«Всем… Всем…Всем…»

Газетная кампания помогла рождению Омского радио.

И 50 копеек от Алички Михайловой

Первый опыт радиосвязи в Омске связан с именем Александра Колчака. В бытность его Верховным правителем России в центре города, недалеко от генерал-губернаторского дворца (там, где сегодня стоит Дом художника) была возведена первая радиовышка. Радиосвязь служила только военным целям.

В 1924 году в нашей стране было создано Общество друзей радио, через два года оно насчитывало уже 250 тысяч членов. Ячейки друзей радио появились и в нашей области. Но радио в Омске еще не было, возникла только мечта о нем. И областная газета «Рабочий путь» постаралась внести свой вклад в осуществление мечты.

В 1926 году на страницах газеты появилась рубрика «Всем…Всем…Всем…». Этим позывным радиолюбителей «Рабочий путь» стремился заинтересовать идеей омичей и побудить их помочь возведению в городе широковещательной радиостанции. Подборка материалов появлялась не реже раза в неделю. Она состояла из новостей радиофикации в СССР и перечня граждан и организаций, которые вносят пожертвования на строительство радиостанции. Причем была использована форма публичного соревнования. Под постоянным заголовком «Наши вызовы» публиковались такие сообщения:

«Коллектив Омотдела Госбанка вносит на постройку радиостанции 21 рубль.

Коллектив Госторга по вызову Совторгфлота вносит на постройку радиостанции 27 рублей и вызывает все коллективы, еще не сделавшие своих взносов.

Коллектив Омского отделения Резинотреста по вызову Омского отделения Всероссийского текстильного синдиката вносит 7 рублей и со своей стороны просит последовать его примеру Оммаслосоюз и Омсоюз».

Вслед за солидными организациями стали делать вызовы друг другу омичи:

«Н. Грибанов вносит 10 рублей по вызову тов. Лобанова на постройку передаточной радиостанции в Омске и приглашает последовать его примеру профессоров Сибирской сельскохозяйственной академии: Ст. М. Кочергина, Н. Д. Дудецкого, В. П. Корш, Н. Д. Павлова». «Морозов И. И. вносит 1 рубль и вызывает членов Горсовета: Пономарева М. А., Щербакова И. З., Копылова, Бурову Н., Плачина, Кулишкина и Ильиных». «Н. Кузовкин, по вызову тов. Трифонова, Виноградова, Боганова и Чечулина вношу 5 рублей и вызываю внести по 3 рубля сослуживцев правления Омской железной дороги Семенова Ф. В., Штанберга З. И. (отдел эксплуатации), Корзон К. Ф и Сырцова П. И. (отдел пути), Мизгирева В. А. (отдел мат. хозяйства), Алексейченко В. А. (отдел связи)»…

Вносили деньги и звали на доброе дело коллег и знакомых рабочие предприятий, колхозники, врачи и частные домовладельцы. Газета «Рабочий путь» не жалела места на перечисление фамилий, даже тех, кто смог внести только 25 копеек. Кампания сбора средств разрасталась. В ней стали активно участвовать школы, детдома. Кроме педагогов свою копеечку захотели внести и дети: «Аличка Михайлова по вызову Авенира Исанова вносит 50 копеек и вызывает Вову и Толю Михайловых, Витю Белякова и Борю Искоскова».

Раз редакция была организатором акции, то и «деньги по вызовам» собирала она же, предлагая читателям вносить средства в кассу конторы издательства «Рабочий путь» (ул. Декабристов, 49) или «нашему представителю в магазине Сибкрайиздата (ул. Ленина, 16)».

К 19 марта 1926 года собрали 4332 рубля 67 копеек, 13 апреля сумма выросла до 4927 рублей 59 копеек.

Призывами к благотворительности пестрят и дореволюционные омские газеты. Но «вызовов» прежде не было. Как в заразительную игру, газета вовлекала в объявленную ею акцию все новых участников.

А чем Омск хуже?

Интерес к будущей радиостанции подогревался сообщениями из других городов. Вот, например, 16 марта 1926 года публикуется заметка об итогах Первого всесоюзного съезда Общества друзей радио. На нем провозглашена цель – построить в СССР мощную радиосвязь. В Москве уже есть широковещательная станция и выходит «Радиопередача». Съезд признал необходимым изменить ее содержание, организовав две радиогазеты – для рабочих и для крестьян – и привлечь для этого редакции газет «Правда», «Известия», «Рабочую газету», «Рабочую Москву», а также «ввести передачу по радио художественного слова, использовав для этого артистические силы». О радиожурналистике в ту пору не было понятия, читка газет считалась нормальным режимом работы радиостанции.

Поражают воображение омичей и сообщения в газете об опытах коротковолновой радиосвязи в стране. Ленинградская центральная радиолаборатория получила письма из Новой Зеландии и Индии о том, что там была слышна радиопередача из города на Неве. Депешу радиостанции Томского университета «ТУК» услышали во Франции, а также на американском броненосце «Скорпион», который плывет по Средиземному морю из Константинополя в Италию, и в Новой Зеландии, находящейся в 15 с половиной тысячах километров от Томска.

Сообщения подогревали и омских радиолюбителей: две станции уже действуют в Москве, по одной – в Ленинграде, Нижнем Новгороде, Великом Устюге, Воронеже, Иваново-Вознесенске, Киеве. Особенно, наверное, было обидно, что в Сибири нас опережал Новосибирск, где в июне 1926 года достраивалась станция. А чем Омск хуже?

Широковещательная радиотелефонная станция появилась в Омске в феврале 1927 года, одним из организаторов строительства стал инженер-телеграфист Николай Купревич, работы по созданию станции «Малый Коминтерн» вели специалисты Нижнего Новгорода.

Но радиожурналисты ГТРК «Иртыш» ведут свою историю не с марта 1927 года, когда начались регулярные передачи (причем не свои, а транслируемые из Москвы), а с июня 1926-го. В этот день состоялась первая радиопередача в Омске с любительской радиостанции Николая Купревича.

Первым по радио выступил редактор

В шесть часов вечера 23 июня 1926 года посетители окружной промышленно-экономической выставки имели возможность слушать радиовещание. С любительской радиостанции, установленной прямо в квартире Купревича, в течение 20 минут звучал доклад Л. Кацнельсона «Культурные задачи соввласти». А Л. Кацнельсон был в ту пору ответственным редактором газеты «Рабочий путь». Вот такая была спайка газетчиков и создателей радиостудии в самом начале пути нового СМИ!

Доклад был слышен хорошо, а последовавшие за ним музыкальные номера, исполненные гармонистом Самсоновым, звучали с помехами. В перерыве между докладом и концертом сотрудник телеграфа Егоров рассказал о ситуации с радиовещанием в Омске: «Три года назад ученые говорили, что Омск находится в неблагоприятных условиях для радиопередач: стоит в ложбине, мешают Уральские горы и прочее, но человеческий ум все побеждает. То, что вчера было нельзя – сегодня уже возможно».

Свою речь Егоров закончил призывом вступить в местное общество друзей радио. Радиус слышимости передачи был проверен на шесть верст, слышно ли дальше, в первый день не выяснили.

Передачи были и 24, и 25 июня. Радиолюбители приноравливались к технике: «На второй день микрофонная трубка передатчика была обернута кошмой, исполнители находились в другой комнате, и дело пошло гораздо лучше. При докладе приходилось говорить докладчикам не в самый микрофон, а в сторону. При исполнении номеров пения трудно приходилось на приемной с настройкой. Сольное пение, например, идет хорошо, а как вступает хор, приходилось снова настраиваться, тогда только получались четкость и ясность. У тов. Купревича есть маленькая ручная антенна – рамка с телефоном, и, гуляя по двору с этой рамкой (а около уха – трубка телефона), он мог слушать радиопередачу на расстоянии 10–15 сажен».

«Рабочий путь» сообщил, что с 28 мая «устанавливается регулярная опытная передача и первые опыты транслирования станции имени Коминтерна (Москва) с любительской приемо-передаточной станции Н. Ф. Купревича (г. Омск, Воздвиженская улица, 51) мощностью 10 ватт, длина волны – 200 метров. Прием в черте города можно производить на кристаллический детектор». Было опубликовано и расписание работы первого омского радио. По средам, пятницам и воскресеньям с 11 ч. 30 м. до 12 часов ночи – опытная передача, информация по радио. С 12 ч. 30 м. до 1 ч. 30 м. ночи – транслирование передачи станции им. Коминтерна. Газета обратилась с просьбой к читателям сообщать результаты слышимости и тем самым помогать дальнейшей работе.

Омск все-таки обогнал Новосибирск! Наши радиолюбители первыми в Сибири организовали не только прослушивание московского радио, но и начали собственное вещание. Николай Купревич, автор чуда 1926 года, считается первым сибирским коротковолновиком. Впоследствии он стал доктором физико-математических наук, научным сотрудником Пулковской лаборатории.

Его первый радиолюбительский опыт, поддержанный газетой, вызвал волны энтузиазма и веры в технический прогресс. Росло число друзей радио, ячейки начали создаваться даже в селах, при избах-читальнях.

С тех пор мы и дружим – журналисты «Омской правды» – преемника газеты «Рабочий путь» – и наши коллеги с радио ГТРК «Иртыш». Традицию заложили наши старшие товарищи 90 лет назад.

URL: http://omskregion.info/news/48681-vsem_vsemvsem/
Дата публикации:01/03/2017 08:18
Автор:Светлана Васильева