации легкоатлетических федераций.
Практически сразу после опубликования этого доклада бывший на тот момент руководителем IAAF Ламин Диак был арестован, сейчас ведется уголовное расследование. Моментально  приняли жесткое решение: приостановить членство ВФЛА в IAAF. Наши спортсмены и тренеры получили запрет на участие в международных соревнованиях, а Россия потеряла право проводить соревнования с участием иностранных атлетов на своей территории. Тогда же были выработаны критерии, по которым членство Всероссийской федерации в Международной ассоциации может быть восстановлено. Выполнение этих критериев контролирует специальная экспертная группа. Одно из главных требований состоит в том, что все новые члены президиума ВФЛА должны иметь абсолютно незапятнанную репутацию по части антидопингового законодательства.


Тщательная проверка кандидатов была проведена на всех уровнях. И тот факт, что я в итоге вошел в состав президиума, свидетельствует о том, что все проводимые в Омской области легкоатлетические старты, в том числе и SIM, в этом плане совершенно чисты.


– Но ведь несколько лет назад допинг-тест победительницы SIM показал положительную пробу?


– Совершенно верно. И руководство нашего марафона, даже несмотря на то, что эта победительница была не иногородней спортсменкой, а воспитанницей именно омской легкой атлетики, никоим образом не пыталось скрыть или замолчать этот факт. Все необходимые антидопинговые мероприятия, как и всегда, были на том SIM неукоснительно соблюдены. Именно поэтому Сибирский международный марафон уже шесть лет является обладателем «бронзового лейбла» IAAF и имеет очень высокий авторитет в мире.


Приоритетная задача


– Многие считают, что отлучение нашей страны от мировой легкой атлетики – некая часть западной антироссийской политики, проводимой в последнее время. Вы с этим согласны?


– Ничего подобного. Факты, вскрытые в докладе комиссии WADA, невозможно оспорить. Они действительно имели место. Конечно, это вовсе не означает, что все до единого российские легкоатлеты и их тренеры «запачканы» допингом. Подавляющее большинство из них  абсолютно чистые и честные люди. Но почему-то в России у многих укоренилось отношение к допингу, как к чему-то, без чего просто невозможно добиться высоких результатов в легкой атлетике. А ведь это совсем не так. Современная фармакологическая поддержка атлетов вовсе не есть синоним применению запрещенных препаратов! Нужно сломать этот очень опасный стереотип в мышлении и, как я уже говорил, вернуть к нашим атлетам доверие в мире.


– Главный вопрос, который сейчас беспокоит всех российских болельщиков в связи со сложившейся ситуацией, – поедут ли наши атлеты на Олимпиаду в Рио-де-Жанейро?


– Именно это на данный момент и является нашей приоритетной задачей. Увы, 2016 год уже потерян для юношеской и юниорской сборных команд нашей страны. Молодые российские легкоатлеты уже даже чисто технически не смогут принять участие в ряде самых представительных международных стартов, так как для попадания туда необходимо пройти целый ряд допинг-проб. А время не позволяет сделать это в полном объеме. Но у нас еще есть возможность вернуть в этом году в мировой спорт наших взрослых атлетов. Речь идет и об Олимпийских играх. Мы сейчас усиленно над этим работаем.


– Какова, на ваш взгляд, вероятность того, что эта работа окажется удачной?


– Существует определенная «дорожная карта» от IAAF, которой мы должны придерживаться. Она включает в себя многое: от принятия необходимых нормативных актов до проведения соответствующей работы с детскими спортивными школами. Большие усилия для ее выполнения прилагает и Министерство спорта Российской Федерации, и специально созданный координационный совет под руководством председателя комитета Фонда ЮНЕСКО по искоренению допинга в спорте Геннадия Алешина. Если мы будем последовательно выполнять все международные требования, шансы поехать на Олимпиаду в Рио-де-Жанейро у наших спортсменов есть. В любом случае для нас это единственный путь.


На общественных началах


– В чем будет состоять непосредственно ваша работа в ВФЛА?


– Персональное распределение обязанностей между членами президиума состоится в ближайшее время, но уже сейчас понятно, что на мне будут вопросы развития бегового движения. Это и развитие марафонского бега, и популяризация его среди любителей, и привлечение элитных профессионалов на проводимые в нашей стране старты. Это как раз то, что я знаю, умею и чем много лет занимаюсь. Только раньше заниматься этим приходилось лишь на уровне Омской области, а теперь буду делать это во всероссийском масштабе.


– Наверняка такая работа будет занимать много времени. Как же совмещать ее с вашим постом министра молодежи, физической культуры и спорта Омской области?


– Безусловно, мое рабочее время в первую очередь регламентируется теми обязанностями, которые я выполняю как региональный министр спорта. ВФЛА – это общественная организация, в которой мы работаем на общественных началах, в свободное от основной деятельности время. Аналогичная ситуация не только у всех членов президиума, но даже и у президента ВФЛА Дмитрия Шляхтина, который также в качестве регионального министра возглавляет спорт в Самарской области. Тем не менее мы постараемся выстроить работу так, чтобы результат был.


Марафон к 300-летию


– В завершение нашей беседы давайте сменим тему. Какого события в омском спорте в наступившем году вы, как областной министр, особенно ждете?


– Календарь очень насыщенный, в 2016 году на территории Омской области пройдет более 450 турниров. Среди них есть как соревнования с уже многолетними традициями, такие как «Праздник Севера» или «Королева спорта», так и совершенно новые. Ну а главное событие года для омичей – конечно же, трехсотлетие нашего города! И одной из главных составляющих праздника станет Сибирский международный марафон, который по многочисленным просьбам любителей бега вновь пройдет в начале августа. Не сомневаюсь, что он получится ярким, интересным и непредсказуемым по своим спортивным результатам!

URL: http://omskregion.info/news/39440-konstantin_podbelskiy_shans_poexat_na_olimpiadu_u_/
Дата публикации:10/02/2016 12:41
Автор:Алексей Одариев
Фото:Евгений Кармаев