Профессия, которая всегда с тобой

Профессия, которая всегда с тобой

Дата публикации 28 декабря 2016 06:12 Автор Фото Евгений Кармаев

Второго января исполняется 80 лет старейшему омскому журналисту, члену Союза журналистов СССР и РФ Виктору Чекмареву.

Мечтал о самолетах

Его малая родина – деревня Большая Иня, что на самом севере Красноярского края. Заснеженные по самые крыши в зимнюю пору дома, речка, которую на спор пытался переплыть летом. Отец, мать, нехитрое крестьянское хозяйство. В первые дни войны Антон Чекмарев был призван на фронт. Он пропал без вести в самом ее начале. Став вдовой, молодая женщина с сынишкой перебралась в Минусинск, где устроилась работать на завод. В 1952 году в цехе произошел взрыв, многие рабочие погибли, среди них была и мать Вити Чекмарева.

Оставшись сиротой в 15 лет, парнишка поехал в Омск, к дяде. Окончил десятилетку и с ходу поступил в Казанский авиационный институт. Почему в авиационный? Время было такое – небо, летчики, самолеты. Какой мальчишка не мечтал взлететь ввысь на крылатой машине?! Ну, а если не взлететь, то хотя бы прикоснуться к созданию стальной махины в конструкторском бюро или сборочном цехе.

Теперь трудно сказать, как, когда в нем проснулась эта неудержимая тяга к журналистике. Что должно было поменяться в мироощущении, как сейчас бы сказали, успешного молодого человека, который занимался сборкой и испытанием ракетных двигателей и в двадцать пять лет был заместителем начальника крупного подразделения оборонного завода? Наверное, ответом на этот вопрос служит его жизнь, а тогда, в далеком 1963-м, в трудовой книжке Виктора Чекмарева появилась запись: «Принят литсотрудником многотиражной газеты «Заводская правда» моторостроительного завода имени Баранова». Через два года Виктор Антонович уже заведовал отделом в «Молодом сибиряке», откуда вскоре уехал в Караганду собкором «Комсомольской правды».

На коленях перед звездой

– Я в клетку к разъяренной тигрице не пойду! – сказала маститая журналистка. – Про Аллу Борисовну ходят ужасные слухи.

Отказались и другие коллеги. В ту «клетку» пошел Чекмарев. Сам себя он успокаивал так: «Ну, подумаешь, звезда на тебя рыкнет! Не развалишься». Посидел в Концертном зале, послушал выступление певицы. А потом прямиком отправился в гримерку и с ходу попросил дать интервью. От такого напора Пугачева обомлела, а потом резко ответила: нет. «Помогите нам, – взмолился журналист. – Наша газета молодая», – и встал на колени. Певица сжалилась: отвечу в письменном виде. В общем, знакомство закончилось тем, что Виктор Антонович и Алла Борисовна, смеясь и плача, два часа обсуждали песенные проблемы. В тот приезд Пугачева дала в Омске четыре концерта, и все четыре вечера журналист общался с ней, с композитором Ильей Резником, с будущим мужем примадонны Евгением Болдиным. Свои посиделки в гостиничном номере «Маяка» Виктор Чекмарев окрестил «болдинской зимой».

Материал был напечатан в январском номере «Вечернего Омска» за 1980 год. В заголовок автор вынес слова из популярной тогда песни «У меня есть три желанья…». Получилось интервью не в том виде, в каком мы привыкли читать их сегодня. Это была беседа двух людей, хорошо разбирающихся в предмете разговора. Но что придавало особую интонацию общению, так это размышления автора, как бы «за кадром» комментирующего высказывания певицы. А они по тем временам были очень резкими. Чего стоило мнение Пугачевой о песенном фестивале соцстран в польском Сопоте: ни много ни мало певица призывала советских певцов игнорировать его и вырываться на более высокий, прокапиталистический, уровень. Но ни автор материала, ни редактор газеты не побоялись опубликовать эти смелые заявления.

В чем секрет успеха журналиста Чекмарева как интервьюера звездных персон, среди которых Муслим Магомаев, Маша Распутина, Махмуд Эсамбаев, София Ротару, Надежда Чепрага, Лев Лещенко, Евгений Евтушенко и другие? Почему они охотно принимали его, называли своим другом и отвечали на все вопросы? Ответ прост: личное обаяние, широта взглядов и искренняя заинтересованность в собеседнике рождали искреннее доверие к журналисту. Артисты, как натуры очень тонкие, легко чувствуют визави – либо открываются без остатка, либо наглухо запирают свой внутренний мир.

Учитель и его ученики

Назвать Виктора Антоновича учителем в прямом смысле этого слова нельзя. Никогда и нигде он не преподавал ни журналистику, ни малопонятные «связи с общественностью». Но многие омские журналисты именно Чекмарева могут назвать своим учителем. Для этого было достаточно поработать с ним в одной газете, отдать свой опус ему на правку или просто прочитать его материал. Как призналась одна известная омская журналистка, «после работы с Чекмаревым можно было университет не заканчивать».

Однажды к Виктору Антоновичу пришел молодой человек с неожиданной просьбой: «Я хочу у вас учиться». «А как ты себе это представляешь?», – спросил журналист. «Я буду ходить за вами и наблюдать». Узнав, что парень работает водителем автобуса, Виктор Чекмарев попросил его написать материал о своем маршруте. Та статья так и называлась «Маршрут № 1» и стала для будущего журналиста путевкой в профессию.

С практикантами, которых периодически редактор газеты отправлял в отдел информации, которым руководил Чекмарев, он особо не церемонился: раз выбрали эту профессию, терпите. Заметки заставлял переписывать по двадцать пять раз, пока алгоритм написания не доходил до автоматизма. Годы спустя один из бывших практикантов с удивлением обнаружит, что по чекмаревской формуле пишутся информации агентства «Рейтер».

Девяностые, не лихие

Девяностые годы не стали для Виктора Чекмарева большим испытанием, как для многих его коллег, состоявшихся в советское время. Наоборот, появилась возможность писать на новые темы, о неординарных людях, о том, что раньше было запрещено. На страницах «Омской правды» появились статьи об изобретателе лечебного космического аппарата Владимире Гончере, о карте незнакомого Омска краеведа Ференца Надя, о проекте-макете памятника жертвам политических репрессий архитектора Михаила Хахаева.

В 90-е годы Виктор Чекмарев много писал об Аркадии Кутилове. Журналист знал поэта 20 лет, часто общался с ним. Несколько лет Виктор Антонович хранил папку с документами, касающимися жизни Кутилова. Позднее он передал их Нелли Арзамасцевой, создавшей при школе № 95 музей поэта и издавшей его книгу. Документы, хранившиеся у журналиста, помогли найти настоящую могилу Аркадия Кутилова.

В те же годы появилась еще одна тема, полностью захватившая журналиста Чекмарева: Сибирский международный марафон. С самого первого забега в 1990 году он стал вести его летопись – общался с организаторами, спортсменами, узнавал нюансы столь необычного для Омска события. Им написаны десятки репортажей, взяты многочисленные интервью. А его рукописные записи – это бесценный клад для тех, кому небезразлична история Омской области.

В «Омской правде» Виктор Чекмарев проработал до 1997 года. Уйдя из штата редакции, он не ушел из профессии. Все те же темы – о спорте, искусстве, изобретателях (а как иначе, ведь он все-таки инженер!) – волновали его ум и заставляли браться за диктофон и ручку. В разных изданиях появлялись его статьи, отличить которые можно было по незримому присутствию в них автора.

Не так давно Виктор Антонович снова вернулся в «Омскую правду». Его материалы, теперь уже навеянные воспоминаниями, по-прежнему украшают газетные полосы. А иначе, наверное, и быть не может, ведь журналистика – это профессия, которая всегда с тобой.

С юбилеем, Виктор Антонович!

Распечатать страницу

Материалы свежего номера

Тема номера

О чем говорили  президент и губернатор

О чем говорили президент ...

Владимир Путин и Александр Бурков обсудили ...

Информбюро

Под контролем омичей

Под контролем омичей

Преображение сквера «Рубиновая мечта» пройдет в ...

Власть

От Кубка Гагарина – до Кубка Стэнли

От Кубка Гагарина – до ...

Омский форвард Кирилл Семенов привез в родной город ...

Социум

По душе и по плечу

По душе и по плечу

В Омской области участниками общественных работ ...

Село

«Мы помогаем людям осознать свою значимость»

«Мы помогаем людям ...

Гражданские инициативы в муниципальных районах ...

Культура

«Открытость – главная ценность»

«Открытость – главная ...

«Пятый театр» поставил первый в Омске спектакль в ...

Наследие

Никто не уходит бесследно...

Никто не уходит ...

15 мая в Воскресенском соборе отслужили панихиду по ...

Спорт

Задача - пробиться в суперлигу

Задача - пробиться в ...

Омский «Скиф» стал «бронзовым» призером чемпионата ...

Ситуация

Приехали...

Приехали...

Губернатор Александр Бурков назвал недопустимой ...

Закон и порядок

Тревожный звонок

Тревожный звонок

После стрельбы в казанской гимназии в регионе ...

Актуально

Когда счет идет на минуты

Когда счет идет на минуты

На большей части территории региона прогнозируется ...

Спецпроекты

В поисках Потаенного озера

В поисках Потаенного ...

Представители Турбизнеса оценили возможности ...

Точка на карте

Гастротуризм и зерно на экспорт

Гастротуризм и зерно на ...

О перспективах развития Москаленского района ...

Земляки

Сад имени героя

Сад имени героя

В Омском районе, на территории Усть­Заостровского ...

Крупным планом

Построение высшей пробы

Построение высшей пробы

Специалисты уверены, что закончат возведение ...

Фотопроект

Наследники победителей

Наследники победителей

Еще одна участница проекта «ОП» Шолпан Кушкумбаева ...

Комментарии пользователей (всего 2):

Сергей Комаровских
Мои искренние поздравления Виктору Антоновичу! Здоровья, это главное. А автору замечу, что Илья Резник не композитор, а поэт-песенник.
31 декабря, 01:10 | Ответить
3
только Илья Резник не композитор, а поэт-песенник
31 декабря, 18:49 | Ответить
Добавить комментарий