«Радио – это мой дом»

Историю омского радио создавали легендарные личности и творческие династии.

Омскому радио исполнилось  90 лет. Первую передачу в 1926 году выдали в эфир омские радиолюбители под руководством инженера Николая Купревича из его квартиры. Тут же было создано общество друзей радио. Омск стал первым из городов Сибири, где было организовано собственное радиовещание.

Первая в профессии

Четыре дня в неделю передача «Ежедневник» начинается словами: «Добрый день! У микрофона Лариса Белобородова». А многие омичи помнят, как в финале музыкальных передач звучало: «Звукорежиссер Нелли Белобородова». Нелли и Лариса – мать и дочь, каждая из которых проработала в радиоэфире по 30 лет.

Нелли Белобородова в 1966 году пришла в областной телерадиокомитет, потому что услышала объявление о конкурсе на должность техника. Нелли и была дипломированным техником, работала в дирекции радиотрансляционной сети. Ее немного удивило, что председатель телерадиокомитета Анна Каневская расспрашивает ее о том, чем она увлекается, ходит ли в кино, театр, цирк, какую музыку любит слушать, играет ли на музыкальных инструментах. Оказалось, требуется не просто техник, а звукорежиссер. Об этой специальности тогда никто не имел представления. Нелли стала первой в Омске и одной из первых за Уралом, кто освоил эту профессию.

Первое испытание – Нелли предстояло записать программу государственного оркестра русских народных инструментов, которым в то время руководил легендарный Владимир Федосеев. Экзамен был сдан на «отлично» – музыканты, которые записывались только в столичных студиях,  были в восторге. Потом была учеба на курсах на Всесоюзном радио и самостоятельное постижение профессии.

В Доме радио – лучшая в городе концертная студия. Кроме радио­программ здесь записывали солистов-вокалистов, хоры и оркестры. Нелли Белобородова – в течение 25 лет единственный в городе звукорежиссер высшей категории – сделала записи более тысячи профессиональных исполнителей. Среди них народные артисты СССР, солисты  Большого театра М. Кастрашвилли, В. Левко, В. Пьявко, В. Атлантов, Б. Штоколов, П. Лисициан, А. и М. Александрович. Борис Штоколов с бобиной омской записи своего концерта ездил на гастроли. Прекрасно удавались Нелли Белобородовой и записи знаменитых коллективов:  Симфонического оркестра под управлением Е. Светланова, Эстонского мужского хора под руководством Г. Эрнесакса.

С последним коллективом произошла забавная история, ставшая легендой. Приехав в Омский Дом радио, солисты известного на весь мир коллектива никак не ожидали увидеть за пультом молоденькую хрупкую женщину – звукорежиссера, и стали «капризничать»: где здесь можно побриться, где почистить зубы и т. п. Спустя полчаса Нелли Сергеевна сумела их успокоить, и они начали работать. После того как «горячие эстонские парни» услышали результат – запись своего пения, они устроили 20-минутную овацию звукорежиссеру – на шум аплодисментов тогда сбежались почти все работники Дома радио.

 – Я с двух лет привыкла сидеть тихо в уголке студии и наблюдать за работой мамы, – рассказывает журналистка Лариса Белобородова. – Какие люди приходили на радио: знаменитые композиторы Андрей Петров, Арно Бабаджанян, режиссеры и артисты ведущих театров страны. Наш земляк, знаменитый диктор ЦТ «дядя Володя» из программы «Спокойной ночи, малыши» В. Ухин делал маме бесплатную рекламу – рассказывал своим московским коллегам и артистам, что в его родном городе есть удивительный звукорежиссер по имени Нелли. А еще каждый месяц были записи Омского симфонического оркестра. С музыкальным редактором Тамарой Муренец мама ездила по селам и деревням области и там записывала уникальные фольклорные коллективы и исполнителей. Кстати, «визитную карточку» Омского государственного русского народного хора, когда он впервые отправился на гастроли в Великобританию, тоже делала Нелли Белобородова.

Две тысячи интервью

Лариса с детства знала, что должна работать только здесь, где интересно, где узнаешь больше, чем на уроках. Кем? Когда увидела, как работает Михаил Иловайский с Михаилом Ульяновым и Юлией Борисовой, решила, что обязательно станет радиорежиссером. Записывали фрагмент из романа «Идиот» Достоевского. Закончив, Юлия Борисова вышла обессиленная, в слезах. Вахтанговский режиссер Симонов подавал ей платок, а Михаил Ульянов спрашивал у своего бывшего педагога по театральной студии: «Ну как?». Иловайский ответил: «На троечку». И актеры были счастливы это услышать.

После окончания пединститута Лариса готова была работать в Доме радио на любой должности, даже техничкой. Ее приняли на свободную ставку оператора, ведь она освоила монтаж еще подростком.

Потом была учеба в Москве, в группе Эмиля Верника, в то время главного режиссера Всесоюзного комитета по телевидению и радиовещанию. Спецкурсы по режиссуре и радиожурналистике сдала на «отлично». Вернувшись, год днем работала режиссером, а по вечерам брала интервью и готовила репортажи. Предложили перейти на журналистскую работу, согласилась и занимается ею по сей день.

– Лариса, сколько ты взяла интервью у известных артистов, музыкантов, политиков? Наверное, сотни?

 – Думаю, полторы тысячи. Может быть, две.

 –  Какие особенно запомнились?

 – С Аллой Пугачевой. Она три дня выступала на стадионе «Красная звезда» с Киркоровым, Орбакайте, Пресняковым, молодой еще группой «А – Студио». Несколько раз назначала мне время, а потом откладывала разговор. В конце концов я записала интервью поздно ночью, домой добралась в четвертом часу. Ее директор звонил, справлялся, благополучно ли доехала. Совершенно иным, чем на телеэкране, увидела Кашпировского. Он начал отвечать на вопросы, а через несколько минут замолчал, ушел в другой конец студии, включил на диктофоне запись, слушал ее. Так происходило за время беседы три раза. Я поняла, что Кашпировский не только меня не смог загипнотизировать. Я его каким-то образом заблокировала, что он забывал, о чем говорить, и нуждался в подсказке.

У Ларисы Белобородовой немало наград журналистских конкурсов – местных, сибирских, российских. А самой значимой она считает грамоту им. генерала Алексеева УВД по Омской области. Ее вручили за репортажи, сделанные во время трех поездок в горячие точки. В 1994 году возник конфликт между Северной Осетией и Ингушетией, в районе кровавых событий было объявлено чрезвычайное положение. Лариса отправилась в командировку вместе с бойцами омского ОМОНа, трое из которых погибли. Об этом конфликте не сообщали центральные СМИ, ее репортаж в программе Игоря Зорина на «Радио России» был первым, и журналистке в Омск звонили с вопросами столичные родственники участников боев.

Потом она в 1995 году побывала на первой чеченской войне, сразу после взятия Грозного. Журналистов с центральных каналов допустили позднее, организовав охрану. А в 1999-м путь лежал в Дагестан и вновь в Чечню. Три командировки – месяц среди опасности. Однажды она ехала на грузовике «Урал» с письмами и подарками бойцам-землякам по дороге среди гор Чечни, в полной тишине, и почувствовала, что автомобиль под прицелом. «А понимала, что там страшно, только когда возвращалась в Омск, и очень трудно входила в мирную жизнь».

Как автор передачи «На страже закона», Лариса Белобородова входила в состав Общественного совета УВД по Омской области, награждена медалью «За мужество и гуманизм».

Магия эфира

Ларисе приходилось писать о политике, экономике, истории, культуре. В ее нынешней программе самым разным темам находится место. На работу она приходит в 6 часов утра. И – до вечера. А в дни ГКЧП в 1991 году у Ларисы и ее коллег рабочий день длился 48 часов. 25 лет не была ни дня на бюллетене. Перед отпуском готовит солидный задел программ. Чтобы работать в таком режиме, надо очень любить свое дело. Она так и говорит: «В моей работе важна любовь.  К радио. Никогда не мечтала о телевидении. Там результат зависит от многих людей, кто-то может быть не в духе, и все идет не так. А на радио я делаю все сама – интервью, монтаж, выход в эфир. Сколько уникальных радиопроектов было создано. Например, в начале 90-х это была «Жатва», которую придумали наши руководители Валерий Беляев, Леонид Кудрявский  и Михаил Шахнович. С этой программой поменялось почти все: сетка вещания, формат, стиль, режим работы. Для нее я придумала специальную заставку, подобрала музыку. Рейтинг программы «Жатва» был таким высоким, что этим опытом заинтересовались коллеги из Москвы и Санкт-Петербурга. Потом была «Панорама», затем «55 регион», «Искусство быть здоровым», «Как живешь, город?» и «Мой Омск».

Она любит слушателей, многим помогла, добившись устранения коммунальных бедствий. Кому-то – устроиться в больницу, достать детям путевки в садик. На радио к популярным ведущим по-прежнему обращаются с просьбами о содействии.

За 30 лет работы Ларисы изменилось многое, но любовь к радио осталась прежней. Она говорит: «Несмотря на то что для меня

с детства не существовало тайны создания передач, сюжетов, интервью, непостижимое чувство волшебства, магии эфира осталось. Так же как и уважения к людям, которые здесь работают, творят».

URL: http://omskregion.info/news/41774-radio__eto_moy_dom/
Дата публикации:11/05/2016 06:19
Автор:Светлана Васильева
Фото:Евгений Кармаев