Мария Аронова: «Омск – это кодовое слово»

Популярная актриса театра и кино об антрепризе, гастролях и людях-«пароходах».

Народная артистка России Мария Аронова побывала в Омске с антрепризным спектаклем «Искуситель». Наш корреспондент встретился с актрисой.

«Деньги не заменят любви»

– Мария Валерьевна, о чем постановка, которую вы представили на сцене Омского музыкального театра?

– Это история людей, которые почти ничего не имели в жизни и вдруг им было предложено разбогатеть криминальным путем. Мы с прекрасным актером Даниилом Спиваковским играем мужа и жену, которые на время поддаются соблазну, забывают о своих ценностях, но, пройдя череду испытаний, возвращаются к себе. Спектакль рождался тяжело. В начале работы погиб режиссер Александр Горбань, сыгравший в моей театральной карьере большую роль: он поставил в Театре имени Вахтангова замечательный спектакль «За двумя зайцами», в котором я много лет играла. После его гибели к нам пришла команда, которая помогла оживить «Искусителя», за что я этим ребятам очень благодарна. Мы играли этот спектакль в разных городах России, за рубежом. Везде принимают хорошо.

– Зрители привыкли к тому, что антреприза – это почти всегда развлечение, способ снять стресс, расслабиться.

– Мне очень хочется, чтобы люди не только смеялись на этом спектакле, но все-таки услышали то, о чем мы хотим сказать: никакие деньги не заменят ни любви, ни памяти о своих предках. Судя по тому, как нас принимают, нам это удается.

«Приходится много ездить по России»

– Можно ли сказать, что гастроли – это ваша жизнь?

– В общем-то, да. Приходится очень много ездить по России, и мне это нравится, а вот гастролировать за границей я не люблю. Просто путешествовать мне больше нравится. Я взяла за правило время с 15 июля до конца августа посвящать семье. Вместе мы уезжаем на Волгу, общаемся, радуемся друг другу.

– Ваш сын Владислав Гандрабура, как и вы, артист вахтанговского театра. А кем мечтает стать ваша дочь Серафима?

– Симе 12 лет, и, мне кажется, она обладает педагогическими способностями. Ее обожают дети всех возрастов. Она очень любит животных. У нас живут собаки, попугаи, хомячки. И еще дочка много лет занимается конным спортом и музыкой.

Люди-«пароходы»

– В 2005 году, во время гастролей вахтанговского театра в Омске, нашему земляку, народному артисту СССР Михаилу Ульянову было присвоено звание «Почетный гражданин Омской области». Вы часто называете Михаила Александровича человеком, который стал для вас родным…

– Мне и моему старшему брату родители с детства внушали: чем ты больше по статусу, тем меньше должен быть в жизни. То есть ты должен быть доступнее, скромнее. Это я увидела, когда пришла в театр, в лице Михаила Александровича Ульянова. Меня поразила его простота, ощущение родственности, которое от него исходило. Потом я увидела всех наших людей-«пароходов», как я их называю,– Юрия Васильевича Яковлева, Юлию Константиновну Борисову, Галину Львовну Коновалову, Василия Семеновича Ланового, Людмилу Васильевну Максакову. Все они очень просто общались со мной. А кто я была? Да никто. Это, конечно, поражало.

– Каким вам вспоминается Михаил Ульянов?

– Как родной человек. Мы все понимаем, с какой громадной личностью соприкоснулись. Он великий русский артист, великий мужчина, великая личность. Когда мы шли по Арбату, провожая его в последний путь, каждый хоронил кого-то своего: деда, отца, дядю. Ни у кого не было ощущения, что мы несем своего худрука, все прощались с близким и родным человеком. Меня совершенно восхищал принцип, которого придерживался Михаил Александрович: не нарушить чужую судьбу. Он много об этом говорил на посту худрука. И еще он всех жалел. Всех пьющих артистов, всех неиграющих. И настолько хотел сделать только хорошее людям, независимо от того, кто этот человек – народный артист или гример. Очень следил за отношениями в театре. для него было важно, чтобы артисты не заносились. Не позволял обижать театральные цеха, службы. Очень многие люди взяты в вахтанговский театр Михаилом Александровичем, в том числе и мое поколение. Если бы не его решение, то меня бы там не было. Я служу в Театре имени Вахтангова с 1992 года, со второго курса театрального института, и, конечно, в моей судьбе Ульянов сыграл свою роль.

– После ухода Михаила Александровича особое отношение к нашему городу остается?

– Если в театр приезжает кто-то из Омска – это значит, что приехал родной, близкий человек. Омск – это кодовое слово.

«Борисова подарила мне рушник»

– Я где-то читала, что народная артистка СССР Юлия Константиновна Борисова подарила вам шаль, которую ей передал один из учеников Станиславского.

– Не шаль, а рушник. Юлия Константиновна подарила мне полотенце, на котором вручную вышиты сцены из спектакля «Горе от ума». Это исторический рушник: ей подарил его великий русский артист, продолжатель дела Станиславского Василий Осипович Топорков. Она преподнесла мне этот прекрасный подарок на церемонии вручения премии «Хрустальная Турандот» со словами: «Когда Топорков мне дарил его, то говорил: «Юля, передашь как знамя тому, кому посчитаешь нужным, кто достоин». Знаете, когда люди-«пароходы» на тебя обращают внимание – это что-то невероятное. Я-то всегда живу с ощущением, что они знать не знают, как тебя зовут. А когда они вдруг подходят к тебе и начинают говорить о твоей работе, которую они видели, то теряешь дар речи. Оказывается, они за тобой неустанно, с интересом следят, ты занимаешь место в их душах. Они заходят к тебе в гримерку, дают дельные советы, делают замечания, ругают. Вот это фантастика!

– Последние годы художественным руководителем театра, в котором вы служите, является литовский режиссер Римас Туминас. Он уже стал вахтанговцем?

– Судя по тому, что происходит в театре, как все объединены, какой интерес сегодня к театру Вахтангова, то, конечно, мы Римасу Владимировичу аплодируем и говорим, что он наш, вахтанговский. Страшно боимся, что, не дай бог, он уйдет. И, говоря о Туминасе, нужно говорить о директоре нашего театра Кирилле Игоревиче Кроке. Я советую всем театральным администраторам приехать к нам и посмотреть, что человек сделал на своем посту. У нас отремонтирован каждый сантиметр театра, по себестоимости выбиты квартиры для артистов, построены общежитие и новое здание театра с арт-кафе, восстановлена квартира-музей Евгения Вахтангова, сделаны квартиры для приезжающих режиссеров. Что говорить! Мне кажется, что Михаил Александрович Ульянов приложил с небес к этому руку.

 СПРАВКА:

В основу спектакля «Искуситель» легла пьеса Валерия Шашина «Поджигатель», написанная в конце 1980-х и построенная на вполне стандартной сюжетной коллизии. В жизнь тихой супружеской пары Дмитрия и Елены неожиданно вторгается некто третий по фамилии Крамов. С помощью колких реплик этот трикстер начинает выуживать из до того державших себя в рамках приличий хозяев дома более резкие и откровенные мысли друг о друге, а также наводит Дмитрия на мысль поджечь родовое имение Еланино.

Роль искусителя Крамова в постановке Владимира Лаптева исполнил Александр Феклистов, образы же супругов воплотили актеры Мария Аронова и Даниил Спиваковский.

URL: http://omskregion.info/news/48382-mariya_aronova_omsk__eto_kodovoe_slovo/
Дата публикации:15/02/2017 07:41
Автор:Маргарита Зиангирова