Лариса Удовиченко: «Себя великой не считаю»

Любимая актриса многих россиян о своих родителях, работе с гениями и желании играть на сцене.

В антрепризном спектакле «Игра на вылет», показанном в Омске, народная артистка России Лариса Удовиченко сыграла одну из главных ролей. Корреспондент «ОП» встретился с актрисой.

Рядом с гениями

– Лариса Ивановна, вы – счастливый человек. Учились у ведущих мастеров советского кино Тамары Макаровой и Сергея Герасимова, работали с Иннокентием Смоктуновским, которого при жизни называли гением, снимались с Владимиром Высоцким. Уже одних этих имен достаточно для того, чтобы сказать: творческая жизнь состоялась.

– Да, мне на самом деле повезло с первых шагов в профессии.

– А каким был, например, Иннокентий Смоктуновский в жизни?

– Я была еще студенткой, когда мой мастер Сергей Аполлинариевич Герасимов начал снимать фильм «Дочки-матери», в котором роль моего отца играл Иннокентий Михайлович. Это был мой первый фильм. Каким был Смоктуновский? Тихим, ходил в растянутом свитере, неотутюженных брюках, стоптанных ботинках. А мне казалось, что он должен быть в смокинге с бабочкой и лаковых туфлях. Это я потом поняла, что только потому, что он великий, он ходит в том, в чем ему удобно, чтобы ничего не стесняло, не тянуло в сторону. Себя я великой не считаю, но теперь тоже хожу, в чем уютно, кроме светских раутов, разумеется.

– Это верно, что в фильме Сергея Говорухина «Место встречи изменить нельзя» вы должны были играть не Маньку-облигацию, а лейтенанта Синичкину?

– Да, вначале мне предложили роль девушки-милиционера, но она мне показалась скучной. Я сказала об этом Говорухину и попросила роль Маньки. Станислав Сергеевич возразил: мол, посмотри на себя, какая из тебя проститутка?! Мне ведь тогда было только 20 лет, и я была девочкой из хорошей семьи. Потом на эту роль пробовались многие актрисы. В итоге режиссер отдал ее мне, сказав, что если я очень хочу ее сыграть, то она у меня обязательно получится. В образе Маньки-облигации я передала свое детское представление о дамах легкого поведения.

– А партнеры как-то помогали в работе?

– Они меня вели, а я за ними следовала – и Владимир Конкин, и Владимир Высоцкий. То, что у фильма большая популярность, – это благодаря участию Владимира Семеновича Высоцкого. От меня там мало что зависело. Прекрасный роман братьев Вайнеров «Эра милосердия», умный режиссер Говорухин, плеяда талантливых артистов – все это обеспечило фильму успешную долгую жизнь. Очень люблю эту ленту.

– Каким вам вспоминается Владимир Высоцкий?

– Замечательный партнер, хороший человек. Внимательный, спокойный, уверенный в себе. Я не была с ним близко знакома, мы встречались только на съемочной площадке. Он вел себя так, как ведут талантливые люди, – никогда «не давил», не унижал. Это удел бездарей – рассказывать на каждом углу о своих достижениях. А за талантливых людей говорят их работа, популярность, внимание зрителей.

Папа Маньку не одобрил

– Вы родились в прекрасном городе Вене…

– Какое-то время советские войска стояли в Австрии, там же располагалась и воинская часть моего отца, военного врача. Но в Вене я прожила всего год, потом папу перевели в Советский Союз, и мы много колесили по военным гарнизонам.

– В одном интервью вы сказали, что ваша мама – несостоявшаяся актриса.

– Она не смогла реализовать свои способности из-за постоянных переездов, хотя до войны училась в театральном институте, и была очень рада, когда я стала мечтать об актерской профессии. Но мама рано умерла: сказались последствия ленинградской блокады, которую она пережила, потеряв почти всех родных. Мама не успела увидеть меня на экране. А вот папа увидел. Но фильм «Место встречи изменить нельзя» не произвел на него особого впечатления. Ему больше понравилась моя роль в музыкальном фильме «Летучая мышь». Отец прожил непростую жизнь. Окончил медицинский институт в Харькове, военно-медицинскую академию в Ленинграде. Воевал на Халхин-Голе, в финскую войну. Во время Великой Отечественной служил на Дороге жизни. Там же увидел мою маму – она переправляла по Ладоге детсадовских малышей. Влюбился. Всю войну заботился о ней, слал пайки. Благодаря им мама выжила. Отец дошел до Берлина без единого ранения. Это чудо, конечно. После его демобилизации, когда мне было 7 лет, мы осели в Одессе. Этот город я считаю родным.

– А свой первый актерский опыт помните?

– В школе я посещала драматический кружок, из которого перешла в народную актерскую студию при Одесской киностудии. Там я прозанималась три года. Даже, лучше сказать, проучилась, потому это была профессиональная школа, где преподавали сценическое движение, речь, пластику, историю искусств и актерское мастерство. Мы снимались в массовках, и мне даже повезло сыграть главную роль в дипломной ленте Александра Павловского «Счастливый Кукушкин». Вот это и есть мой самый первый фильм. В этой же картине дебютировал Владимир Меньшов, тогда еще никому не известный артист. Ну а актерское образование я собиралась получать только в Москве. Как аттестат зрелости выдали, так сразу туда и поехала.

Театр манит

– Лариса Ивановна, вы окончили институт кинематографии, который больше предполагает работу на съемочной площадке, а не на театральной сцене. Тем не менее сегодня омичи увидели вас в спектакле.

– Работа на театральной сцене дает киноактрисе совершенно новые ощущения, оказывает магическое воздействие. В театр я пришла благодаря Виталию Соломину в 1998 году. Он пригласил меня в свою постановку «Сирена и Виктория», где играл сам и Ирина Розанова. Вначале я сильно боялась, но Виталий Мефодьевич многому меня научил, за что ему огромное спасибо. А потом я уже играла в других антрепризах со многими известными актерами и даже с Людмилой Марковной Гурченко в «Похищении Сабянинова».

– Вы являетесь академиком кинофестиваля «Ника», оцениваете работы своих коллег-кинематографистов. Трудно ли быть судьей?

– С удовольствием соглашаюсь быть членом жюри, когда приглашают. Это прекрасная возможность посмотреть много кино. Я люблю, чтобы фильм был сделан профессионально, чтобы не вызывал у меня неловкости. Обожаю Вуди Алена, всегда могу смотреть все его фильмы. Из наших режиссеров нравится Андрей Звягинцев. Люблю хорошо сделанное авторское кино.

– А когда получаете предложение сыграть роль, на что обращаете внимание?

– На сценарий. Плохого материала сейчас очень много. Даже непонятно, кто эти сценарии пишет. Очень многое зависит от команды, партнеров, с которыми предстоит играть. В театре тоже очень трепетно отношусь к выбору ролей, к составу группы.

– Вам раньше доводилось бывать в Омске?

– Нет. К сожалению, время спрессовано, и не всегда удается погулять по городу, увидеть его достопримечательности. Но узнала, что совсем скоро вашему городу исполнится 300 лет. Поздравляю ваших жителей с этой замечательной солидной датой.

URL: http://omskregion.info/news/42618-larisa_udovichenko_sebya_velikoy_ne_schitayu/
Дата публикации:15/06/2016 05:57
Автор:Маргарита Зиангирова