В театр он шел, как в храм

В прошедшую пятницу Омск попрощался с любимцем зрителей, солистом-вокалистом и режиссером Музыкального театра, народным артистом России, легендой омской сцены Георгием Котовым.

19 апреля он должен был стоять на сцене Московского театра Станиславского и Немировича-Данченко и на торжественном вечере получать высшую театральную премию страны «Золотая маска» – «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства». Из омичей премии в этой номинации была удостоена только Елена Псарева – в 1997 году.

Но Георгий Валерьянович не дожил до, наверное, главного в его жизни праздника. Он ушел от нас в 76 лет.

Губернатор Омской области Виктор Назаров отметил, что «актер был настоящим мастером, легендой театра, его талант неизменно вызывал восхищение зрителей. Уход Георгия Валерьяновича из жизни – большая утрата для Омской области». «Он был по-настоящему большим русским артистом, которому было подвластно все, –  написал председатель Союза театральных деятелей Александр Калягин. – А еще он был и автором либретто, и поэтом, и режиссером, был очень яркой, многогранной личностью, восхищал людей своим уникальным талантом. Он был полон планов и идей, но болезнь трагически оборвала его жизнь. И только одно меня утешает, что мы успели присудить ему специальную премию СТД РФ «Золотая маска» – «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства».

Георгий Котов, для близких – Егор, был продолжателем актерской династии. Впервые он вышел на сцену в восемь лет, сыграв юного Клайда Гриффитса в спектакле Оренбургского драматического театра «Американская трагедия». Потом были другие роли. Казалось, будущее сына и внука актеров определено. Но жили трудно, и вслед за старшим братом Георгий поступил в железнодорожный техникум – из-за стипендии. Когда потом Георгий приехал в Москву и прошел три тура в четырех актерских вузах, оказалось, что принять его никуда не могут: нужно отрабатывать два года по специальности. Поступил на следующий год в ГИТИС на специальность «артист музыкального театра».

После окончания вуза у Георгия были приглашения в 15 театров музкомедии,  намечалось отправить выпускника в знаменитый свердловский театр. А тут появился шанс, о котором мечтали многие: подыграл однокурснице на показе в Театре на Таганке, и Юрий Любимов предложил ему работу. Однокурсник Валерий Золотухин посчитал честью стать актером Таганки, а Георгий Котов отказался. «Почувствовав, что создается театр с диктатурой режиссера, я имел наглость сказать, что не хочу быть в его театре мебелью, воспитан иначе. Вот если бы меня позвал Товстоногов, я пошел бы к нему даже рабочим сцены», – рассказывал актер. И говорил, что не пожалел о своем решении даже тогда, когда любимовский театр стал самым знаменитым в Москве.

В Омск Георгий Валерьянович приехал в 1970 году, поработав в Оренбургской музкомедии. Первая же роль стала звездной – Василий Теркин. На премьере зрители аплодировали, не отпуская артиста со сцены 27 минут!

Георгий Котов – первый Теркин на музыкальной сцене страны. Он сыграл «Теркина» 1000 раз, искусству артиста были посвящены диссертации, статьи, восторженные театральные рецензии, а его успех повторить не удалось никому.

Этот герой был душевно близок Георгию Котову своим оптимизмом, юмором. В 1985 году он вернул Теркина на сцену, став режиссером нового спектакля. Искал актера на заглавную роль, но коллеги убедили: нужно играть самому. И вновь блистательный успех! На этот раз в своей звездной роли Георгий Котов подчеркивал любовь своего героя к родине, родному дому.

За 47 лет работы в Омском музыкальном театре Георгий Валерьянович сыграл 200 ролей. Как элегантен он был в образах фрачных героев классических оперетт! Был убежден, люди идут в оперетту, потому что душе хочется праздника. Были зрители, которые ходили в театр «на Котова». Когда он появлялся на сцене в острохарактерных ролях, аплодисменты в зале не смолкали.

Георгий Валерьянович был и успешным режиссером, поставил в театре 35 спектаклей. Музыкальная мелодрама «Любина роща» много лет была самым востребованным спектаклем, хитом театра.

– Аплодисменты после спектакля – это великое актерское счастье, – говорил Георгий Валерьянович. – А когда меня узнают на улице, в транспорте – стесняюсь. Честолюбием не страдаю, желание «зазвездиться» ненавижу. У меня театральные гены, а в них записано: театр – дело коллективное, нельзя тянуть одеяло на себя. Отец был директором театра – и очень доступным, открытым для всех. Я с детства видел: чем больше актер, тем меньше он носится со своим талантом. В нашей крошечной комнате мама угощала пельменями приехавших на гастроли Михаила Пуговкина, Леонида Харитонова, Татьяну Пельтцер. Они были простыми, естественными.

Таким мы знали и Георгия Валерьяновича Котова: талантливым, умным, расположенным к людям. Он всегда относился к своему делу как к служению, был уверен, что русский театр вернется к своей миссии просвещать и просвящать, и девизом своей жизни считал слова Михаила Щепкина: «Театр – это храм. Или священнодействуй, или убирайся вон».

На Аллее Славы Музыкального театра открыта звезда Георгия Котова, в фойе со стены смотрит на зрителей его живописный портрет. Останутся с нами и стихи артиста из поэтического сборника «Я в землю омскую влюблен»…

URL: http://omskregion.info/news/49369-v_teatr_on_shel_kak_v_xram/
Дата публикации:29/03/2017 07:41
Автор:Светлана Васильева
Фото:Евгений Кармаев