Руслан Шапорин: «Надо много трудиться»

Руслан Шапорин: «Надо много трудиться»

Дата публикации 2 марта 2016 10:16 Автор Маргарита Борисова Фото Евгений Кармаев

Известный омский актер и режиссер о премьерной постановке в ТЮЗе, творческих союзах и умении трудиться.

«Буря» в конце зимы

– Руслан, несколько дней назад состоялась премьера спектакля «Буря», поставленного вами на камерной сцене Омского ТЮЗа. Почему вы выбрали именно это малоизвестное произведение Вильяма Шекспира?

– Этой пьесой я жил последние лет пять-шесть. Идея поставить спектакль появилась давно, я внутри себя ее медленно разминал – то уходил в другую работу, то снова возвращался. Появилась такая возможность сделать историю с элементами пластики, музыки, масочного театра. И тут в моей голове всплыла «Буря», и я подумал: «А почему нет?». Поделился идеей с худруком ТЮЗа Владимиром Александровичем Золотарем, он говорит: «Давай, попробуй». И мы начали. Большой истории постановок эта пьеса не имела. Особенно мало к ней обращались у нас в стране.

– Кто-то ее называет даже заколдованной из-за того, что она плохо поддается переносу на сцену, сопротивляется режиссерским трактовкам и концепциям.

– Но именно в «Буре» переплетены причудливым образом сюжеты почти всех пьес Шекспира. Это и «Сон в летнюю ночь», и «Ромео и Джульетта», и «Король Лир», и другие. Пьеса была написана в 1611 году и сразу поставлена шекспировской труппой в театре «Глобус». И хотя ее относят к волшебным пьесам, в основе лежит реальное событие – кораблекрушение, случившееся в 1610 году у Бермудских островов, а эти берега слыли населенными демонами и злыми духами. В спектакле заняты в основном молодые артисты ТЮЗа, одну из главных ролей исполняет заслуженная артистка России Марина Журило.

– Актер – профессия зависимая. Не в этом ли причина того, что у вас всегда есть занятие, где вы свободны от ока смотрящего?

– Возможно, это происходит подсознательно. Заниматься режиссурой мне уже давно гораздо интересней. Но актерскую профессию я не оставляю, потому что существуют спектакли, которые мне дороги, интересны, мне нравится в них работать. А по большому счету, я мечтаю о том, что когда-нибудь найду пространство для своего театра, дом, но пока все в бродячем состоянии. Хочется многое успеть сделать.

Чтоб не пропасть поодиночке

– В 2010 году вы вместе с единомышленниками создали ОДЭ-театр…

– Дело в том, что Омский драматический экспериментальный театр – это команда, люди, которые работают со мной. Конечно, в определенный момент мы столкнулись с тем, что нам нужна база. Даже не сцена, ее можно взять в аренду, а именно пространство, в котором можно сочинять. ОДЭ-театр – это очень долгая история. Вначале была создана Омская творческая ассоциация «Огненный дракон», а ОДЭ-театр, фестиваль «Ноябрь. Всюду жизнь», ОДЭ-мастерская – это такие маленькие дракончики, всполохи «Огненного дракона».
В Омске нельзя без творчества, иначе начинаешь хандрить.

– Но одному трудно управиться с таким проектом.

– Моя правая рука – это артист театра драмы Олег Теплоухов. Мы дружим более 19 лет. Олег является арт-директором ОДЭ-театра.

– А почему для вас так важен эксперимент?

– Это способ разрушения собственных коридоров или открытие новых. Для большинства существует стереотип театрального мира, восприятия театра. Умные люди используют опыт других – пропускают через себя и открывают что-то новое. В этом суть эксперимента. Я пытаюсь в ОДЭ-мастерской вместе с ребятами находить новые способы пробуждения зон фантазии, свободы восприятия жизни. Обучая других, обучаешься сам.

Искусство будоражить

– Однажды вы сказали: «Театр должен будоражить». А зритель, подчас изнуренный обыденной жизнью, готов ли к такому процессу? Может быть, ему просто хочется отдохнуть?

– Тут дело в том, какой смысл мы вкладываем в слово «будоражить». Театр – это чувственная история. Иначе зачем человеку туда идти? Он ведь может и кино посмотреть, там тоже есть картинка, хорошая игра актеров. Но там нет чувственной сцепки между зрителем и экраном. А в театре есть диалог, то есть чувственный контакт между артистом на сцене и зрителем в зале. Хороший артист всегда выходит, чтобы поделиться  чем-то с миром. Если это цепляет, если зритель открывает для себя что-то новое, то это и есть «будоражить человека». Искусство должно всегда будоражить, иначе это не искусство.

– Руслан, кто ваши учителя?

– Многому меня научил мой мастер Владимир Александрович Рубанов, к сожалению, недавно ушедший из жизни. Он был худруком Омского ТЮЗа, моим педагогом. Я учился у него на курсе. А потом пришел в театр, и началась другая учеба. Беру что-то новое от каждого режиссера, от каждой новой работы. Учат книги, фильмы, друзья. Общение и дружба с художником Дамиром Муратовым – просто кладезь. Уметь учиться и уметь трудиться – дело трудное, но очень важное.

– Есть ли в вашей актерской биографии роль, которую вы играете много лет и которая вместе с вами развивается?

– Роль живет вместе со спектаклем: развивается спектакль, развивается и роль. Она не может быть вечной. Отжив свое, она уходит.

– Предположим, вы не согласны с тем, как видит ваш образ режиссер. Как вы выходите из таких ситуаций?

– Иногда бывает очень трудно. Но пытаюсь понять, чего он хочет, в чем суть истории, которую мы играем. Ну а капризы на уровне «не буду так делать», это не мое. Я сам занимаюсь режиссурой и режиссера вытравить из себя, занимаясь актерской профессией, очень сложно.

– А награды для вас что-то значат?

– Конечно. Они, как вершки в жизни. Если что-то делаешь и нет обратной связи, как бы теряешь ориентир. В детстве я получал похвальные грамоты в школе, это было очень приятно и мне, и моим маме с папой. Думаю, что все награды важны именно для родителей.

– Однажды вы признались, что любите ездить к родителям в деревню, что для вас это самый лучший отдых.

– Я и сейчас езжу. Мама с папой живут в 150 километрах от Омска, в Москаленском районе. Я мечтаю перевезти их поближе к городу.

Взрывной, как Сирано

– Кто вам ближе как человеку – лермонтовский Печорин или маленький человек Чехова?

– Ни тот, ни другой. Но если выбирать из этих двух, то, скорее, Печорин.

– А если назвать свой образ…

– Сирано де Бержерак. Я играю эту роль в одноименном спектакле академического театра драмы. Роль очень сложная, но тем и интересная. «Сирано де Бержерак» – пьеса в стихах, а работать с поэтическим материалом приходится нечасто. Но главное – это психологически сложный образ Сирано, движение от сарказма к трагизму. Я такой же взрывной и бешеный, как он.

– Какое произведение искусства произвело на вас сильное впечатление?

– Я люблю стильное кино, артхаус. Подсел недавно на английские сериалы, не попсовые. Смотрю по ночам, до самого утра, когда есть возможность. Меня даже не сам сюжет интересует, а детали: как сняли, с какого ракурса. Сесть с книжкой, почитать для души, пока не получается. Читаю только профессиональную литературу. Большое впечатление произвел спектакль Юрия Бутусова «Добрый человек из Сезуана» с Александрой Урсуляк в главной роли.

– Руслан, в Омске много талантливой молодежи?

– Много. Но они в большинстве своем либо замкнулись в своем кружке, либо попросту нерешительны. Художники, поэты, актеры, музыканты вращаются каждый в своей тусовке. Одной из задач нашего фестиваля «Ноябрь. Всюду жизнь» было узнать, кто есть кто. Кто рисует, кто пишет стихи. В Омске много хороших, творческих людей. Создание творческой ассоциации «Огненный дракон» – это шаг к их объединению, чтобы они знали друг друга. Мы, как большой продюсерский центр. Молодые люди сегодня не такие, какими были мы в их возрасте. У них больше объем информации. Они мудрее, потому что существуют в бешеном ритме. Хотя если оценивать по результатам ЕГЭ, то возникают вопросы.

– Очень часто можно слышать, что в Омске ничего не происходит и поэтому молодые люди уезжают.

– Уезжают обычно за лучшими материальными условиями. Раньше, возможно, был период вакуума. Сейчас существуют социальные сети, которые помогают ориентироваться в творческом пространстве, каждый день куда-то приглашают. Литературный баттл, «Дача Онегина», в киновидеоцентре создали лофт «КВЦ», институт сервиса много делает. Да, у нас сложные климатические условия, сейчас еще добавились экономические. Но это и заставляет думать и работать самому.


Руслан Елисеевич Шапорин, актер, режиссер, педагог.
В 1999 году окончил студию при Омском ТЮЗе (мастерская заслуженного деятеля искусств РФ 
В. А. Рубанова).
С 1999 по 2002 г. – артист Омского ТЮЗа, с 2002 г. – артист Омского академического театра драмы.
Занят в спектаклях «Mamma Roma», «На чемоданах», «Метод Грёнхольма», «Сирано де Бержерак», «Лжец», «Игроки», «Поздняя любовь» и др.
С 2005 по 2010 г. – режиссер-постановщик Омского драматического Лицейского театра, где поставил пять спектаклей: «Команда» С. Злотникова, «Вольные псы» по повести К. Сергиенко, «Ладо мое» по мотивам «Снегурочки» А.Н. Островского, «ОнОна», «Еще раз про любовь» Э. Радзинского.
В 2010 основал Омскую творческую ассоциацию «Огненный дракон».
Как режиссер принимал участие в работе Омской международной лаборатории современной драматургии при Омском академическом театре драмы, с эскизным спектаклем «Тирамису» участвовал в программе «Маска+» Национального театрального фестиваля «Золотая маска».

ДОСЬЕ "ОП"

Руслан Елисеевич Шапорин, актер, режиссер, педагог.В 1999 году окончил студию при Омском ТЮЗе (мастерская заслуженного деятеля искусств РФ В. А. Рубанова).С 1999 по 2002 г. – артист Омского ТЮЗа, с 2002 г. – артист Омского академического театра драмы.Занят в спектаклях «Mamma Roma», «На чемоданах», «Метод Грёнхольма», «Сирано де Бержерак», «Лжец», «Игроки», «Поздняя любовь» и др.С 2005 по 2010 г. – режиссер-постановщик Омского драматического Лицейского театра, где поставил пять спектаклей: «Команда» С. Злотникова, «Вольные псы» по повести К. Сергиенко, «Ладо мое» по мотивам «Снегурочки» А.Н. Островского, «ОнОна», «Еще раз про любовь» Э. Радзинского.В 2010 основал Омскую творческую ассоциацию «Огненный дракон».Как режиссер принимал участие в работе Омской международной лаборатории современной драматургии при Омском академическом театре драмы, с эскизным спектаклем «Тирамису» участвовал в программе «Маска+» Национального театрального фестиваля «Золотая маска».

Распечатать страницу

Материалы свежего номера

Тема номера

Инициатива поощряется

Инициатива поощряется

По предложению омичей в городе отремонтируют ...

К 100-летию «Омской правды»

Летопись века

Летопись века

Сегодня Омский музыкальный театр отмечает 70-летие ...

Информбюро

Время строить будущее

Время строить будущее

В Омске состоялся первый форум Российского ...

Власть

Власть должна слышать бизнес

Власть должна слышать ...

В рамках форума «Свое дело – твой успех» глава ...

Политакцент

Голоса в поддержку

Голоса в поддержку

28 мая каждый житель в рамках предварительного ...

Социум

«Сплотите ряды, ветераны…»

«Сплотите ряды, ...

В регионе продолжаются мероприятия, посвященные ...

Село

Хлебная работа

Хлебная работа

Земля всегда прокормит, если потрудиться.

Культура

Омичи увидели лучший  спектакль России

Омичи увидели лучший ...

На сцене академического театра драмы проходит ...

Спорт

Андрей Гисс: «Конным спортом занимаются люди в хорошем смысле больные»

Андрей Гисс: «Конным ...

Президент Федерации конного спорта и современного ...

Ситуация

Фарватер проблемы

Фарватер проблемы

В поселке Затон Черлакского района подтоплено ...

Закон и порядок

У «Арены» казаки

У «Арены» казаки

На омских дорогах снова появились комплексы ...

ЖКХ

Расчет не окончен

Расчет не окончен

Какие нормативы на ОДН ждут омичей?

Актуально

Мост без движения

Мост без движения

Капитальный ремонт Юбилейного начнется в ...

Правдивая история

Уединенье нараспашку

Уединенье нараспашку

Из записок омского журналиста.

Комментарии пользователей (всего 1):

***
Руслан Елисеевич талантливый актёр. Спектакли с его участием сильны, красивы. Смотря спектакль "Лжец", забыла обо всем: проблемах, переживаниях. Окунулась в атмосферу, что происходила на сцене.
Прочитав интервью, увидела, что Руслан Елисеевич ещё очень душевный человек. Всего Вам доброго!
02 марта, 21:19 | Ответить
Добавить комментарий

Блоги

Кипервар Андрей

Кипервар АндрейДепутат ЗС Омской области Праймериз как точная наука

Между настоящими выборами и предварительным голосованием ...
Ромахин Алексей

Ромахин Алексейпрезидент общественной организации Фонд развития Омской области "Город будущего"9 мая — особенный для омской промышленности день

О том, что в годы Великой Отечественной войны Омск стал одним ...
Хомутских Артем

Хомутских Артемспортивный журналистКак сборная Франции по фехтованию Сибирь постигала

Теперь мастера клинка из Франции представляют, какой ценой ...

Все авторы блогов