Анастасия Шевелева: «Быть мамой для меня важнее» Актриса театра и кино о съемках в фильмах, своем возвращении в Омск и счастье быть мамой.
На последнем фестивале «Кинотавр» фильм «Находка» стал обладателем приза за лучшую операторскую работу. Одну из главных ролей в картине сыграла омская актриса Анастасия Шевелева.
Сыграла роль Джульетты – Настя, вы – уникальный человек. Снимаетесь у самых известных современных режиссеров, при этом живете в Омске и работаете в омском театре. Как все началось? – Я – коренная омичка. Здесь живут мои родители, старшая сестра, трое племянников – у нас большая дружная семья. Все начиналась, как у многих, с исполнения песен и стихов на стульчике. Мне это очень нравилось. Когда училась в школе, постоянно пропадала в актовом зале, занималась в Лицейском театре. Моими первыми педагогами были народные артисты России Валерий Алексеев и Валерия Прокоп. Собиралась ехать поступать в Москву или Питер, а тут главный режиссер Омской драмы Владимир Петров объявил о наборе студентов в свою мастерскую. Я сходила на предварительное прослушивание, прочитала отрывок из «Пеппи Длинныйчулок», но получилось не совсем удачно. Расстроилась, конечно. Но мама, мой лучший друг, поддержала: «Дерзай!». Я выучила серьезную программу, прочитала и получила высшее количество баллов. –Впервые на сцену вы вышли… – … в Лицейском театре. Это был спектакль «Аленький цветочек». Вначале играла Лешего, потом Кикимору и Бабу-ягу. – А «Пятый театр» как возник? – Дело в том, что наш мастер Владимир Сергеевич Петров уехал из Омска и нас доучивали разные актеры и режиссеры. К окончанию обучения мы понимали, что всех нас в академический театр драмы не возьмут. И тут судьба меня свела с Алексеем Янковским, режиссером, которого я считаю главным учителем в своей жизни. Почти всем курсом мы пришли к нему на прослушивание в «Пятый театр», и нас взяли. Алексей Витальевич поставил спектакль «Ромео и Джульетта», в котором мы все были заняты, а я сыграла главную женскую роль.
Жизнь моя – кинематограф – Вашему послужному списку в кино могут позавидовать многие столичные актрисы. Особенно именам тех режиссеров, у которых вы снимались. – Мне повезло. Не люблю это афишировать, но очень благодарна судьбе за то, что попала к таким мастерам, как Константин Лопушанский, Алексей Герман-младший. – Первым фильмом, в котором вы снялись, стала военная драма «Полумгла» режиссера Артема Антонова. Как состоялась эта история? – Благодаря продюсеру «Мосфильма» Гете Багдасаровой. Она приехала к нам на фестиваль «Молодые театры России», мы познакомились. Через некоторое время пришло приглашение на пробы в «Полумглу». Приехала и… потеряла голос. Режиссер попросил сыграть глазами и утвердил на роль. – Трудно ли театральной актрисе начать работать на съемочной площадке? Все-таки обстановка совсем другая. – Не просто в том смысле, что хочется, чтобы все получилось. Я всегда недовольна своими работами, не могу видеть себя на экране. Но сниматься безумно интересно. Я – счастливый человек! Занимаюсь профессией, которую очень люблю. Как сказал Вячеслав Полунин: «ты должен делать дело, от которого у тебя внутри дзынькает». Вот у меня все дзынькает, все поет, мне ужасно интересно и хочется добиться максимального результата. – Настя, два года назад вы снялись в пятнадцатиминутной ленте Яны Трояновой «Рядом». Это авторское кино, без большого сюжета, но с глубоким подтекстом. – Это был дебютный фильм Яны. Я прошла кастинг по скайпу. За день до начала съемок приехала на Урал, воочию увидела режиссера. Снимали пять дней, под Екатеринбургом, на природе. Моими партнерами были актриса Ксения Раппопорт и овчарка по кличке Наган. – Понятно, что в кинотеатрах этот фильм вряд ли когда будет показан, он для небольшого числа зрителей. Для вас это не важно? – Абсолютно. Я не гонюсь за популярностью. Съемки у меня нечастые, но глобальные в плане раскрытия как актрисы. Узнаваемость на улицах мне не нужна. Зрители сейчас смотрят в основном сериалы. Но это все-таки конвейер. Я рада, что попала к большим режиссерам, когда есть возможность целый день репетировать один кадр, а потом в течение 15 минут снимать. Так было у Алексея Германа в «Бумажном солдате». Алексей Алексеевич любит снимать, когда садится солнце. Вот тогда у всей группы происходит полное включение в работу. Мощный режиссер. Бережет актеров, но очень требователен к рабочим на съемочной площадке. – Этот фильм принес вам известность. – Да, я была номинирована на «Нику» за лучшую женскую роль второго плана.
Глаза в глаза – В фильме «Роль», серьезной двухчасовой ленте Константина Лопушанского, вашим партнером был Максим Суханов. Расскажите об этих съемках. – Там был необычный кастинг. Вначале речевой, а потом режиссер попросил нас с Максимом посмотреть друг другу в глаза в течение минуты. После этого он определился и сказал: «Да, я хочу с вами работать». Видимо, мои глаза выражают что-то большее, чем речь. С Максимом Сухановым было чисто профессиональное общение на съемочной площадке. В жизни он совершенно реальный человек, бизнесмен. У него своя булочная в Москве. – Своим хлебом не угощал? – Нет, мы же снимали в Украине. Сказал, что попробую, когда приеду в Москву. – А отношения за пределами съемочной площадки обычно как складываются? – По-разному. С Мерабом Нинидзе, моим партнером из «Бумажного солдата», мы очень сблизились по-человечески. Вместе плакали, хохотали – не в кадре. Настолько это родственная мне душа, что сердце радовалось. – Настя, ваша последняя работа в кино – главная роль в фильме Виктора Демента «Находка». Фильм получил приз за лучшую операторскую работу на «Кинотавре». – Там есть одна сцена, кульминационная, которую мы играем вдвоем с Алексеем Гуськовым. За три дня до ее съемок я начала сильно волноваться, потому что постоянно слышала: «Готовься, это очень ответственно». И я, видимо, перепугалась. Снимали ночью, в минус 20, я была в одной ночной рубашке. Этот эпизод долго у меня не получался. Наконец под утро режиссер сказал: снято. Но мне потом долго казалось, что я запорола не только эту сцену, но и весь фильм. Были жуткие мучения по этому поводу. – А Алексей Гуськов как-то поддерживал? – Да, он говорил: не переживай, слушай себя. Для меня это актер-глыба: педагог ВГИКа, народный артист, человек в себе. Перед встречей с ним меня брала оторопь. – Говорят, в этом фильме режиссер прислушался к вашей идее. – В ленте есть такая сцена, когда моя героиня Ольга, чтобы ее не обнаружили, гасит костер только что сваренной ухой. И при этом она очень голодная. Я предложила: пусть она тихо плачет и сгребает ягоды, чтобы хоть что-то поесть. Для того чтобы появились слезы, мне дали специальный карандаш, но я отказалась. Сыграла сама. Так и сняли.
Театр, как дом родной – На своей странице в соцсетях вы назвали отсутствие работы в театре горем. Сейчас, к счастью, театр в вашей жизни есть. И это снова «Пятый». – Как оказалось, это мой дом родной. Когда я собралась уезжать в Питер, то пришла за советом к директору театра Александре Илларионовне Юрковой. Она сказала: «Поезжай, Настюша. Ты мечтала о Питере. Поварись там и, если захочешь вернуться, возвращайся». Так и получилось. Я вернулась. Спасибо Александре Илларионовне. Она была близким мне человеком. Конечно, поначалу мне не хватало архитектурных красот Петербурга, но потом я очень обрадовалась тому, что в Омске так много солнца! Это, конечно, жизнь! И театр для меня – это жизнь! Я начала работать. Ко мне вернулись мои любимые роли в спектаклях «Боинг-Боинг», «Завтра была война». Я изменилась за те шесть лет, что прожила в Питере, и уже по-другому играю своих героинь. Взросло, осмысленно. – В премьерном спектакле «Когда падают горы» у вас своеобразная роль – музыканта, играющего этнические мелодии. – Я играю на барабанах и на внутренностях от пианино. Могу играть на таких этнических инструментах, как чаша поющая, варган, свистульки разные. – У каждого актера есть роль-мечта. – Я хочу сыграть Жанну д’ Арк. – Настя, вы – мама двоих детей. И своим примером показываете, что профессия актрисы и материнство совместимы. – Моему сыну Даниилу скоро исполнится шесть лет, а доченька Лия родилась месяц назад. Знаете, у меня уже есть удовлетворенность от работы в кино и театре. И как бы я ни любила свою профессию, но быть мамой для меня важнее. Мой муж – не артист, но человек творческий. Много занимался танцами. Вместе мы играем на западноафриканском барабане джембее. Это такой инструмент в виде кубка, сверху обтянутый кожей. Играем, как бы вливаясь друг в друга. А еще я умею крутить огни. Иногда мы выходим на набережную и устраиваем концерт: Максим барабанит, а я показываю фаер-шоу.
ДОСЬЕ: Анастасия Александровна Шевелева, актриса театра и кино. Родилась 14 января в Омске. Окончила актерское отделение ОмГУ им. Достоевского (2004). Работала в Санкт-Петербургском театре «Премьера» (2008 – 2014). Актриса Омского драматического «Пятого театра» (2004 – 2008, с 2014). Снялась в художественных фильмах «Полумгла» (2005), «Бумажный солдат» (2008), «Счастье мое» (2010), «Роль», «Рядом» (2013), «Находка» (2015), в сериалах «Ментовские войны. Эпилог» (2008), «Жить сначала» (2009), «Последний бой» (2013). Играет в спектаклях «Завтра была война», «Боинг-Боинг», «Баба Шанель», «Географ глобус пропил» и др.
|