Анна и Сергей Литвиновы: «Если злодей нам симпатичен, мы не всегда сажаем его в тюрьму»

Анна и Сергей Литвиновы: «Если злодей нам симпатичен, мы не всегда сажаем его в тюрьму»

Дата публикации 30 ноября 2016 07:48 Автор Фото Евгений Кармаев

Авторы популярных детективных романов о коварстве издателей и литературных «неграх».

Анна и Сергей Литвиновы приняли участие в региональном телевизионном проекте «Как пройти в библиотеку?». Корреспондент «ОП» встретился с известными детективщиками.

Отношения не выясняем

– Когда и как родился ваш литературный дуэт?

Сергей Литвинов: – Все случилось в давние-давние времена, когда Анне было четыре года, а мне почти 16. Анечка пришла ко мне  и сказала, что написала стихи про нашего хомяка. Это были трогательные две строчки, которые я дописал до размера стихотворения. Потом мы отправили его в «Пионерскую правду», но газета стих не напечатала, а пригласила Аню в литературный кружок.

Анна Литвинова: – Куда я ездила через всю Москву полтора часа в один конец. Сережа всегда писал, печатался в журналах «Студенческий меридиан», «Юность», писал миниатюры для радио «Маяк». Однажды я обратилась к нему с просьбой написать за меня сочинение по теме «Мое будущее», и этот «нехороший человек» написал следующее: «Очень скоро у меня будет робот, он будет стирать мне колготки, собирать мой портфель, учить за меня уроки. А пока все это делают за меня мама, папа и брат». Пришлось перечеркнуть это сочинение и всю ночь писать самой.

С. Л.: – Вот с этих пор я понял, насколько девочки ранимые существа. Если бы на месте Ани был брат, он бы просто дал мне в глаз.

– Есть хотя бы один детектив, в котором происходят разбирательства между братом и сестрой?

А. Л.: – Идея хорошая, но мы не хотим искушать судьбу. Очень многие авторские пары, особенно родственные, распадались из-за того, что начиналось выяснение отношений: кто круче, кто главнее, кто лучше пишет. Я всегда говорю: «Сережа, ты – главный, ты – самый лучший!».

С. Л.: – Моя сестра – мудрый человек.

– Сюжеты ваших детективов вымышленные или основаны на реальных событиях?

С. Л.: – Наша реальная жизнь довольно скучна для написания детективной литературы. И залихватский сюжет нужно придумать. Но в то же время почти в каждой нашей книге присутствует огромное количество жизненных историй: где-то услышанных, подсмотренных, переработанных в голове.

– История вашей новой книги «Здесь вам не Сакраменто»  выдумана или все-таки  основана на реальном событии?

С. Л.:  – Наши родители – очень хорошие советские люди, которые во славу державы проработали всю свою жизнь. Пять лет назад мы попросили их написать мемуары, и история отца, который  трудился в ракетном НИИ, легла основанием в эту книгу. Но что интересного в жизни обычного советского инженера, если он сам не слетал в космос? Да и это сейчас уже банально. Антураж жизни 50 – 60-х годов в книгу вошел, но сюжет, благодаря фантазии авторов, стал развиваться иным путем.

А. Л.: – Когда мы начинали наше соавторство, то пытались брать за основу реальные уголовные дела, но, кроме бытовухи, когда кто-то кого-то пырнул ножом, там ничего не было. Разве интересно об этом читать? Наверное, нет. И поэтому мы почти все придумываем. Но иногда  достаточно сесть в поезд с незнакомыми попутчиками и послушать их рассказ о том, как они влюблялись, женились. Или в поликлинике с кем-то заговорить. Ветераны рассказывают потрясающие истории. Просто надо внимательно слушать, и вспомогательные сюжеты всегда найдутся.

Думать, как преступник

– А реального человека можете сделать героем своего романа?

А. Л.: – Однажды в больнице я познакомилась с девушкой, которая с виду была абсолютно нормальной, позитивной. И потом я случайно  узнала, что она ВИЧ-инфицированная и больна туберкулезом. При этом она не изгой, не заклейменная, гоняет на машине, потрясающе шутит. У нее сын-отличник. Я предложила Сереже сделать ее главной героиней романа. Знаете, я заметила, что когда мы берем в свой роман образ конкретного человека, то его жизнь улучшается. Мы продолжаем общаться с этой девушкой. Она чувствует себя лучше, чем два года назад. И читателям роман понравился, но на телевидение мы его не смогли пристроить. Нам сказали, что про ВИЧ-инфицированную туберкулезницу сериал снимать не будут, чтобы не расстраивать народ. 

– Такие состояния, как творческий кризис и вдохновение, вам знакомы?

А. Л.:  – Я часто сталкиваюсь с творческой ленью, когда сажусь за компьютер, и первое предложение дается очень тяжело. И тут главное – выдавить его из себя. А если мы будем позволять себе творческие кризисы, то сорвем все сроки в издательстве и будем голодать. Состояние, когда пальцы летают по клавиатуре, или вдохновение на меня снисходит раз в месяц. В остальное время приходится заставлять себя работать.

С. Л.: – Физкультура и спорт очень хорошо помогают от всего – и от дурных мыслей, и от лени.

– Когда вы пишете детективный роман, вы начинаете думать, как преступник?

С. Л.: – Это нужно делать, хотя не всегда приятно.

А. Л.: – Приятно тогда, когда в роли жертвы представляешь своего врага.

– По вашим произведениям снято много сериалов. А вам самим довелось попробовать себя в профессии артиста?

С. Л.: – Со съемками дело обстоит так: к авторам романа приходит продюсер и говорит, что хочет экранизировать книгу. Мы соглашаемся. Он платит какую-то сумму денег и забирает права на экранизацию. Что он делает с романом потом? Мы этого не видим и не можем влиять. Через три-четыре года нам говорят, что фильм снят. Мы смотрим – и не узнаем свой роман. У нас был опыт, когда мы варились в съемочном процессе. К нам как-то пришел недооцененный, на мой взгляд, режиссер Александр Борисович Стефанович, многие его знают как второго мужа Аллы Пугачевой. Он сказал, что хочет снять фильм по нашим рассказам, и мы втроем – он, я и Аня – написали сценарий пятисерийного фильма. Это был огромный, тяжелейший труд. Но потом между режиссером и студией возникло недопонимание, Стефановича отставили, и ленту стал снимать другой человек, которому она была как падчерица. Мы получили огромный опыт съемок, и мне стало понятно, почему девушки готовы на все, чтобы  сняться в кино: когда тебя снимают, ты царишь.

А. Л.: – Сереже повезло, он играл роль французского полицейского. А я играла девушку, которая любит девушек. Режиссер намучился со мной! С тех пор в кино я больше не хочу.

Детектив как кроссворд

– Какие-то проблемы с издателями у вас возникают?

А. Л.: – Нам не хватает опытного редактора, который бы нам подсказал, куда дальше двигаться.

С. Л.: – В советское время на писателя давила цензура, но вот парадокс: это создавало умение литератора и редактора прогнуться под эти ограничения так, чтобы и мысль донести, и слово нужное подобрать. И какие писатели были – Аксенов, Трифонов, Войнович!

– Кого бы из классиков детективного жанра вы могли бы назвать своими учителями?

С. Л.: – Мы читаем и любим очень многие детективы, начиная с детства, когда зачитывались Конан Дойлем, Агатой Кристи. Потом появился Сидни Шелдон.

А. Л.: – Я предлагаю читать Агату Кристи на языке оригинала. Даже с небольшим знанием английского языка получаешь совершенно иное впечатление. В детстве и юности произведения этого автора прошли мимо меня, я их стала читать лет десять назад. Кристи – это единственный автор из ушедших, которую я не могу разгадать. Из современных – француз Жан Кристоф Гранже. А замыслы  остальных авторов отгадываю еще до середины детектива: кто убийца и в чем дело.

– А вы с самого начала знаете, кто убийца в вашем произведении, или все решается по ходу сюжета?

С. Л.: – Конечно, с самого начала. Иначе нельзя. Это как создание кроссворда: вначале пишешь ответы, а лишь потом придумываешь к ним вопросы. Именно так пишется детектив.

А. Л.: – Если злодей нам симпатичен, то мы не всегда сажаем его в тюрьму, а даем возможность удрать куда-нибудь и сидеть тихо.

«Пираты» бьют по кошельку

– Вам приходится сталкиваться с пиратством в Интернете?

С. Л.: – Очень много наших романов скачивается бесплатно. Я считаю, что это большое неуважение к труду авторов и удар по нашему кошельку. Пиратство – это ужас. Есть вполне легальные ресурсы, на которых можно заплатить за старую книгу 50 рублей, за новую – 129 и читать в свое удовольствие.  Это дешевле, чем купить новую книгу в магазине. Поэтому не воруйте наши деньги.

– Вот такой  вопрос: литературные «негры» на вас работают?

А. Л.: – Никаких «негров» у нас не было, нет и не будет, хотя бы потому, что очень сложно объяснить человеку, что ты хочешь.

С. Л.: – Мой сын однажды написал нам одну главу в роман «Звезды падают вверх». Больше «негров» у нас не было и не будет.

– Как из обилия книг вы выбираете ту, которую будете читать?

С. Л.: – Это легко. Вначале читаю первый абзац, а потом абзац на 69-й странице. Если мне это интересно, то читаю всю книгу.

– Простои у вас бывают?

С. Л.: – Мы всегда в работе, всегда что-то пишем. Конвейер работает бесперебойно. Только что сдали в издательство детектив, аннотация которого состоит из одной фразы: «Такого романа вы еще не читали». И это официальный слоган.

Распечатать страницу

Материалы свежего номера

Тема номера

Программа перемен

Программа перемен

Владимир Путин выступил перед Федеральным ...

Информбюро

Омск, встречай!

Омск, встречай!

Максим Батырев с новым мастер-классом для ...

Власть

В школу – с комфортом

В школу – с комфортом

Губернатор Омской области Александр Бурков вручил ...

Социум

Контроль возрастет

Контроль возрастет

Сеть стационарных постов мониторинга качества ...

Строительство

Дублер высокой надежности

Дублер высокой надежности

Для защиты новой автодороги от паводка уже возвели ...

Культура

Зигзаги удачи Валентины талызиной

Зигзаги удачи Валентины ...

Сегодня нашей прославленной землячке исполняется 85 ...

Наследие

Мгновения победы

Мгновения победы

В юбилейный год во всех образовательных ...

Спорт

Георгий Емельянов: «Упав, ты только начинаешь бой!»

Георгий Емельянов: «Упав, ...

Главный тренер сборной Омской области по ММА ...

Здоровье

Когда болит голова

Когда болит голова

Как избавиться от различных видов мигрени.

Образование

Все умное – детям!

Все умное – детям!

В Омске заработал детский технопарк «Кванториум», ...

Закон и порядок

Красный, желтый, зеленый

Красный, желтый, зеленый

В этом году будет отмечаться своеобразный юбилей – ...

ЖКХ

Сугроб на обочине

Сугроб на обочине

Работы по очистке городских магистралей ведутся в ...

Актуально

Олимпиада талантов

Олимпиада талантов

В Большеречье дан старт Малым Дельфийским играм.

Спецпроекты

Из салона с номерами

Из салона с номерами

С 1 января вступили в силу новые правила регистрации ...

Земляки

Станки работали день и ночь...

Станки работали день и ...

Во время войны, когда взрослые мужчины воевали на ...

Крупным планом

Дома раздора

Дома раздора

Как жители многоквартирных домов становятся ...

Добавить комментарий