Восточный лабиринт

Омская область прокладывает торговый путь в Иран.

Товарооборот между Омской областью и Ираном за прошедший год вырос практически в десять раз. Основными проблемами для торговли сегодня являются логистика и санкции, которые не позволяют российским предпринимателям совершать безналичные платежи в Иран.

В ноябре прошлого года в Омск приезжала делегация из провинции Кохгилуйе и Бойерахмед, 19 и 20 октября члены правительства региона и предприниматели совершили ответную поездку. Губернатор Виктор Назаров подчеркнул, что сотрудничество с Ираном сегодня является стратегическим вектором.

Новое направление

– Учитывая санкционные требования наших европейских парт­неров, нужно разворачиваться сегодня на Восток. Необходимо уходить на Юго-Восточную Азию, другие восточные направления и в том числе в Республику Иран. Это та страна, которая готова работать с Российской Федерацией, и такие посещения с бизнес-миссией способствуют укреплению наших стран, – пояснил глава Омской области.

Потенциал экономического сотрудничества между странами значительный. Если в 2015 году у Омской области внешнеторговый оборот с Ираном был около $42 тыс., только за первое полугодие 2016 года объем торговли составил порядка $384 тыс.

Министр экономики Оксана Фадина сообщила, что наиболее интересными направлениями для сотрудничества с иранской провинцией сегодня являются сельское хозяйство и фармакология.

– Мы посмотрели уникальное предприятие по линии фармакологии, которое нас удивило своим высоким уровнем технологий. Это компания «Синере», сегодня их продукция поставляется и в Лондон, и на европейский рынок. Два направления у этой фабрики – производство лекарственных препаратов и есть обширная линейка по косметологии. Это не декоративная косметика, а в основном космето­логические средства, – сказала Оксана Фадина.

Представители компаний «Омское лекарство» и «ФармАльянс» заинтересовались поставками иранской фирмы. В ближайшем будущем предприниматели закажут пробную партию и привезут ее в Омск на продажу.

Омское зерно для иранцев

Глава минсельхозпрода Омской области Максим Чекусов отметил интерес со стороны Ирана о сотрудничестве и взаимной торговле в сельском хозяйстве.

– Секция, которую мне довелось проводить, была, наверное, самой многочисленной. Около сорока руководителей предприятий приняли в ней участие. Абсолютно различные направления – птицефабрики, выращивание овощей и фруктов, производители органических удобрений, рыборазведение, – рассказал о проведенном в городе Ясудже круглом столе Чекусов.

Больше всего иранцев сегодня интересует омская пшеница, которая, как выяснилось, по своим качествам напоминает местную. Сибирским предпринимателям выгодно продавать зерно в Республику Иран.

– Мы изучали возможность поставок на рынок Ирана пшеницы, масличных культур, кормов для птиц. Интерес к этой продукции есть. Например, на пшеницу третьего класса сегодня цена порядка 260 долларов за тонну. Это достаточно неплохая цена даже с учетом непростой логистики, – отметил министр сельского хозяйства.

Иранцы также проявили высокий интерес к омскому аграрному машиностроению. Оксана Фадина отметила, что аграрное направление в провинции Кохгилуйе развито, но все технологии с высоким уровнем ручного труда.

Максим Чекусов добавил, что иранские коллеги сами подняли вопрос о поставках техники, произведенной в Омской области.

– По технологиям ее, конечно, нужно будет адаптировать под существующие в Иране климатические условия. Думаю, что многие сельхозмашиностроители выйдут на рынок Ирана, а мы им в этом поможем, – говорит глава минсельхозпрода. – Иранцы хотят выходить на наш рынок с фруктами и овощами, продавать цветы, рыбу… Думаю, их в этом можно поддержать, особенно в условиях санкций. Также мы обсуждали вопросы взаимного научного сотрудничества. У них неплохие наработки в селекции зерновых культур. Они имеют возможность получать урожай до 100 центнеров с гектара, причем условия позволяют два раза в год.

Поверх барьеров

Для торговли существует ряд сложностей. Первая и самая значительная – это отсутствие финансового института для безналичных переводов и платежей из России в Иран.

С республики сегодня не сняты все санкции, и банковская структура страны не включена в международную систему Swift. В частности, поэтому на территории России сегодня нет иранских банков.

– Наши коллеги из Ирана говорят: давайте мы пока будем работать по бартерной схеме. Мы вам поставляем сельхозпродукцию, вы в ответ нам даете зерно. К сожалению, мы сегодня по закону не можем этого сделать, потому что должны быть товарно-денежные операции, – сказал Виктор Назаров.

Сегодня российские предприниматели работают с иранцами по сложным схемам – например, в качестве посредника используются фирмы из арабских стран. В ближайшем будущем правительства двух стран должны представить механизм (в приоритете шесть российских банков), который позволит торговать напрямую.

Вторая сложность – это логистика. О различных вариантах решения этой проблемы рассказала министр экономики Оксана Фадина.

– В логистике трудности есть для обеих сторон. Для омских предпринимателей очень важно определить транспортный путь. Первый вариант – это через Казахстан и Туркменистан. Но у иранцев есть проблема во взаимоотношениях с Туркменистаном, который построил железную дорогу и сейчас определил очень высокие пошлины. Для иранских предпринимателей такие пошлины являются высокими, и они себе не могут это позволить. Поэтому такой вариант сейчас стоит под вопросом – конечная стоимость может оказаться неконкурентоспособной. Есть еще несколько вариантов. Лучший из них – через Астрахань и Каспийское море. Либо железной дорогой до Оренбурга, затем речным транспортом до Астрахани и морским путем, либо сразу по железной дороге до Астрахани. Все эти варианты должны быть просчитаны не только Ираном, но и нашими омскими предпринимателями. Какой будет наиболее дешевый и менее рисковый, тот и будет выбран, – обрисовала возможные пути министр.

URL: http://omskregion.info/news/45715-vostochny_labirint/
Дата публикации:26/10/2016 08:48