Что нам даст ВТО

Россия готовится стать полноправным участником Всемирной торговой организации. В пятницу в Госдуме состоялись парламентские слушания по поводу ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к ВТО.
Россия готовится стать полноправным участником Всемирной торговой организации. В пятницу в Госдуме состоялись парламентские слушания по поводу ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к ВТО. Если он не будет ратифицирован до 23 июля, все длившиеся 17 лет согласования придется проходить заново. Экономика Омской области, скорее, выиграет от вступления в ВТО: экспортные возможности нефтехимического комплекса вырастут, аграрии смогут закупать импортную сельхозтехнику по более низким ценам, а машиностроительные предприятия получат дополнительный стимул для модернизации производств и внедрения инноваций.

РОССИЯ ДОСТУЧАЛАСЬ ДО ВТО ВСЛЕД ЗА КАБО-ВЕРДЕ

Россия стремилась во Всемирную торговую организацию с первых дней ее основания в 1995 году. Если точнее, мы хотели влиться в международную систему торговли еще в 1986 году, когда подали заявку на присоединение к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ), которое было заключено в 1947 году и предшествовало созданию ВТО, выполняя функции международной организации. Тогда просьба была отклонена с мотивацией, что СССР является страной с плановой экономикой, несовместимой с принципами свободной торговли.

В 1990 году СССР смог получить в ГАТТ статус наблюдателя, но после распада Союза России вновь пришлось обращаться за подобным решением. Пока длились переговоры, ГАТТ преобразовалось в ВТО, и с тех пор Россия 17 лет стучалась в ее двери.

Года не проходило, чтобы кто-то из руководителей государства или высокопоставленных членов правительства не заявлял, что Россия вот-вот вступит в ВТО, и даже называл конкретные даты, а процесс не двигался с места. Дело в том, что решение о присоединении к ВТО нового участника принимается на основе консенсуса со всеми странами-членами организации. Этих стран 153, последней в ВТО в 2008 году вступила Республика Кабо-Верде (попробуйте-ка найти ее на карте мира), и с каждой надо подписать соответствующее соглашение. В ходе переговоров то одна, то другая страна заявляла свои претензии к России, и их приходилось урегулировать. Самыми сложными были переговоры с США (велись шесть лет), Евросоюзом и Китаем. Последней на нашем пути в ВТО встала Грузия, потребовавшая установления на границе России с Абхазией и Южной Осетией таможенного контроля с участием своих представителей. Под давлением Евросоюза, пригрозившего, что можно обойтись и без согласия Грузии (консенсус – это практика, по уставу прием может быть осуществлен 2/3 голосов стран-участниц), это последнее препятствие было снято, и 16 декабря был подписан Протокол о присоединении России к ВТО. С этой даты начался отсчет 220 дней, в течение которых его необходимо ратифицировать. Если мы этого не сделаем, все согласования придется проходить заново.

ЭКСПЕРТЫ СЧИТАЮТ ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
Однако российские экономисты до сих пор спорят, надо нам вступать в ВТО или лучше держаться от нее подальше. Мнения высказываются самые полярные. Экономисты-либералы утверждают, что положительные моменты членства намного перевешивают негативные, а их оппоненты пугают катастрофическими последствиями для большинства отраслей. Волнуются представители чуть ли не всех отраслей. Часть этих опасений сильно преувеличена и не учитывает, что Россия «выторговала» для себя переходный период адаптации к стандартам ВТО, который составляет по разным позициям от одного года до семи лет и предполагает, что проведенная за это время модернизация отраслей позволит им успешно конкурировать на мировом рынке.

Часть опасений в определенной степени оправданна. Связано это с тем, что участники ВТО обязаны приводить к согласованным параметрам как ввозные, так и вывозные таможенные пошлины, и их размеры в большинстве случаев значительно ниже, чем действующие сегодня в России. То есть в выигрыше получаются экспортеры продукции, которым легче будет завоевывать себе место на мировом рынке. В проигрыше – те, кто производит продукцию, уступающую импортной по качеству, но находящую спрос за счет низкой цены, – импортные аналоги существенно подешевеют и народ откажется покупать товары «родных» производителей.

Практически все аналитики сходятся в том, что прежде всего пострадает наша легкая промышленность. Но, положа руку на сердце, кто может сказать, что она у нас успешно работает? По цене российская обувь и одежда и сегодня не могут конкурировать с китайскими, а по качеству – с европейскими. Тяжело, возможно, придется пищевой промышленности и индустрии стройматериалов, но у них есть шансы подтянуться до мирового уровня.

Рабочая группа по присоединению России к ВТО насчитала 17 уязвимых секторов экономики, которым потребуется господдержка. Среди них авиа- и судостроение, текстильная промышленность, производство сельхозтехники, мясо-молочной продукции и колбас, свиноводство. Серьезные опасения вызывает машиностроение, особенно те его сегменты, где Россия отстает от современных технологических требований. Некоторые производства, возможно, вообще будут свернуты, как это было в свое время с производством телевизоров. Зато других конкуренция подтолкнет к модернизации, что в перспективе обеспечит их конкурентоспособность на внешнем и внутреннем рынках.

АГРАРИЕВ ПРОСЯТ НЕ БЕСПОКОИТЬСЯ
Больше всех сегодня волнуются, похоже, аграрии, но им-то как раз ничего особо страшного и не грозит. Среди сельхозпроизводителей бытует мнение, что ВТО запрещает оказывать им какую-либо господдержку. На деле это не так. Расходы на поддержку сельского хозяйства в бюджете 2012 года заложены в сумме $5 млрд. Вступив в ВТО, мы в этом и следующем году имеем право потратить на нее $9 млрд и должны постепенно снижать до $4,4 млрд в 2018 году, на чем и остановимся. При этом вложения в инфраструктуру к господдержке не относятся и под рамки соглашения не подпадают. Да, запрещено будет осуществлять прямое субсидирование экспортеров, но оно у нас и так крайне невелико. Но все внутренние субсидии (например, областные дотации на молоко) ни под какие ограничения не подпадают.

Сохраняются, причем бессрочно, и имеющиеся квоты на импорт мяса птицы и говядины. Более того, правительство имеет право вообще отменить квоты или пересмотреть их в сторону увеличения, если посчитает нужным. Квоты по свинине будут сохранены до 2020 года. К плюсам можно отнести то, что вступление в ВТО дает нашим производителям сельхозпродукции выход на международный рынок. Если раньше он был для нас во многом закрыт запретительными квотами и санитарными правилами, то теперь договариваться станет значительно легче.

Госдума предлагает ввести и дополнительные меры поддержки сельского хозяйства. Среди них продление до 2020 года нулевой ставки налога на прибыль для сельхозпроизводителей, введение ставки НДС в размере 10% на отдельные группы продуктов питания (мясо и мясопродукты, майонез и др.), изменение порядка банкротства сельхозпредприятий – на торги должны выставляться только целые производственные комплексы предприятия, а не отдельные его части (скот, техника, здания). Предлагается также воспользоваться тем, что Россия сохранила право вводить любые преференции для госзакупок вплоть до запрета закупки импортной продукции, и закупать сельхозпродукцию для государственных и муниципальных нужд исключительно у отечественных производителей.

КОНКУРЕНЦИЯ ПОЙДЕТ НА ПОЛЬЗУ
Максимальные выгоды от ВТО, по мнению экспертов, извлекут цветная и черная металлургия, химическое и нефтехимическое производство, нефтяная и газовая отрасли. Если говорить о регионах, то больше всего выиграют высокотехнологичные конгломерации – Москва, Санкт-Петербург, Московская и Ленинградская области. В наиболее уязвимом положении могут оказаться сырьевые регионы и территории, где преобладают традиционные потребительские отрасли, та же легкая промышленность.

Для Омской области вступление в ВТО скажется, скорее, позитивно. Из трех «китов», на которых держится экономика региона, в выигрыше, прежде всего, окажется нефтехимия, у которой резко возрастут экспортные возможности. Сельхозпредприятия смогут дешевле закупать импортную сельхозтехнику, племенной скот, конкурировать на мировом зерновом рынке. Появление же на внутреннем рынке дешевых зарубежных продуктов, с точки зрения макроэкономики и потребителей, только на пользу – конкуренция заставит наших аграриев внедрять передовые технологии, заменить тощих коровенок на продуктивных племенных, не задирать цены на родные низкокачественные сыры до уровня французских и швейцарских и т. д. Машиностроению, конечно, придется подтянуться, но это подтолкнет его к внедрению инноваций, энергосбережению. В то же время военная продукция омских оборонных заводов, поставляемая за рубеж по межгосударственным соглашениям, в компетенцию ВТО не входит.

НАЛЕТАЙ – ПОДЕШЕВЕЛО
В целом же от вступления в ВТО больше всего выиграет население крупных городов. За счет снижения импортных тарифов многие товары должны стать дешевле, а их ассортимент расширится. Средний таможенный тариф на импортные товары после вступления в силу всех соглашений снизится до 7,8% по сравнению с 10% в 2011 году. При этом на сельскохозяйственные товары ввозные пошлины снизятся с 13,2 до 10,8%, на товары обрабатывающей промышленности – с 9,5 до 7,3%. Среди главных «кандидатов» на удешевление – заграничные лекарства и медицинское оборудование. Сейчас пошлины на импортные лекарства доходят до 15%, по обязательствам перед ВТО они к концу переходного периода не смогут превышать 6,5%. Существенно снизится ставка пошлин на косметику и моющие средства. В течение трех лет после присоединения будут отменены пошлины на компьютеры, средства их производства и элементную базу. Пошлины на бытовую электротехнику и электронику уменьшатся с 15 до 7–9%. Дешевле станут импортная обувь и одежда. В несколько раз снижаются пошлины на пиво и значительно – на вино. Подешевеют морепродукты, шоколад, тропические фрукты. Сейчас, правда, подсчитать будущие цены в магазинах довольно сложно, так как они зависят и от доли пошлины в структуре стоимости товара, и от поведения торговцев. По подсчетам экспертов, при снижении пошлин вдвое товар в рознице может подешеветь на 10–15%.

В 2018 году должны снизиться пошлины на импортные автомобили: на новые – до 15%, «возрастом» от трех до семи лет – на 20%, с подер-жанными иномарками правительство может поступать как хочет. К выгодам автолюбителей можно добавить и то, что в условиях такой конкуренции отечественный автопром за отпущенные ему шесть лет вынужден будет поднять планку качества своих машин.

Вступление в ВТО, по мнению экспертов, обернется позитивом для нашего фондового рынка. Это повысит привлекательность портфельных инвестиций в российские предприятия, подтолкнет отечественный фондовый рынок, как это произошло в 2005 году после присвоения России инвестиционного рейтинга со стороны международных рейтинговых агентств.

Пожалуй, наиболее серьезные проблемы вступление в ВТО несет, как это ни странно, его инициатору – российскому правительству. В 2010 году доля налоговых платежей в доходах федерального бюджета превысила 52%. Для сравнения: налоговые платежи в бюджете США составляют 1%, Великобритании – 2–3%, Германии – 3–4%. То есть наше государство для выполнения свои социальных обязательств берет деньги у экспортеров и импортеров. Снижение таможенных пошлин неминуемо повлечет снижение доходов бюджета, и правительству придется крепко подумать, как восполнить эти потери. В то же время только от улучшения таможенного администрирования страна, по оценкам экспертов, может получить дополнительно $18 млрд.

По итогам парламентских слушаний депутаты решили поторопить правительство с вынесением необходимых решений для ратификации Протокола о вступлении России в ВТО. «Прошло уже пять с половиной месяцев, как в правительстве идет работа, а у нас еще ничего нет, – возмутился председатель Госдумы Сергей Нарышкин. – Это не дело, когда правительство ставит Госдуму в такое положение». Он напомнил Кабинету министров, что весенняя сессия парламента завершается 6 июля, и это крайний срок для ратификации. Если решение не будет принято, переговоры могут возобновиться, но, как показывает практика, условия присоединения в этом случае будут хуже.




Справка
Всемирная торговая организация (ВТО) основана 1 января 1995 г., став преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет выполнявшего функции международной организации.
Место расположения штаб-квартиры: Женева.
Количество участников – 153 страны, еще более 30 стран имеют статус наблюдателей.
Официальные языки: английский, французский, испанский.
Генеральный директор с 2005 г. Паскаль Лами (Франция).

Комментарии
Валерий Левченко,
декан радиотехнического факультета ОмГТУ:

– В ближайшем будущем ВТО вряд ли даст нам много положительного. В этот период очень важно удержать от обрушения ряд отраслей, в первую очередь машиностроение. Стратегически же, конечно, надо входить в мировой цивилизованный рынок, повышать конкурентоспособность страны и ее отраслей. В этом и есть главная мотивация вхождения в ВТО. Это даст нам толчок к внедрению новых технологий, повышению производительности труда.

Петр Травинский,
эксперт комитета по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы РФ:

– После окончания переходного периода объем таможенных платежей за счет снижения пошлин сократится минимум на 30%. Это, конечно, усугубит дефицит бюджета, тем более что в нынешнем году существенно выросли социальные обязательства государства. В то же время мы явно перебираем с пошлинами, нельзя брать их дважды – сначала за вывозимое сырье, а потом за изготовленную из него продукцию. Снижение пошлин положительно скажется на экономике в целом, а как его компенсировать – забота правительства. На мой взгляд, надо активнее развивать сферы, где мы не окончательно потеряли свое лидерство – вооружения, космос, нанотехнологии. Это и высокая добавленная стоимость, и рабочие места, и, соответственно, налоги.

Михаил Крихели,
директор по развитию и внешним связям Российского зернового союза:

– Снижение внешнеторговых пошлин на сельхозпродукцию произойдет не сразу. В числе главных действий, которые аграрии должны предпринять в переходный период, – модернизация производства, повышение качества и конкурентоспособности своей продукции. А органам власти надо максимально эффективно доводить средства государственной поддержки до аграрного сектора.

Александр Мурычев,
председатель Совета Ассоциации региональных банков России:

– При вступлении в ВТО российская банковская система не пострадает. В стране уже представлены европейские, американские, японские банки. Доля их капитала составляет около 25%. В дальнейшем она может увеличиться. Но в первые семь лет ЦБ РФ при превышении доли иностранного капитала в 50% может вмешиваться и принимать превентивные меры. Мы договорились не открывать филиалов иностранных банков в РФ. Филиалы зарубежных страховых компаний смогут появиться в России только через девять лет.

Сергей Водолазский,
доктор экономических наук, профессор, завкафедрой финансового менеджмента Института экономики и финансов ОмГАУ:

– Результаты исследования, которое мы проводили в 2007–2008 годах, показывают, что после вступления в ВТО Омскую область ждет незначительное увеличение производства зерна, сохранение на том же уровне производства масличных культур и снижение производства картофеля и продукции животноводства. Во многом это произойдет из-за того, что наши хозяйства отстают от европейских по уровню оснащенности. Сельскому хозяйству области не хватает инвестиций и господдержки. Эта отрасль области производит 11% ВВП региона. Если посмотреть на уровень инвестиций, то в 2011 году он достиг 4 млрд рублей. Это в два раза больше, чем в прошлом и позапрошлом годах, но и этого недостаточно. 80% техники эксплуатируются в хозяйствах уже больше 10 лет. При этом объемы господдержки в России несравнимы с вложениями в развитие отрасли в Европе. Например, площадь сельхозугодий в Польше составляет 15,5 млн га, а в России – 200 млн га.

В 2007 году субсидии сельскому хозяйству в этих странах составили примерно по 160 млрд рублей. Получается, что на 1 га земли в Польше тратилось 10,3 тыс. рублей, а в России – 800 рублей. И сейчас ситуация изменилась незначительно: в этом году на 1 га пашни в России потратят 1350 рублей.

Вадим Морозов,
председатель правления Ассоциации развития малого и среднего предпринимательства Омской области:

– К преимуществам, которые дает ВТО, я бы отнес выход на международную правовую базу, в ее рамках можно получить эффективную защиту от использования в торговле технических барьеров. В результате мы получим доступ продукции на зарубежные рынки, экономический климат станет более благоприятным для иностранных инвестиций. Должны также снизиться уровни коррупции и административно-законодательных барьеров. Среди рисков назову сокращение числа предприятий из-за конкуренции по ценам и качеству, пересмотр государством финансовой поддержки малого и среднего бизнеса, возможный рост безработицы.

Кристин Лагард,
директор-распорядитель Международного валютного фонда:

– На первом этапе никаких преимуществ от вступления ВТО Россия не получит. Это произойдет спустя лет десять, когда Россия втянется в этот процесс, акклиматизируется, научится спорить и доказывать свою правоту. Тогда только будет польза. Но она будет обязательно, потому что развитые державы довлеют над слабыми, умеют отстаивать свои интересы и извлекать из этого выгоду.

Игорь Спиридонов
©
URL: http://omskregion.info/news/4913-chto_nam_dast_vto/
Дата публикации:05/06/2012 13:46