«Радио – это мой дом»

«Радио –  это мой дом»

Дата публикации 11 мая 2016 06:19 Автор Светлана Васильева Фото Евгений Кармаев

Историю омского радио создавали легендарные личности и творческие династии.

Омскому радио исполнилось  90 лет. Первую передачу в 1926 году выдали в эфир омские радиолюбители под руководством инженера Николая Купревича из его квартиры. Тут же было создано общество друзей радио. Омск стал первым из городов Сибири, где было организовано собственное радиовещание.

Первая в профессии

Четыре дня в неделю передача «Ежедневник» начинается словами: «Добрый день! У микрофона Лариса Белобородова». А многие омичи помнят, как в финале музыкальных передач звучало: «Звукорежиссер Нелли Белобородова». Нелли и Лариса – мать и дочь, каждая из которых проработала в радиоэфире по 30 лет.

Нелли Белобородова в 1966 году пришла в областной телерадиокомитет, потому что услышала объявление о конкурсе на должность техника. Нелли и была дипломированным техником, работала в дирекции радиотрансляционной сети. Ее немного удивило, что председатель телерадиокомитета Анна Каневская расспрашивает ее о том, чем она увлекается, ходит ли в кино, театр, цирк, какую музыку любит слушать, играет ли на музыкальных инструментах. Оказалось, требуется не просто техник, а звукорежиссер. Об этой специальности тогда никто не имел представления. Нелли стала первой в Омске и одной из первых за Уралом, кто освоил эту профессию.

Первое испытание – Нелли предстояло записать программу государственного оркестра русских народных инструментов, которым в то время руководил легендарный Владимир Федосеев. Экзамен был сдан на «отлично» – музыканты, которые записывались только в столичных студиях,  были в восторге. Потом была учеба на курсах на Всесоюзном радио и самостоятельное постижение профессии.

В Доме радио – лучшая в городе концертная студия. Кроме радио­программ здесь записывали солистов-вокалистов, хоры и оркестры. Нелли Белобородова – в течение 25 лет единственный в городе звукорежиссер высшей категории – сделала записи более тысячи профессиональных исполнителей. Среди них народные артисты СССР, солисты  Большого театра М. Кастрашвилли, В. Левко, В. Пьявко, В. Атлантов, Б. Штоколов, П. Лисициан, А. и М. Александрович. Борис Штоколов с бобиной омской записи своего концерта ездил на гастроли. Прекрасно удавались Нелли Белобородовой и записи знаменитых коллективов:  Симфонического оркестра под управлением Е. Светланова, Эстонского мужского хора под руководством Г. Эрнесакса.

С последним коллективом произошла забавная история, ставшая легендой. Приехав в Омский Дом радио, солисты известного на весь мир коллектива никак не ожидали увидеть за пультом молоденькую хрупкую женщину – звукорежиссера, и стали «капризничать»: где здесь можно побриться, где почистить зубы и т. п. Спустя полчаса Нелли Сергеевна сумела их успокоить, и они начали работать. После того как «горячие эстонские парни» услышали результат – запись своего пения, они устроили 20-минутную овацию звукорежиссеру – на шум аплодисментов тогда сбежались почти все работники Дома радио.

 – Я с двух лет привыкла сидеть тихо в уголке студии и наблюдать за работой мамы, – рассказывает журналистка Лариса Белобородова. – Какие люди приходили на радио: знаменитые композиторы Андрей Петров, Арно Бабаджанян, режиссеры и артисты ведущих театров страны. Наш земляк, знаменитый диктор ЦТ «дядя Володя» из программы «Спокойной ночи, малыши» В. Ухин делал маме бесплатную рекламу – рассказывал своим московским коллегам и артистам, что в его родном городе есть удивительный звукорежиссер по имени Нелли. А еще каждый месяц были записи Омского симфонического оркестра. С музыкальным редактором Тамарой Муренец мама ездила по селам и деревням области и там записывала уникальные фольклорные коллективы и исполнителей. Кстати, «визитную карточку» Омского государственного русского народного хора, когда он впервые отправился на гастроли в Великобританию, тоже делала Нелли Белобородова.

Две тысячи интервью

Лариса с детства знала, что должна работать только здесь, где интересно, где узнаешь больше, чем на уроках. Кем? Когда увидела, как работает Михаил Иловайский с Михаилом Ульяновым и Юлией Борисовой, решила, что обязательно станет радиорежиссером. Записывали фрагмент из романа «Идиот» Достоевского. Закончив, Юлия Борисова вышла обессиленная, в слезах. Вахтанговский режиссер Симонов подавал ей платок, а Михаил Ульянов спрашивал у своего бывшего педагога по театральной студии: «Ну как?». Иловайский ответил: «На троечку». И актеры были счастливы это услышать.

После окончания пединститута Лариса готова была работать в Доме радио на любой должности, даже техничкой. Ее приняли на свободную ставку оператора, ведь она освоила монтаж еще подростком.

Потом была учеба в Москве, в группе Эмиля Верника, в то время главного режиссера Всесоюзного комитета по телевидению и радиовещанию. Спецкурсы по режиссуре и радиожурналистике сдала на «отлично». Вернувшись, год днем работала режиссером, а по вечерам брала интервью и готовила репортажи. Предложили перейти на журналистскую работу, согласилась и занимается ею по сей день.

– Лариса, сколько ты взяла интервью у известных артистов, музыкантов, политиков? Наверное, сотни?

 – Думаю, полторы тысячи. Может быть, две.

 –  Какие особенно запомнились?

 – С Аллой Пугачевой. Она три дня выступала на стадионе «Красная звезда» с Киркоровым, Орбакайте, Пресняковым, молодой еще группой «А – Студио». Несколько раз назначала мне время, а потом откладывала разговор. В конце концов я записала интервью поздно ночью, домой добралась в четвертом часу. Ее директор звонил, справлялся, благополучно ли доехала. Совершенно иным, чем на телеэкране, увидела Кашпировского. Он начал отвечать на вопросы, а через несколько минут замолчал, ушел в другой конец студии, включил на диктофоне запись, слушал ее. Так происходило за время беседы три раза. Я поняла, что Кашпировский не только меня не смог загипнотизировать. Я его каким-то образом заблокировала, что он забывал, о чем говорить, и нуждался в подсказке.

У Ларисы Белобородовой немало наград журналистских конкурсов – местных, сибирских, российских. А самой значимой она считает грамоту им. генерала Алексеева УВД по Омской области. Ее вручили за репортажи, сделанные во время трех поездок в горячие точки. В 1994 году возник конфликт между Северной Осетией и Ингушетией, в районе кровавых событий было объявлено чрезвычайное положение. Лариса отправилась в командировку вместе с бойцами омского ОМОНа, трое из которых погибли. Об этом конфликте не сообщали центральные СМИ, ее репортаж в программе Игоря Зорина на «Радио России» был первым, и журналистке в Омск звонили с вопросами столичные родственники участников боев.

Потом она в 1995 году побывала на первой чеченской войне, сразу после взятия Грозного. Журналистов с центральных каналов допустили позднее, организовав охрану. А в 1999-м путь лежал в Дагестан и вновь в Чечню. Три командировки – месяц среди опасности. Однажды она ехала на грузовике «Урал» с письмами и подарками бойцам-землякам по дороге среди гор Чечни, в полной тишине, и почувствовала, что автомобиль под прицелом. «А понимала, что там страшно, только когда возвращалась в Омск, и очень трудно входила в мирную жизнь».

Как автор передачи «На страже закона», Лариса Белобородова входила в состав Общественного совета УВД по Омской области, награждена медалью «За мужество и гуманизм».

Магия эфира

Ларисе приходилось писать о политике, экономике, истории, культуре. В ее нынешней программе самым разным темам находится место. На работу она приходит в 6 часов утра. И – до вечера. А в дни ГКЧП в 1991 году у Ларисы и ее коллег рабочий день длился 48 часов. 25 лет не была ни дня на бюллетене. Перед отпуском готовит солидный задел программ. Чтобы работать в таком режиме, надо очень любить свое дело. Она так и говорит: «В моей работе важна любовь.  К радио. Никогда не мечтала о телевидении. Там результат зависит от многих людей, кто-то может быть не в духе, и все идет не так. А на радио я делаю все сама – интервью, монтаж, выход в эфир. Сколько уникальных радиопроектов было создано. Например, в начале 90-х это была «Жатва», которую придумали наши руководители Валерий Беляев, Леонид Кудрявский  и Михаил Шахнович. С этой программой поменялось почти все: сетка вещания, формат, стиль, режим работы. Для нее я придумала специальную заставку, подобрала музыку. Рейтинг программы «Жатва» был таким высоким, что этим опытом заинтересовались коллеги из Москвы и Санкт-Петербурга. Потом была «Панорама», затем «55 регион», «Искусство быть здоровым», «Как живешь, город?» и «Мой Омск».

Она любит слушателей, многим помогла, добившись устранения коммунальных бедствий. Кому-то – устроиться в больницу, достать детям путевки в садик. На радио к популярным ведущим по-прежнему обращаются с просьбами о содействии.

За 30 лет работы Ларисы изменилось многое, но любовь к радио осталась прежней. Она говорит: «Несмотря на то что для меня

с детства не существовало тайны создания передач, сюжетов, интервью, непостижимое чувство волшебства, магии эфира осталось. Так же как и уважения к людям, которые здесь работают, творят».

Распечатать страницу

Материалы свежего номера

Тема номера

Ремонт ко двору

Ремонт ко двору

В Омске стартовал масштабный проект ...

К 100-летию «Омской правды»

Летопись века

Летопись века

В нашем редакционном архиве мы случайно обнаружили ...

Информбюро

Автобус за пять минут,

Автобус за пять минут,

В Омске появится новая маршрутная сеть, ...

Власть

«Обеспечить старшему поколению достойную жизнь»

«Обеспечить старшему ...

Правительство Омской области и ветеранские ...

Экономика

Городу поставили диагноз

Городу поставили диагноз

Омичи обсудили возможности для ...

Политакцент

Сергей Грушичев: «Жителям Левобережья нужен депутат, который будет отстаивать их интересы»

Сергей Грушичев: «Жителям ...

О новых принципах работы партии власти, отношении к ...

Социум

Надбавка за детей

Надбавка за детей

Кому выгоден перерасчет пенсии?

Строительство

Ремонт ко двору

Ремонт ко двору

Омске стартовал партийный проект «Городская ...

Культура

Праздник на нашей улице

Праздник на нашей улице

Пешеходный Любинский проспект может стать новой ...

Наследие

История не из учебника

История не из учебника

В начале 1717 года из России приглашается в Тобольск ...

Спорт

В шаге от «регулярки»

В шаге от «регулярки»

«Авангард» готовится к «гладкому» чемпионату КХЛ ...

Здоровье

Андрей Стороженко: «Омская медицина  получит еще 140 миллионов на развитие санитарной авиации»

Андрей Стороженко: ...

Об этом зампредседателя областного правительства, ...

Актуально

Вот зараза!

Вот зараза!

Мифы и факты об африканской чуме свиней.

Спецпроекты

Юрий Тетянников: «Единая Россия»будет следить за вредными выбросами в атмосферу»

Юрий Тетянников: «Единая ...

Гость общественной приемной пообещал читателям ...

Правдивая история

«Свежий номер с частицей моей души»

«Свежий номер с частицей ...

18 лет в «Омской правде» работала легенда омской ...

Добавить комментарий
Загрузка...

Блоги

Виктория Богданова

Виктория БогдановаПроизводитель одежды, креативный директор бренда MacushkaОмск может претендовать на звание столицы российского дизайна

Если спросить омичей, что они знают о легкой промышленности в ...
Заборских Александр

Заборских АлександрТот случай, когда гонзо-журналистика - единственный оптимальный видСходка омских анимешников, или Срочная фрисби-реанимация

В среде молодежи всегда были альтернативные течения. Это уже ...
Белкин Евгений

Белкин ЕвгенийИТ- обозреватель, техноблогерНемецкий рейс: репортаж из 1990-х

Первый пассажирский авиарейс из Омска в Германию был выполнен ...

Все авторы блогов