Масленица по-омски: блины, байга и редькин хвостВ воскресенье, 26 февраля, во всех омских парках, возле Сибирского культурного центра и ТК Континент» прошли проводы зимы. В понедельник, 27 февраля, у православных верующих начинается Великий пост.
С утра погода не обрадовала тех, кто собрался провести последний день масленичной недели в парке: столбик термометра поднялся до –1 °С, подул сильный ветер, солнце не взошло. В общем, можно сказать, все пропало. Но настоящий сибиряк на все эти капризы природы смотрит сквозь пальцы, собирается и едет на Масленицу. Благо, в воскресенье выбор, куда пойти, был просто огромен. Но если в парк имени 30-летия ВЛКСМ народ шел как на демонстрацию (автолюбители припарковывали свои машины во дворах домов на улице Богдана Хмельницкого задолго до начала праздника), на бульваре Мартынова, что возле СКК имени Блинова, участникам масленичных гуляний хватило места и для поедания блинов, и для хороводов, и для молодецких игр. Но началось все с ярмарки. Ярмарочные палатки выстроились возле Сибирского культурного центра, на крыльце которого выступали творческие коллективы: ансамбль «Сретенье» Центра патриотического воспитания, детский фольклорный ансамбль «Гусельки» школы искусств № 1, отделение народного пения детского государственного ансамбля. А вела концерт, конечно, Масленица, которой по сценарию, в конце праздника следовало околеть и попасть в костер. Такова народная традиция.
Настроение у пришедших на бульвар Мартынова омичей было праздничным. Кто-то ел блины — просто с маслом, с вареньем или с джемом. Самый дешевый блин стоил 10 рублей, с начинками — 25 рублей. Блины уходили, как говорится, влет. На другом конце бульвара омичи катались на собачьих упряжках. Очередь на катания на красивых и умных хаски не заканчивалась пару часов: за пару минут горожане выкладывали по 200 рублей не раздумывая. Как говорится, каждому свое, одним — прибыль, другим — удовольствие. Здесь же можно было изготовить монету с любой надписью: пожеланием счастья, удачи, поздравлением с днем рождения. В ярмарочных рядах мастера-ремесленники продавали изделия ручной работы: куклы-обереги, украшения, мыло и многое другое. Совершенно бесплатно можно было поучаствовать в женских бегах. Как рассказала Алена Малиновская, раньше омские фольклористы думали, что байга, или бега в носках, были распространены только в Черлакском районе. Таким образом женщины на Масленицу пробуждали землю от зимнего сна, и земля в благодарность летом дарила хорошие урожаи. Прошлым летом одна из фольклорных экспедиций обнаружила, что бега в носках женщины устраивали и в Любинском районе.
Сегодня участницам байги выдали шерстяные носки, и молодые женщины наперегонки побежали к шесту, обогнули его и вернулись к месту старта под восторженные возгласы публики. Забегов было несколько, в последнем приняли участие девочки, самой младшей — Вареньке — было всего три года. На другой площадке в ловкости и силе соревновались мужчины и мальчишки. Перетягивали канат, устраивали бои мешками, брали штурмом снежную гору. В это же время Масленица устроила аттракцион невиданной щедрости: перед началом праздника продавали сладких петушков на палочке с номерами, теперь каждый номер получил приз. А потом Масленица околела. Не в прямом, конечно, смысле. Но стала чучелом, которое в самом конце праздника сожгли. Простились омичи с зимой. Кстати, после двух часов дня пошел мелкий дождь: прогноз синоптиков все же сбылся. А на крыльце Сибирского культурного центра артисты в народных костюмах еще раз спели о блинах, а потом о редьке: «Остался только редькин хвост на Великий пост...»
|