Алексей Фоменков: «Надо постоянно ставить пред собой новые цели!»

Триумфатор Паралимпийских игр в Пекине мечтает еще раз подняться на чемпионский пьедестал.

Совсем немного времени остается до Олимпийских и Паралимпийских игр в Рио-де-Жанейро. Представлять Россию на них будут и наши земляки. В частности, в паралимпийском плавании – Александр Макаров. А вот триумфатор Пекина Алексей Фоменков неожиданно для специалистов и болельщиков отобраться в национальную сборную на этот раз не сумел. И тем не менее 24-летний заслуженный мастер спорта, многократный призер чемпионатов мира и Европы, чемпион Паралимпийских игр 2008 года не намерен завершать свою карьеру. Он полон сил и готовится  доказать, что его еще рано списывать со счетов.

«Конкуренция просто запредельная»

– Алексей, расскажи, как проходил отбор на Паралимпийские игры в Рио-де-Жанейро?

– Пробиться на Паралимпиаду в этот раз можно было тремя способами. В Рио-де-Жанейро автоматически отбирались первые три номера мирового рейтинга. Это надо было на протяжении предыдущих четырех лет показывать высокие результаты на международных турнирах. Второй способ – на крайнем по времени чемпионате мира занимать место с первого по шестое. И, наконец, завоевать путевку на Игры можно было, победив на чемпионате России.

Первыми двумя шансами мне воспользоваться не удалось, конкуренция в мировом паралимпийском плавании на данный момент не просто высочайшая, а какая-то запредельная. Оставалось первенство страны, которое проходило в начале апреля в подмосковном городе Раменское на базе спортивно-оздоровительного комплекса «Сатурн». В плавании на спине я финишировал третьим, и этот результат был, в принципе, прогнозируем. А вот на своей коронной дистанции 100 метров брассом, на которую были все надежды, я, увы, проиграл в финале чемпиону Паралимпийских игр 2012 года Андрею Гладкову из Волгограда и, таким образом, не попал на свою третью Паралимпиаду.

Обидно, ведь я уступил своему прямому конкуренту всего одно «касание». На четырех годах кропотливой работы крест поставили сотые доли секунды. 

– Ты уже проанализировал причины, по которым оказался вне Рио?

– Сейчас, в последние дни, я только и делаю, что анализирую причины своего непопадания на крупнейший спортивный форум четырехлетия. Наверное, проблема здесь все-таки комплексная. Где-то сделал для себя послабление на тренировке, недоработал. Это спорт высших достижений, в котором нет мелочей. Здесь наряду с победителями есть и побежденные, причем триумфаторов всегда значительно меньше.

Я на высшем уровне выступаю уже больше восьми лет и не устаю поражаться, как стремительно прогрессирует современное плавание. Результаты спортсменов растут как на дрожжах, чуть ли не в геометрической прогрессии. В 2008 году в Пекине я победил с рекордом Паралимпиад. Так вот сейчас с таким результатом я бы даже не пробился в финал крупных международных соревнований. Причина тут и в современной методике подготовки, и в фармакологии.

Выступлению спортсменов с ограниченными физическими возможностями сейчас во всем мире уделяется повышенное внимание. Мы, что называется, постоянно находимся под прицелами телекамер со всеми вытекающими отсюда последствиями. В России, например, существует федеральная программа развития паралимпийских видов спорта. Лучшим спортсменам выплачивается президентская стипендия 30 тысяч рублей в месяц. Хотелось бы, чтобы и на местном уровне внимание к нам не ослабевало. 

«Мое имя играет против меня»

– Многие специалисты считают, что тебе не повезло с медицинской классификацией. Что, если бы ты выступал в другом классе, тебе на многих дистанциях не было бы равных…

– К сожалению, такая проблема существует в паралимпийском спорте. Приведу пример. Мне в одном классе приходится на одних руках соперничать со спортсменами, у которых ДЦП, но при этом они гребут и руками, и ногами. При этом в Пекине на стометровке на спине я был в такой компании четвертым. Сейчас достойно конкурировать с такими пловцами мне просто нереально. Мы с моим тренером ездили в Германию, пытались поменять международную классификацию, но получили отказ. Чтобы паралимпийскому чемпиону поменяли класс, такие прецеденты крайне редки. Парадокс, но сейчас мое имя играет против меня, и ничего с этим поделать нельзя.  

– Кто, по твоему мнению, будет фаворитом на Паралимпиаде в Рио-де-Жанейро на твоей коронной дистанции 100 метров брассом?

– Явно выраженного фаворита, я думаю, нет. Борьба будет упорной, и заранее спрогнозировать, кто станет чемпионом, крайне трудно. Россиянину Гладкову наверняка достойную конкуренцию составят спортсмены из других стран – Германии, Украины, Хорватии. Появилось много новых пловцов, которые в Бразилии могут стать авторами сенсации. В паралимпийском плавании нередко случается, когда на важнейших стартах побеждает «темная лошадка». В конце концов, когда я становился в 2008 году чемпионом Игр, это стало для многих сюрпризом.

«Мечтаю стать тренером»

– Сейчас, когда не надо готовиться к Паралимпийским играм, у тебя появится много свободного времени. На что ты его собираешься потратить?

– Руки опускать я не собираюсь, попробую доказать, что меня рано списывать со счетов, ведь мне всего 24 года, хотя из них я 17 лет отдал плаванию. У нас в сборной России был спортсмен из Челябинска, который показывал высокие результаты и в 50 лет. Этот пример скорее исключение из правил, но тем не менее достоин подражания.

Однако в ближайшие месяцы я планирую все-таки сосредоточить свое внимание не на спорте, а на учебе. Я студент третьего курса Сибирского государственного университета физической культуры, и на носу у меня сессия. Я вообще мечтаю стать тренером и после завершения учебы пойти работать по специальности, заниматься с детьми. Сначала буду помогать своему наставнику Валентине Симоновой, а в будущем хочу набрать свою группу.

– На протяжении всей твоей спортивной карьеры ты занимаешься под руководством заслуженного тренера России Валентины Симоновой. Как она отреагировала на то, что ты пропустишь Паралимпиаду в Рио?

– Мне было всего семь лет, когда мой дедушка привел меня впервые в бассейн к Валентине Ивановне, и большую часть своей жизни я работаю с этим замечательным человеком. Не скажу, что всегда в наших отношениях все гладко. Бывают ситуации, когда существует и недопонимание. Она – строгий тренер. Но главное, что мы, спортсмены, которых она тренирует, видим и понимаем, что она очень за нас переживает. Она ответственна за нас – все наши успехи или неудачи воспринимает как свои личные.

– Я знаю случаи, когда о спортсменах-паралимпийцах после завершения их карьеры быстро забывали и они оказывались на «обочине жизни». Как избежать этого?

– Надо постоянно ставить перед собой цели. Кроме спорта, есть много других сфер, где можно проявить себя. Завершил карьеру – ставь перед собой другие задачи, старайся их решать. Сначала более простые, затем  сложнее.

Кстати, в омском паралимпийском плавании за всю его историю не было случая, когда бы спорт­смен, завершив свою карьеру, не нашел себя в жизни. Многие работают в адаптивных школах, кто-то продолжает приносить пользу на поприще тренера.

Я думаю, что заслуга в этом в первую очередь принадлежит нашим наставникам, которые не только учат нас быстро плавать, но и воспитывают в нас личности.

«Меня узнавали на улице»

– Ты объездил весь мир. Наверное, за исключением Антарктиды, был на всех континентах. Какое воспоминание получилось самым ярким для тебя?

– Помнится, когда я был на чемпионате мира в ЮАР, там на протяжении недели было плюс 50 градусов по Цельсию в тени. Мне, сибиряку, конечно же, было непривычно, но это не помешало успешно выступить на важном турнире. Нас тогда возили на сафари, где было много разных животных, в том числе и экзотических.

Но все-таки самими яркими впечатлениями и по сей день остаются эмоции, связанные с церемониями открытия и закрытия Паралимпийских игр в Пекине в 2008 году. Эпитеты здесь можно применять разнообразные – грандиозно, колоссально, восхитительно! Словами очень трудно передать то, что мы, спортсмены-паралимпийцы, тогда пережили. Через четыре года в Лондоне было не так впечатляюще, все-таки англичане отличаются своей прагматичностью. А в Китае все было окружено человеческой теплотой, душевностью. На протяжении всех Игр мы чувствовали со стороны хозяев искреннюю заботу. И этого никогда не забудешь!

– Ты часто вспоминаешь те мгновения пекинского триумфа?

– Если я скажу, что мне чуть ли не каждую ночь снится эпизод, когда я касаюсь рукой бортика бассейна и понимаю, что стал чемпионом, то погрешу против истины. Но признаюсь, что те мгновения я вспоминаю достаточно часто, особенно в последнее время. Особенно запомнилось, как после приезда домой меня многие люди узнавали на улице. Тогда переполняла гордость за то, что прославил Россию, родной Омск.

Признаюсь, после этого в моей жизни были моменты, когда я говорил себе: «Все, с меня хватит. Завтра на тренировку не пойду». Плавать чуть ли не каждый день по нескольку часов – это тяжело и физически, и морально. Но наутро встаешь и снова идешь в бассейн, потому что у тебя есть цель, к которой ты стремишься. И всплывают в памяти те ощущения, когда ты становишься лучшим в мире. Когда в честь тебя играет гимн твоей страны и ты испытываешь настоящую эйфорию. Хочется испытать это еще раз. И ради этого ты готов пахать и пахать. 

– Ты после победы на Паралимпийских играх в Пекине планировал получить права и купить автомобиль. Удалось ли осуществить задуманное?

– Да, сейчас у меня «Фольксваген Джетта» и «Тойота Супра». Так получилось, что как раз начиная с 2008 года в Омске появились специальные автошколы, где можно получить права на машины с ручным управлением. Поэтому сейчас проблем с получением прав для людей с ограниченными физическими возможностями нет.

URL: http://omskregion.info/news/41626-aleksey_fomenkov_nado_postoyanno_stavit_pred_soboy/
Дата публикации:04/05/2016 05:39
Автор:Вадим Киреев
Фото:Евгений Кармаев