Моряк из фотокружка

Моряк из фотокружка

Дата публикации 7 декабря 2016 07:51 Автор

К 90-летию фотокорреспондента «Омской правды» Бориса Чигишева.

И в небе, и на дне

Его жизнь была переполнена событиями – порой неожиданными, а нередко драматическими. Уже в военные годы в 15 лет  Борис Чигишев по утрам гордо шагал на авиационный завод – нынешний «Полет». Ему повезло: он попал в группу авиаконструктора Андрея Туполева на сборку самолетов. Парнишка знал, что Туполев хоть и не был арестован, но находился под строгим присмотром. В 1943 году, в 17 лет, Борис пошел в армию – добровольцем! Стал воздушным стрелком-радистом, участвовал в освобождении Южного Сахалина.

– После такой «начальной школы» у меня был один выбор: продолжать учебу в этом направлении, – рассказывал позже Борис Васильевич. – И я поступил в Киевское военно-морское политическое училище. После его окончания меня направили в Ригу, на Балтийский флот. Прослужив полтора года в дивизионе торпедных катеров, я был направлен на курсы подводников в Ленинград. После учебы я стал заместителем командира подводной лодки, базирующейся в Риге.

И вот сейчас, после столь героического вступления в биографию моряка-подводника, я должен плеснуть в оптимистическую бочку бытия моего друга беспощадную ложку дегтя: в декабре 1937 года его отца Василия Тимофеевича Чигишева арестовали и через полмесяца расстреляли. За что? Ни за что! Без объяснения причины казни.

Ну а с Чигишевым-младшим случилось нечто страшное. В военно-морском училище Борис увлекся политучебой и вдруг засомневался в верности одной «формулы», автором которой был сам товарищ Сталин. Я, репортер, не буду влезать в суть заочного спора Сталина и курсанта. Скажу только, что Борис от своего мнения не отказался, несмотря на то что ему пришлось побывать и на Лубянке, и в психушке, где его обещали в пыль стереть, если он не бросит заниматься вредной философией. Но, как бы Борис Васильевич ни был упрям, его в конце концов заставили-таки подписать обязательство, что он не будет заниматься марксистско-ленинской теорией. Все это, конечно, ужасно. Об этой ситуации Чигишев написал книгу «Топор под компасом». Книгу он подарил мне, а я передал ее в библиотеку «Омской правды».

Из рабочих – в фотокоры

Итак, отслужив 15 лет на Балтийском флоте, Чигишев вернулся в Омск. Увы, во флоте служить ему запретили, мол, какая служба с такой «болезнью». Бориса выпустили под негласный надзор органов. Его жена Елена, в Риге работавшая в театре оперетты, блистала на сцене Омского театра музкомедии. У Бориса Васильевича не было гражданской профессии, и он, смирив гордыню, пошел в тот же театр рабочим сцены. Но судьба улыбнулась подводнику, и скоро он стал художником-декоратором музкомедии.

И вот еще одна случайность. Пришел к отцу сын Володя и попросил: «Папа, научи меня фотографировать». И отправился отец в магазин, купил фотоаппарат, стал разбираться в фоточудесах, о которых не имел ни малейшего представления. Но у сына очень скоро начисто пропал интерес к фотоделу, а отец, наоборот, настолько увлекся фотографией, что сделал ее второй своей профессией.

Кто бы мог подумать, что подводное военное искусство станет у Чигишева вровень с манипуляциями в полутемной фотолаборатории?! Но Борис Васильевич добился того, что якобы легкомысленная детская забава стала оружием, которое могло крепко ударить по жизненным гримасам, имела возможность превратить прекрасные мгновения в долгожителей, помогала открывать неожиданные дерзкие таланты у тех, кто отважился взять в руки аппарат!  Чигишев стал внештатным фотокорреспондентом газеты, а первый снимок он опубликовал в «Омской правде» 4 сентября 1965 года.

Та – первая! – фотография была обыкновенной, ничем не примечательной, однако она долгие годы грела сердце Бориса Васильевича. Секрет в том, что моряк впервые выступил в роли фоторепортера!

Кружок изменил жизнь

Хочешь глубоко освоить ремесло – заведи себе ученика. К 1967 году  мой друг заочно окончил педагогический институт и решил стать руководителем фотокружка. В это время как раз освободилось место руководителя кружка во Дворце пионеров, который тогда стоял на Соборной площади. Но вот беда: зарплата руководителя фотокружка была мизерной – 62 рубля 50 копеек в месяц. Для вчерашнего подводника, да еще имеющего семью, это было маловато. Можно было  вести два кружка и работать на две ставки. Это разрешалось, но встал вопрос: где взять учеников? Ведь требовалось привлечь к занятиям  90 человек!

90! Цифра фантастическая для 60-х годов. В фотокружках тогда царил вечный недобор. Было так: в начале учебного года в кружок приходило по 10–15 пацанов. Многие из них, научившись кое-как щелкать затвором, бросали учебу. Объявления о наборе не помогали. Тогда Чигишев пошел в школы сам. Ученикам 5–7-х классов рассказывал, что фотография не забава, а вторая профессия на всю жизнь. Именно Чигишев первым стал проводить родительские собрания в фотокружке. На этих собраниях он не разбирал легкомысленное поведение своих воспитанников, а призывал родителей относиться к занятиям их детей в фотокружке, как к учебе в  школах – музыкальных, художественных, спортивных.

– Увидите, они скоро станут лидерами или героями своих классов и школ, – говорил мамам и папам удивительный наставник. «Какими героями?!» – удивлялись мамы-папы. – «Двоек бы не приносили!» Но Чигишев знал, что говорил и делал: научив новичков владеть фотоаппаратом, он поручил своим воспитанникам подготовить классные и даже школьные стенные фотогазеты. И вот тут-то начались сбываться мечтания Чигишева: авторитет его воспитанников невероятно вырос. Оценить или просто посмотреть классные фотогазеты приходила вся школа. И как бы неожиданно фотокружок Дворца пионеров занял первое место на областной выставке детской фотографии. Как, что, почему? Секрет успеха прост: раньше на  выставках преобладали фотографии милых кошечек, собачек, а чигишевцы  представили фотогазеты с репортажами о школьной жизни.

Потом возникла проблема: что же делать с юными фотолюбителями летом, когда кружок не работает? И Чигишев решил отправлять юных подмастерьев в пионерские лагеря, чтобы организовывать там фотокружки, учить желающих фотоделу и выпускать фотогазеты. 

Юный Сергей Антонюк был командирован в поход на теплоходе по Иртышу до Салехарда и сделал незабываемый до сих пор репортаж «Ходили мы походами». А в будущем Сергей Антонюк стал фотокорреспондентом центральной газеты «Труд».

Как-то в кружок пришла директор детской клинической больницы и попросила сделать репортаж об одном дне в больнице. Сам Чигишев в клинику не пошел, а поручил выполнение ответственного – пионерского! – заказа двум своим воспитанницам, которые позже с отличием окончили Кемеровский институт культуры и стали его преподавателями.

Чигишев понимал, что личный пример руководителя значит много. Но на свою первую персональную выставку он решился только в 1974 году. И она прошла на высоком уровне: были изготовлены специальные планшеты для фотографий, издан каталог, организовано музыкальное сопровождение. Вместе с работами мастера на выставке были представлены 30 фотографий, сделанных его воспитанниками. А традиционную ленточку при открытии вернисажа разрезал совсем юный Сергей Мальгавко. Через два года в 16 лет  Сергей провел свою «персоналку». Позднее он окончил Московский институт культуры, стал редактором тарской газеты.

– Такие творческие отчеты вошли в практику фотокружка, – вспоминал потом Чигишев. – И если раньше мы отваживались на одну «персоналку» в год, то потом дошли до пяти. 

К вопросу о таланте

Он много раз выкладывал передо мной свою мечту: написать бы книгу размышлений руководителя кружка. Мне чигишевская задумка была непонятна: ладно, помечтает и забудет. И вдруг в 1988 году на прилавке книжного магазина я увидел книжку, изданную в Омске. «Этот прекрасный мир» – так назвал свою педагогическую поэму мой друг. Эта книжка удивительна, во-первых, тем, что она единственная  такого рода. И она вовсе не сухая инструкция. Она отвечает на вопросы, которые страшно даже себе задать. Например, считая, что детским фотокружком обязательно должен руководить талантливый человек, Борис спрашивает: «Талантлив ли я?» Ох, не каждый человек отважится задать себе такой вопрос. А Борис Васильевич решился, зная, что дает повод по меньшей мере для иронических улыбок. И ответил: «Да, я талантлив!» И приводит десять доказательств своего права учить других: честолюбие, развитое критическое начало, стремление к творчеству и т. д.

«Меня поражения не обескураживают, а победы не развращают», – писал Чигишев. И добавлял, что жаден до жизни, не устает от работы.

Настоящий характер

Борис Чигишев всегда был на виду. Утром он совершал пробежки по Иртышской набережной, потом шел в «Омскую правду». Любопытно, что я никогда не видел его в транспорте, а всегда видел его широко шагающим с висящим на плече фотоаппаратом. В редакцию он приходил почти каждый день, раздавал готовые фотографии, брал новые задания. И практически каждый вечер Бориса Васильевича можно было встретить в одном из омских театров или в Концертном зале.

Было время, когда я писал о звездах эстрады, и Чигишев делал мне снимки. В 1980 году он сфотографировал Аллу Пугачеву, да так, что она на портрете была непохожа на саму себя. Алле Борисовне понравился портрет, и она оставила на нем свой автограф. Так у Чигишева родился новый фотожанр – звезда с автографом.

Борис постоянно публиковался в «Омской правде», и были годы, когда в каждом номере в обязательном порядке был его снимок и работа одного из его воспитанников. А о его кружке говорили: «Разве это фотокружок? Ведь это фотошкола!»

И вдруг случилось неожиданное. В 1988 году Борис Чигишев с супругой Еленой Ивановной переехал на постоянное местожительство в Покров Владимирской области. По слухам, не сошелся характерами с руководителями омских пионерских дворцов. 

А когда в Омске стал создаваться городской музей «Искусство Омска», в 1994 году Борис Васильевич приехал в родной город и подарил музею более ста своих лучших фотографий. В 2008 году он отправил в адрес музея богатейшую коллекцию фотографий, негативов, альбомов и своих книг – 12000 единиц хранения. Вот такой он был щедрый человек, а с чиновниками от педагогики, увы, «не сошелся характером». А был он выдающимся Мастером! Нынче ему исполнилось бы 90 лет.

Распечатать страницу

Материалы свежего номера

Тема номера

Скорбит вся страна

Скорбит вся страна

Жители Омской области почтили память жертв теракта ...

Актуально

Сделать дом безопасным

Сделать дом безопасным

Подвалы омских многоэтажек переоборудуют в ...

Власть

Ждем с ответным визитом

Ждем с ответным визитом

Делегация Омской области провела в Республике ...

Выставка

Юбилей под впечатлением

Юбилей под впечатлением

В музее изобразительных искусств им. М. А. Врубеля ...

Земляки

Обгоняя впереди бегущих

Обгоняя впереди бегущих

В Омске существует когорта интересных, самобытных, ...

Крупным планом

«Будем развивать вузовский потенциал»

«Будем развивать ...

На минувшей неделе в Омске с рабочим визитом ...

Наше время

«Активность ветеранов – пример для молодежи»

«Активность ветеранов – ...

В ветеранской организации Октябрьского ...

Общество

Цифровая грамотность – залог безопасности

Цифровая грамотность – ...

Омские «ИТ-тимуровцы» учат представителей старшего ...

Патриотизм

Меняя себя, мы меняем мир

Меняя себя, мы меняем мир

В Омске прошел форум «Душа, укрепленная верой, ...

Панорама недели

Всегда на страже

Всегда на страже

В историческом парке «Россия – моя история» ...

Поддержка

Помощь для героев-земляков

Помощь для ...

Сотрудники Драгунского дома-интерната передали в ...

Правдивая история

Cчастливый выбор

Cчастливый выбор

В дошкольную педагогику Валентина Токарева пришла ...

СВО

«Военный билет приготовил заранее»

«Военный билет приготовил ...

Омский менеджер Вячеслав Мухамедов уверен, что их ...

Социум

Место, где помогут и поймут

Место, где помогут и ...

20 марта в детском клубе «Страна радости» центра ...

Фестиваль

Вышли на «Рубеж»

Вышли на «Рубеж»

Состоялся очередной этап фестиваля семейного ...