Никита Михалков: «Правду нужно говорить с любовью»

Никита Михалков: «Правду нужно говорить с любовью»

Дата публикации 5 июня 2012 11:57 Автор Светлана Васильева

Гран-при XXI Международного славянского кинофорума «Золотой Витязь» получил фильм Никиты Михалкова «Утомленные солнцем-2». Впрочем, когда председатель Союза кинематографистов России побывал в Омске, он еще не знал о награде.
Гран-при XXI Международного славянского кинофорума «Золотой Витязь» получил фильм Никиты Михалкова «Утомленные солнцем-2». Впрочем, когда председатель Союза кинематографистов России побывал в Омске, он еще не знал о награде. Прилетев на один день, Никита Сергеевич встретился со студентами, преподавателями ОмГУ им. Ф. М. Достоевского и рассказал, что будет снимать в ближайшее время, а также почему он не любит арт-хаусное кино, для чего завел собственный видеоблог и почему не хочет идти в политику.

ЦЕНЗУРА КЕВИНА КОСТНЕРАM

– Только то, что по-настоящему национально, может стать по-настоящему интересным. То, что знаешь не по книгам, а по запаху. Меня приглашали в Голливуд, предлагали большие деньги. Имея «Оскара», я мог рассчитывать на что-то серьезное. Но я подумал: вот я встану в очередь с профессиональными режиссерами, чтобы снять… Что? Ну, положим, фильм об Америке глазами русского.

А дальше? Меня не волнует то, из-за чего там переживают. А еще. Я показал в Париже Кевину Костнеру фильм «Сибирский цирюльник». Он после просмотра вышел в слезах – так понравилось. А потом, желая мне успеха в США, принес мне список того, что хорошо бы поменять. Я посмотрел и подумал, что цензоры нашего советского Госкино – дети. Костнер посоветовал: нельзя показывать, что американский сержант не знает, кто такой Моцарт. Дальше. Понятно, что Джейн – это в прошлом проститутка. Нехорошо, что она американка, лучше сделать ее англичанкой. В самой свободной стране существует жесткая самоцензура! Я привез «Цирюльника» в Аргентину. Зрители реагировали, как в Москве, Рязани, Омске. Спрашиваю: почему же Аргентина не купила фильм? Чтобы выяснить, звоню в Париж. А мне говорят: «Продали Бразилии на весь регион». Но США выкупили лицензию, потому что картина унижает достоинство американского сержанта. Это пример торжества конкретной тоталитарной идеологии. Я снимаю шляпу перед американским зрителем, убежденным, что его кино – лучшее. Мало того, в этом убедили весь мир. А я не хочу быть понятным, я хочу быть понятым.

АРТ-ХАУС – ПУТЬ В НИКУДА
– Сегодня ситуация в отечественном кинематографе трагическая. Потому что вектор движения, обозначенный как арт-хаус, – путь в никуда. Что такое арт-хаус? Слабые картины, которые отличаются тем, что после их просмотра особенно унизительно ощущать себя русским человеком. Чем больше мерзостей показывают в нашей жизни, тем больше наград. Меня это оскорбляет. Видно, и не меня одного, потому что, например, фильм «Жила-была одна баба» ничего не собрал в прокате, хотя Министерством культуры назван лучшим за десять лет.

Я не призываю говорить с экрана неправду. Правда должна быть, но хочу, чтобы ее показывали с болью и с любовью. Один старец сказал: «Жестокая правда без любви есть ложь». И он прав. А еще самое болезненное то, что мы перестали смотреть свое кино. На пике популярности «Гитлер капут» и «Яйца судьбы».

В кинозалах – американские фильмы. Но каким бы грамотным, профессиональным ни было американское кино, оно может развлекать, но не может войти в нас, соответствовать душе и национальной культуре. Если не будет возможности узнавать себя на экране, мы потеряем кинематограф.

ОСТАНОВИТЕ ЗВЕРОПОДОБНОЕ РВЕНИЕ
– Летописец XII века написал о государственной ошибке: «Не получилось, потому что делали с тяжким, звероподобным рвением». И до сих пор мы с тем же «звероподобным рвением» пьем и боремся с пьянством, вырубая виноградники, пресмыкаемся перед властью и также рьяно ее не любим.

САМ СЕБЕ ПАРТИЯ
– Я не принадлежу ни к какой партии, ни к какой группировке. Я свободный человек, а сегодня в России точка зрения свободного человека наиболее ценна. Те, кто говорит от имени партии или, например, гильдии, обречены выражать точку зрения той группы, в которой находятся. Некоторые люди искусства пошли в политику: кто-то из корысти, кому-то нравится. Я никого не осуждаю. Но для себя решил: нужно делать то, что тебе Бог дал, а не вещать с трибуны. Я позволил себе приостановить съемки «Утомленных солнцем-2», чтобы снять картину «Двенадцать». Это моя свобода. Не готов и не хочу быть заложником той или иной партии. Рано или поздно каждый, кто вступил, превращается в инструмент. А я сам себе партия.

В ВИДЕОБЛОГЕ ГОВОРЮ ПРАВДУ
– Я зарегистрировал на YouTube видеоблог «Besogon TV». Назвал по имени небесного покровителя Никиты Бесогона. Сделал это потому, что появилось огромное количество сайтов под моим именем. Не страшно, когда говорят о тебе гадости, не страшно быть ненавидимым за то, чего не совершал (свои есть, конечно, грехи тяжкие). Но когда от моего имени несут пургу – это слишком. Я решил отвечать. То, что я предложил взимать 1% в пользу правообладателей от всех проданных носителей аудиовизуальной информации, – так это делается во всех странах мира, кроме Кубы и Белоруссии. Если бы Эшпай или Башмет предложили то же самое, вопросов бы не было. Или читаю в Интернете: «2 часа 5 минут назад. Марлен Хуциев отказался идти на съезд Михалкова». Это было три года назад! Есть большое число людей, которые хотят знать правду, и я отвечаю за то, что говорю в видеоблоге.

36 ЛЕТ МЕЧТАЛ СНЯТЬ БУНИНА
Бог даст, я начну снимать картину по Ивану Бунину, его рассказу «Солнечный удар» и оглушительно горькой книге, написанной в 20-е годы, «Окаянные дни». Я 36 лет мечтаю снять фильм по Бунину и не могу понять, возможно ли на экране хотя бы на 30 процентов передать фантастическое дыхание его произведений. «Солнечный удар» – это всего 11 страниц истории любви, одна ночь на пароходе. Наверное, если сам не пережил, такое невозможно написать. Я решил соединить этот рассказ с повествованием об исходе белого офицерства. На сборных пунктах прапорщики, есаулы 19–22 лет, поверив большевикам, заполнили анкеты, в которых подписывались, что отношение к советской власти, к Ленину – хорошее. А поверх этих анкет синим карандашом надпись «разстрелять» – так неграмотно, через «з». А других посадили в Крыму на паром и утопили. И вот «Солнечный удар» становится воспоминанием бывшего поручика, который знает, что его истребят, как и всех остальных.

В ОМСКЕ БУДЕТ СВОЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ
– Слово «провинция» звучит ругательным только в устах испорченной интеллигенции. Провинция – это всего-навсего отдаленность от центра. Но не всегда то, что отдаленно, хуже. Я, наоборот, считаю, что провинция – самое чистое, что есть у нас. Москва сегодня – столица Рублевки, Санкт-Петербург – столица Санкт-Петербурга. Ничего не изменится, пока не будет услышано дыхание страны. Вот поэтому я так много езжу по России. Что касается Омска, то с будущего года, надеюсь, у вас будет открыт постоянно действующий фестиваль молодой кинорежиссуры, который, возможно, приведет к тому, что здесь откроется студия. Об этом я говорил с губернатором Виктором Ивановичем Назаровым и думаю, что вместе с властью мы будем споспешествовать созданию фестиваля.
©
Распечатать страницу
Добавить комментарий
Загрузка...

Блоги

Борис Никонов

Борис НиконовНаблюдательный омичЗачем богатый Омск спонсирует бедную Собчак?

Как можно прославиться? Например, как чеховский ...
Виктория Богданова

Виктория БогдановаПроизводитель одежды, креативный директор бренда MacushkaНаши родители не покидали город, а пытались его изменить. И мы сможем!

Хочу поблагодарить всех, кто пришел 10 сентября на ...
Кипервар Андрей

Кипервар АндрейДепутат ЗС Омской области«Единая Россия» может наступить на «грабли Двораковского»

Прошедшую избирательную кампанию в городской Совет ...

Все авторы блогов