«Мама сказала, что умирать будем вместе»

Дата публикации 1 февраля 2017 07:02

Многое стерлось из детской памяти, но день, когда началась война, я помню до сих пор.

«Многое стерлось из детской памяти, но день, когда началась война, я помню до сих пор. 22 июня 1941 года был выходной, все сидели дома. И мама отпустила меня гулять. Стояло тихое солнечное утро, что бывает в Ленинграде очень редко. Я вышла во двор, а деток никого нет. Пошла к подружке. По дороге заметила, что все прохожие останавливаются и смотрят в небо. В небе стоял необычный гул. И вдруг я увидела самолет-кукурузник. На его крыльях были не красные звезды, как на советских самолетах, а черная свастика. И тут я поняла, что это не наш самолет. Между тем самолет летел очень низко. Мне стало так жутко, что я закрыла лицо руками, присела. Он пролетел с таким шумом! Когда стих шум, я поднялась и увидела, что самолет полетел в сторону заводов. После этого все побежали и стали кричать: «Война, война!». Меня нашла мама и тоже сказала: «Война, доченька». Страна еще не знала, что случилось, а над Ленинградом уже летали немецкие самолеты.

По радио о начале войны объявили только во второй половине дня. Все мужчины призывного возраста должны были явиться в военкомат без повесток. Папу сразу же забрали на фронт.

В первые дни войны началась эвакуация. Сначала эвакуировали детсады и ясли. Нас с сестрой должны были отправить одних, без мамы. Она никак не хотела отпускать от себя детей, боялась остаться одна. Хотя и собрала нас с сестрой в дорогу и даже сделала метки на вещах.

Когда формировался наш состав с детьми, мама пошла на вокзал одна. Там она увидела, как воспитатели вместе с милицией бегают по вокзалу и собирают детей, отрывают их от матерей, дети плачут, матери падают в обморок. Вернувшись, распаковала приготовленные вещи и объявила нам, что мы остаемся в Ленинграде. На следующий день пришла бабушка и стала уговаривать маму отправить детей в эвакуацию. «Пусть хоть они останутся живыми», – говорила бабушка. Но мама уже все решила и была непреклонна: «Девчонок не отдам, умирать будем вместе». В тот же день мы узнали, что состав, в котором должны были уезжать, разбит. Все дети погибли.

Несмотря на героическую борьбу советских людей, фашистским войскам, несшим огромные потери, удалось вплотную подойти к стенам Ленинграда, а 8 сентября 1941 года окружить город. Началась блокада. Город систематически подвергался бомбардировкам с воздуха и артобстрелам. Когда были разбиты Бадаевские склады, где хранились запасы продовольствия, норма хлеба упала до 125 граммов. Мама приносила этот хлебушек, резала на полотенце на мелкие кусочки и оставляла, чтобы немного подсох. Его мы сосали, как конфетку, чтобы подольше хватило.

Маленькая сестренка все время просила: «Мама, а мне еще». И мама отдавала ей свой кусок. Кроме этого хлеба, у нас ничего не было. Также в доме не было ни света, ни воды, ни отопления. С чайником и кружкой я ходила за водой к Неве. Возможно, брала ее из канала, уже точно не помню.

Когда началась эвакуация заводов, дедушка не уехал из Ленинграда. Не смог оставить в осажденном городе свою старшую дочь с детьми. Папа до вой-ны работал в одном цехе с дедушкой на заводе Ворошилова (ныне Трансмаш). Когда он добился, чтобы нас, как семью военнослужащего, включили в список эвакуированных, была уже зима. Помню, привезли на аэродром, только завели в ангар, куда загоняют самолеты, как налетел вражеский самолет. Он стал кружить над аэродромом, и все побежали в лес. Утром нас наконец-то посадили в самолеты. Мы поднялись в небо вторыми. Первый же самолет был сбит. Я сидела у иллюминатора и видела, как он черной полосой начал резко снижаться прямо в Ладожское озеро. В самолете, в котором летела наша семья, началась паника. Вышел летчик и стал всех успокаивать.

Каким-то чудом нам удалось пересечь Ладожское озеро, дальше предстояло ехать на товарном поезде. На вокзале, зная, что мы ленинградцы, местные жители встречали нас с баками супа, каши, хлебом. У кого были емкости – набирали супа и каши впрок. Хлеб всем давали по булке на человека. Помню, бабушка принесла его целый мешок и потом долгое время говорила, что он спас нашу семью от голодной смерти.

Везли нас в товарняке больше месяца – приходилось все время пропускать составы с солдатами и оборудованием, которые шли на запад. Привезли сначала в город Чкалов – ныне Оренбург. Была уже весна. В Чкалове мы прожили совсем не долго. В мае, когда все цвело и зеленело, завод был перевезен в Омск.

Долгое время после нашего переезда моя сестренка спрашивала, почему в Омске немец не летает. Мама ей отвечала, что папа на границе его не пускает. Когда папа, дважды раненный, демобилизовался, через военкомат узнал, куда эвакуировали завод, и разыскал нас в Омске. Первый вопрос, который задала ему сестренка, был: «А правда, что ты не пускал сюда немца?»

27 января 1944 года была снята осада Ленинграда. Но в родной город мы не вернулись. Наша семья осталась жить в Омске.

Елена Ивановна Шишкина, житель блокадного Ленинграда».

Распечатать страницу

Материалы свежего номера

Тема номера

Музыка открытого неба

Музыка открытого неба

В этом году «СимфоПарк – 2025» собрал девять тысяч ...

Актуально

«Развитие водного транспорта может стать настоящим прорывом»

«Развитие водного ...

На минувшей неделе делегация Омской области во ...

Власть

Омская экономика показала рост

Омская экономика показала ...

В Омске состоялась рабочая встреча заместителя ...

Земляки

Социальный капитал региона

Социальный капитал ...

120 супружеских пар Омской области удостоены ...

Информбюро

Новые соглашения и контакты

Новые соглашения и ...

Делегация Омской области во главе с губернатором ...

Крупным планом

Семья – начало всех начал

Семья – начало всех начал

В Областном музее им. Врубеля состоялось ...

Культура

«Предложение руки и сердца – сразу после концерта!»

«Предложение руки и ...

Как удается совмещать творчество и семейную жизнь, ...

Наследие

История рядом с домом

История рядом с домом

Как члены окружной общественной организации ...

Наше время

Земля памяти

Земля памяти

Активисты поискового движения города Челябинска ...

Официально

Губернатор поручил ускорить капремонт школ

Губернатор поручил ...

В Исилькульском районе Виталий Хоценко посетил ...

Панорама недели

Ромашки без протокола

Ромашки без протокола

На Соборной площади Омска сотрудники полиции ...

Поддержка

Тепло родного дома

Тепло родного дома

Благодаря социально значимому проекту «Шьем для ...

СВО

«Мы – освободители!»

«Мы – освободители!»

Защита Отечества стала делом жизни омича Марата ...

Социум

С заботой о детях и родителях

С заботой о детях и ...

Более 60 тысяч семей получают меры поддержки от ...

Спектр

Напутствие призывникам

Напутствие призывникам

В сборном пункте военного комиссариата Омской ...

Спорт

Команда Омского района в 27-й раз выиграла «Королеву спорта»

Команда Омского района в ...

В Исилькуле завершился 55-й областной ...

Фоторепортаж

Азбука омского времени

Азбука омского времени

«Гостиница «Маяк», «АВТО обслуживание», «Прокат», ...

Юбилей

Пример, достойный подражания

Пример, достойный ...

В Нежинском геронтологическом центре отметили ...