Иван Маленьких: «Мое самое большое желание – работать»

Артист с неординарной судьбой о тайне живого слова, желании учить детей и работе в новом спектакле.

Всего два месяца актер Иван Маленьких выходит на сцену Омского академического театра драмы. Но и этого небольшого срока хватило, чтобы зрители оценили его исполнительское мастерство.

Местами Омск похож на Питер

– Иван Дмитриевич, как вас встретил наш город?

– Омск для меня не чужой. Последние три года я бывал здесь наездами, здесь живут младшая дочь с семьей, внук Никита. Местами Омск мне напоминает Питер. И так же, как в Питере, здесь своя особенная атмосфера. Омичи открыты, доброжелательны, щедры на внимательные, искренние проявления. То же и в самом театре. С первого дня не покидает ощущение, что это одна большая семья, какое-то одушевленное существо. У меня было три срочных ввода. Спектакли очень разные, в том числе и по сложности роли, но неизменной оставалась поддержка людей, с которыми я встречался. Спасибо им всем.

– Вы репетируете в будущем премьерном спектакле режиссера Алексея Крикливого. Расскажите, пожалуйста, об этой работе.

– Мне очень повезло:  Фридрих Горенштейн, «Искупление», режиссер Алексей Крикливый – о таком материале и таком режиссере можно только мечтать. Мы с женой посмотрели спектакль «Время женщин», поставленный Алексеем Крикливым на камерной сцене театра. Спектакль потрясающий! Удивительный по наполненности, атмосфере, живому дыханию. Поэтому я очень обрадовался, когда мне доверили роль в новой постановке, долго не мог поверить в такую удачу. Очень интересно проходят репетиции, обсуждения. Сам материал очень необычный, несуетный, с зонами высочайшего наблюдения. Материал для того, чтобы остановиться и задуматься над жизнью, над собой. Поднимаются вопросы, которые режиссер не боится представить сегодняшнему зрителю. Мое самое большое желание сегодня – работать.

– У вас очень много театральных наград, полученных на различных фестивалях. Насколько они важны для вас?

– У меня актерская судьба не совсем обычная. В театр я пришел поздно, уже сложившимся человеком, когда мне было за сорок. И мне всегда были интересны другие вещи, нежели награды. Театр «У Моста» был моим единственным театром в жизни. Мы ездили по многим фестивалям, на которых несколько моих работ были отмечены. Но как-то так получалось, что я почти ни разу не попал ни на одно торжественно-вручительное мероприятие – то болел, то уезжали с фестиваля раньше закрытия. Долгое время театр был для меня параллельной жизнью. И сейчас понимаю, что это было не случайно, что такая установка была внутри меня. Жизнь объемнее, чем театр, и у меня была другая реальность, в которой я существовал. Всегда старался поддерживать в себе это ощущение, что я не только актер.

«Он лирик и физик и учит детей…»

– Вы окончили педагогический институт и по своей первой профессии учитель.

– Я даже один год работал в школе учителем физики. Правда, иногда уроки заканчивались не совсем обычно. Например, я начинал читать своим ученикам монолог Скупого рыцаря из «Маленьких трагедий» Александра Сергеевича Пушкина. Как раз тогда готовился к поступлению в театральное училище.

– А ваше увлечение театром с чего началось?

– Когда учился в пединституте, занимался в хорошей театральной студии. Руководила ею известный в Перми педагог Наталья Николаевна Тихвинская. А когда меня распределили работать в школу в 60 километрах от Перми, то после уроков ездил в город на спектакли, репетиции. Потом работал в народном театре, у истоков которого стоял Марк Захаров. Был там заведующим постановочной частью, играл в спектаклях. Лев Футлик поставил с нами «Балаганчик», «Незнакомку», «Розу и Крест» Александра Блока. Эти три работы никто раньше вместе не ставил, а у нас получилось. В юбилей поэта мы провели «Блоковскую ночь» и до утра играли эти спектакли.

– В Интернете есть отзыв одного из ваших учеников о проекте «Театр Живого слова» в детской киноакадемии. Ученик называет вас гениальным учителем.

– Общеизвестно, что гениальны на самом деле дети, притом все без исключения. В течение десяти лет я работал в детской киноакадемии, созданной как эксперимент на базе обычной общеобразовательной школы в Перми. Там был собран сильный коллектив учителей, артистов, работников телевидения. Был свой идеолог – Лев Иудович Футлик, руководитель народного театра, в котором я работал. Это была такая лаборатория, из которой выросло много хороших людей. Недавно узнал, что один из моих учеников теперь директор, художественный руководитель и актер Пермского театра кукол «Туки-Луки». Кстати, они приезжали прошлым летом на фестиваль в Омск.

– Для вас это важно – учить?

– Это желание возникло однажды и никогда не исчезало. Оно по-разному у меня реализовывалось. Одна из форм – «Театр Живого слова». Дети сейчас мало читают. Поэтому одно время меня очень увлекла идея помочь школьникам встретиться с живым словом. Ведь литературная программа в школе чудесная, авторы замечательные. Я сделал несколько композиций по произведениям Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Сергея Есенина и увидел встречный интерес в учителях и ребятах. Я приходил в класс, мы сдвигали парты к стене, ставили полукругом стулья и в течение 40–45 минут общались через живое слово, глаза в глаза. С некоторыми классами я встречался из года в год. Они взрослели, и литературный материал взрослел. Появлялись произведения Твардовского, Шекспира. Учительство никогда не оставляло меня. Может быть, и в Омске эта стезя продолжится.

– В моем детстве раз в месяц к нам в школу приезжали артисты, и актовый зал, где в будни была столовая, превращался в сказочное место. Незабываемые впечатления на всю жизнь.

– Это более точный контакт, более целенаправленное попадание живого слова в душу ребенка.

Там памятью согреты стены

– Много лет вы служили в пермском Театре «У Моста», который называют авторским, потому что все эти годы им руководит и ставит спектакли один человек.

– В Театр «У Моста» меня пригласил его основатель Сергей Федотов. Пригласил прямо на улице, когда мы случайно встретились. Я тогда уже преподавал актерское мастерство в Пермском институте культуры. Мы только что выпустили курс, а другой еще не набирался. В этот момент мы и встретились с Сергеем.

– В вашем солидном репертуарном листе есть женская роль Мэг из спектакля «Красавица из Линэна».

– Мне всегда женские роли нравились больше, чем мужские. Потому что они более выразительные, более эмоциональные, противоречивые. Женская природа гораздо интереснее, чем мужская. Я несколько раз выходил на сцену в женских образах. В спектакле «Женитьба Бальзаминова» по Александру Островскому играл сваху. А роль Мэг из пьесы МакДонаха «Красавица из Линэна» моя самая любимая. В ней была для меня особая магия.

– Актриса Марина Бабошина, ваша дочь, уже получила первое признание на омской сцене. Вы помогаете ей в профессии?

– Она вполне сложившаяся актриса, настоящая моя коллега. У Марины есть свой поэтический спектакль «Планеты людей» по произведениям Владимира Набокова и Иосифа Бродского, он играется в театральном салоне «Ретро». Мне и самому хочется почитать там «Евгения Онегина».

– Вы сказали, что Омский театр драмы напоминает вам семью…

– Здесь все стены согреты фотографиями. Лица, лица, лица. Люди, которые здесь работали, не уходят отсюда навсегда. Театр уникальный, красоты неописуемой. Очень уютный. По архитектуре сделан, как питерский БДТ. И люди здесь очень хорошие.
В Омске вообще люди хорошие. Поначалу я плохо ориентировался в городе и однажды спросил женщину, как мне пройти по такому-то адресу. И она остановилась, выслушала, подумала, дважды позвонила своим знакомым, все уточнила и объяснила мне самый оптимальный путь. Я сказал, что обязательно расскажу про нее всем пермякам.


Досье «ОП»:

Иван Дмитриевич Маленьких, российский артист. Родился 28 июня 1954 года в Пермском крае. Окончил Пермский государственный педагогический институт по специальности «учитель физики» (1975), Высшее театральное училище имени Бориса Щукина по специальности «режиссура» (1984).

Работал в Народном театре под руководством Льва Футлика, руководил детским коллективом в Пермском городском дворце пионеров, преподавал в Пермском институте культуры, в детской киноакадемии.

Служил в пермском театре «У Моста» (1994–2011).

С февраля 2016 года является артистом Омского академического театра драмы.

Обладатель большого количества наград различных театральных форумов. Номинант Национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «За лучшую мужскую роль»(2010).

Играл в спектаклях пермского театра «У Моста» «Женитьба», «Игроки», «Дядя Ваня», «Мастер и Маргарита», «Зойкина квартира», «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Преступление и наказание» и многих других.

В Омском академическом театре драмы играет в спектаклях «На всякого мудреца довольно простоты», «Игроки», «Поздняя любовь».

Дочь Марина Бабошина – актриса Омского академического театра драмы. Дважды отмечена на фестивале «Лучшие театральные работы года»: специальный приз жюри (2015 г.), «Лучшая женская роль второго плана» (2016 г.).

URL: http://omskregion.info/news/41635-ivan_malenkix_moe_samoe_bolshoe_jelanie__rabotat/
Дата публикации:04/05/2016 06:18
Автор:Маргарита Зиангирова
Фото:Евгений Кармаев