Мужская работа

Журналист «ОП» поработал дояром на небольшой животноводческой ферме в Азовском районе.

Ломая стереотипы

Доение коров всегда считалось исконно женским занятием, но далеко  не везде. Например, когда я в детстве вместе с другом приехал к его дедушке в деревню, то очень удивился, узнав, что корову здесь всегда доил глава семьи. Сегодня же разделение на мужские и женские профессии вообще становится крайне условным. Женщины уверенно осваивают новые сферы, являвшиеся прежде исключительно вотчиной мужчин. Сильная половина человечества также не отстает от прекрасной в увлекательном деле ломки стереотипов. Кто сказал, что доярка – это обязательно женщина?

Чтобы проверить этот тезис, я и отправился в поселок Центрально-Любинский. К тому же сюда вела довольно хорошая, по сравнению с нынешними омскими, дорога. Правда, метров за триста до небольшой фермы, расположенной на подворье дома, асфальт закончился и началась непролазная грязь, ехать по которой можно было только на тракторе. И все же я смог, прыгая между лужами и кучами грязи, добраться до усадьбы предпринимателя Виталия Кабанова. Встретил он меня хитрой улыбкой и вопросом: «Ну и как вам у нас, в деревне?».

По всему было видно, что жить здесь довольно проблематично, несмотря на проведенный природный газ и хорошую дорогу в самой деревне. Дело в том, что работы у сельчан практически нет. Но Виталий не опустил руки, как это часто бывает, а вместе с братьями решил самостоятельно заняться животноводством. В результате появился семейный бизнес – сейчас на ферме работают только родственники.

Начиналось все буквально с нуля, пришлось даже залезть в кредиты, зато сейчас в хозяйстве уже 30 голов крупного рогатого скота, а также свиньи, бараны, кони, куры. Оказывается, такая разноплановость реально необходима, ведь на одном только молоке прожить тяжело. Во время отела количество дойных коров снижается, соответственно и сдавать почти нечего. Вот и сейчас дойное стадо составляет всего 12 голов, при средней производительности 10 литров. Летом у отдельных коров, в основном, породы черно-пестрая голштинская, удои повышаются до 20 литров, чуть меньше у красной степной, зато она более неприхотливая.

–  Молоко, в месяц примерно три – четыре тонны, сдаю на Любинский молзавод, – говорит Виталий Кабанов. – Конечно, в магазинах молоко намного выше по цене, хотя никто и не знает, что за продукт находится в пакетах. Я, например, его ни разу не пробовал. Вот молоко из-под коровы – это действительно и вкусно, и полезно. Пойдемте, попробуем.

К буренке – за молочком

В небольшом загоне рядом с телятами шесть новотельных коров, которым требуется не только утренняя и вечерняя, но и полуденная дойка, потому что иначе потеряешь до четверти надоя, да и телята молока просят. Жданка, Майка, Машка… на мой взгляд, все они одинаковые, эти буренки. А вот Виталий всех прекрасно знает. Вон у той коровы, например, крутой нрав, а эта – кроткая и очень ласковая.

– Дойка у нас производится одним аппаратом, которого пока хватает. Если стадо расширится, будем думать о покупке второго, – поясняет Виталий. – Правда, если отключается свет, доим вручную, благо есть и опыт, и навыки. В том числе и у меня. Ведь я жил в деревне, мама у меня была дояркой, так что с детства знал эту нехитрую науку. Порой приходилось помогать  доить коров, когда родители куда-нибудь уезжали. В жизни надо всему учиться – пригодится.

И все же моим наставником в освоении профессии дояра стал не Виталий, а его дальняя родственница Елена Гриценко, прежде работавшая на ферме. Причем в первый раз она подоила корову, когда ей было 12 лет. Вообще это считается нормальным для деревенской девчонки, которая во всем должна помогать родителям.

Нельзя сказать, что стать дояркой Елена мечтала с детства. Никаких лирических сентенций из серии «коровки, лужок, родное село» я от собеседницы не дождался. Просто жизненные обстоятельства и семейные традиции сложились так, что именно ферма стала местом ее работы.

– Я, между прочим, тоже считаю, что профессию доярки могут освоить и мужчины, хотя пусть лучше это будет женщина. Корова нам легче отдает молоко, может, просто чувствует «родную душу», – говорит Елена. – Главное, не забывайте, что сначала с коровой надо пообщаться, погладить, успокоить и вообще приходить на дойку с хорошим настроением.

Я взял ведро с чистой водой, смочил тряпку и стал мыть вымя. Корова по имени Жданка посмотрела на меня немного недоуменно: кто это такой? Но при этом стояла спокойно, и я перестал бояться, что мне прилетит хвостом или копытом. Затем присоединил аппарат, посмотрел, что молоко пошло. Через несколько минут в стеклянную трубочку молоко перестало поступать, я снял аппарат и перешел к другой деревенской кормилице. Эта оказалась более беспокойной, так что сначала пришлось даже подержать ее за рога, погладить, после чего она разрешила себя подоить.

Пока ждал перехода к следующей, вспомнил про кота Матроскина и поинтересовался, есть ли здесь корова по кличке Мурка? Сзади меня тут же толкнула головой молодая рыжая телочка, которой и решили присвоить это имя. Так я стал крестным, которому крестница в благодарность облизала руки, пахнущие молоком, а когда я уходил, замычала, видимо, прощаясь.

После окончания дойки, которую мы провели вместе с наставницей, молоко из подойника переливаем в ведро. По поверхности плавают «жиринки» – молоко хорошее, с жирностью почти пять процентов. Мы его процеживаем через марлю и переливаем в специальные емкости, не забыв отделить часть для телят, которых я с удовольствием тут же накормил. И сам я с наслаждением пью вкусное парное молоко, которое действительно, как живое. С магазинным  не сравнить.

Без коровы не прожить

За чаем вновь вернулись к разговору о жизни в деревне, которая всегда была трудной. Виталий посетовал на отсутствие техники и своей земли, что мешает развитию кормовой базы, в которой почти нет силоса и сенажа. Поэтому кормить буренок приходится закупаемым сеном и зерном. При этом телега сена в среднем стоит семь тысяч рублей, зерно же значительно дороже, так что только на корма для одной коровы необходимо почти 30 тысяч. А ведь Виталий является предпринимателем, ему субсидии на молоко не положены. Вот и приходится крутиться – продавать мясо, самим на заливных лугах косить сено, искать другие варианты, ведь стоять на месте нельзя.

– Жить можно, если, конечно, работать и не опускать руки, –  говорит Виталий. – В планах все же построить мини-ферму, что, конечно, потребует немало средств, зато, если все получится, то можно будет расширять стадо и продолжать свое дело, которое уже сейчас кормит несколько семей.

Вообще, как говорит Виталий, корова – это основа существования любой деревни. Есть ферма – есть работа в селе.

– Конечно, сыну очень тяжело с таким большим хозяйством. Я пытаюсь помогать советами, –  говорит с улыбкой мама Виталия – Мария Ивановна Спиридонова. – Только вот не всегда слушает, а то бы уже все Любино молоком «залил». Хотя то, что он и другие мои сыновья делают, было и остается нормальным крестьянским трудом, без которого в селе не прожить.


СПРАВКА: В древних рукописях сообщается, что человек начал употреблять молоко и молочные продукты задолго до появления письменности. В древнем вавилонском храме, которому пять тысяч лет, нашли настенные рисунки, изображающие процесс доения коровы. Разница лишь в том, что в наши дни буренку доят с правой стороны, а раньше ее доили сзади. 


КСТАТИ:Чтобы корова при дойке не размахивала хвостом, его привязывают к задней ноге. Первые 2 – 3 струйки из каждого соска следует сдаивать вручную в чистую, покрытую марлей кружку и только потом начинать доение. Садиться надо с правой стороны коровы на невысокую и прочную скамейку. Для молока лучше всего использовать белое эмалированное ведро или ведро-подойник. 

При доении «кулаком» одновременно захватывают руками два соска у основания таким образом, чтобы большой и указательный пальцы находились сверху, а мизинец – возле запирателя соска, сжимая соски последовательно указательным, средним, безымянным пальцами и частично мизинцем, при этом кисть руки остается неподвижной. Молоко выдаивается из соска сверху вниз и струей попадает в подойник. Далее «кулак» разжимают, не отрывая руку от соска, и в сосковый канал поступает очередная порция молока. 
При доении «щипком» сосок, начиная с верхней части, зажимают указательным и большим пальцами. В таком положении пальцы двигаются вниз, выдавливая молоко из сосков в подойник. 

Чтобы корова при дойке не размахивала хвостом, его привязывают к задней ноге. Первые 2 – 3 струйки из каждого соска следует сдаивать вручную в чистую, покрытую марлей кружку и только потом начинать доение. Садиться надо с правой стороны коровы на невысокую и прочную скамейку. Для молока лучше всего использовать белое эмалированное ведро или ведро-подойник. При доении «кулаком» одновременно захватывают руками два соска у основания таким образом, чтобы большой и указательный пальцы находились сверху, а мизинец – возле запирателя соска, сжимая соски последовательно указательным, средним, безымянным пальцами и частично мизинцем, при этом кисть руки остается неподвижной. Молоко выдаивается из соска сверху вниз и струей попадает в подойник. Далее «кулак» разжимают, не отрывая руку от соска, и в сосковый канал поступает очередная порция молока. При доении «щипком» сосок, начиная с верхней части, зажимают указательным и большим пальцами. В таком положении пальцы двигаются вниз, выдавливая молоко из сосков в подойник. 


ФАКТ: Молоко содержит несколько сотен различных химических элементов, но больше всего в нем кальция, фосфора и белка. Поскольку молоко легко переваривается, кальций, фосфор и другие минеральные вещества быстро и эффективно усваиваются организмом. Молочный сахар (лактоза) и основной молочный белок (казеин) находятся только в молоке.

URL: http://omskregion.info/news/40895-mujskaya_rabota/
Дата публикации:05/04/2016 18:41
Автор:Евгений Орлов
Фото:Евгений Кармаев