Мой любимый город

Продолжаем конкурс читательских писем

«Хочу тоже признаться в любви к родному городу, омичам. И рассказать о том, как мы жили здесь и каким был наш город много лет назад.

Сама я коренная омичка. Родилась в Омске 16 октября 1935 года. Мой отец Василий Захарович Колмогоров был профессиональным шофером, прошел всю войну, дошел до Берлина, после чего вернулся в Омск к семье. Мама Анна Харлампьевна работала на «Электроточприборе» в военизированной охране. Сестра Анастасия в войну трудилась на заводе имени Розы Люксембург, а потом на мыловаренном заводе начальником цеха. Мыловаренный завод находился на месте торгового комплекса «Каскад», а «Розочка» (так ласково называли омичи завод имени Розы Люксембург) располагался напротив.

Когда я родилась, мы жили в так называемом жактовском доме по улице Садовая, 7. Это был одноэтажный дом, который примыкал к зданию райвоенкомата. Он и сейчас там стоит, правда, уже не жилой. Я часто прохожу мимо этого дома и вспоминаю свое детство. Вспоминаю большой двор, соседние дома барачного типа, овощехранилище под нашим домом, сараи, водокачку и деревянные тротуары. Довоенное детство мое проходило в основном с бабушкой Феклой Андреевной Колмогоровой. Родители много работали, а с бабушкой мы были почти неразлучны. Особенно мне нравились наши совместные походы на Казачий рынок, ведь идти нужно было мимо цирка с огромными афишами. Это было прекрасное время, но война разлучила нас с Феклой Андреевной на много лет. Так получилось, что накануне войны моя любимая бабушка надумала поехать в гости к дочери в Шадринск. Там ее и застало страшное известие. Всю вой­ну она провела у родственников и только после победы вернулась в родной Омск и к нам.

Война очень изменила нашу жизнь. Мы остались без бабушки, папа ушел на фронт. В домах отключили электричество, жить стали при свечах, и в нашей квартире появились мыши. Мы с сестрой очень боялись грызунов, залезали на кровать, мама пыталась их бить, а потом принесла в саквояже большого сибирского кота, который временно у нас поселился. Я осталась без бабушки, и мне пришлось пойти в детский сад. Одноэтажный деревянный дом со ставнями находился в конце улицы Садовой, недалеко от управления железной дороги, где сейчас получают знания студенты академии железнодорожного транспорта. К садику я привыкала долго, все время хотелось домой. На корточках сидела у щели в заборе, ждала мамочку. А она приходила за мной по тропинке – худенькая, в военной форме: юбочка, гимнастерка, пилотка, серый плащ.

В 1943 году я пошла учиться в школу № 64. Образовательное учреждение все время меняло адрес прописки. То оно было на улице Чкалова, то в деревянном доме за Казачьим рынком, потом на улице Веры Засулич в большом кирпичном здании, где сейчас диагностический центр. Довелось поучиться и в здании, расположенном на углу улиц Республики и 20 лет РККА. И это всего за два военных года.

В войну мы жили очень тяжело. Помню, был случай. Как-то я возвращалась домой и несла обед из столовой для детей фронтовиков. Столовая не работала, и обеды выдавались на руки. Так вот с этим обедом я поскользнулась во дворе дома на помойке и все пролила. В это время на крыльцо вышла моя старшая сестра. Мы очень были с ней огорчены. Но были и хорошие моменты. Во время войны у нас квартировали два офицера-лейтенанта, они помогли моей сестре, которая после окончания курсов математиков учительствовала в селе Карасук, вернуться в Омск.

После войны, когда приехал папа, мы стали жить в частном домике по улице Потанина. И я пошла учиться в железнодорожную школу № 20 на углу улиц Пушкина и Маяковского, которая тогда называлась Кузнечной. Улица была грязная, неасфальтированная, идти было далеко. Выходила по темноте, шла и повторяла про себя уроки. Но сама школа мне очень понравилась. До этого я училась в женской школе, где на уроках было всегда шумно и нервная худенькая учительница все никак не могла нас успокоить. В новой же, с мальчиками, была дисциплина. Учительница оказалась спокойной, голоса не повысит. Тишина такая на уроке стояла, муха пролетит – слышно. Это меня в первый день очень удивило. Вообще учительницу свою Серафиму Павловну Быкову мы очень любили. Встречали ее до уроков, помогали нести тетрадки. Даже выпускной после четвертого класса отмечали у нее дома.

С пятого класса я уже училась в школе № 46 и окончила ее с серебряной медалью. Школа находилась за ипподромом. Все свободное время мы проводили с друзьями в Колхозном переулке. Игры в основном были спортивные. Часто поиграть в волейбол мы ездили в парк культуры и отдыха имени 30-летия ВЛКСМ. Общественного транспорта, да и личного тоже, тогда было очень мало. Но у меня был велосипед. Моя подружка Майя Васильева усаживалась вместе с мячиком на багажник, и мы ехали в парк.

Среди любимых развлечений были кино и танцы. Заниматься бальными танцами с подругой ходили в мужскую школу. В юности танцы были моей страстью. Где я только не танцевала. Кажется, на всех городских танцплощадках побывала. Но любимым местом оставался горсад. Студенческие мои годы связаны с учебой на факультете иностранных языков в пединституте. История, что была со школами, там повторилась. Факультет переезжал из одного здания в другое, и только на пятом курсе мы стали учиться в своем корпусе на улице Партизанской, из окон которого в то время было видно, как строится Ленинградский мост.

Зинаида Васильевна Старцева (Колмогорова)».

URL: http://omskregion.info/news/42615-moy_lyubimy_gorod/
Дата публикации:15/06/2016 05:52