Алексей Тищенко: «Я снова вернулся к боксерской груше»

Директор Центра олимпийской подготовки по боксу считает, что только честное судейство позволит талантливым ребятам из глубинки пробиться наверх.

С двукратным олимпийским чемпионом Алексеем Тищенко мы встретились накануне старта его именного турнира, когда уже начали съезжаться первые делегации участников. Но для журналистов «ОП» он нашел время, чтобы поговорить о перспективах развития бокса в регионе и проблемах, которые для этого необходимо решить, честном судействе и привлечении болельщиков на соревнования.

Другой формат

– Алексей, как шла подготовка к нынешнему  турниру?

– В принципе, все было, как всегда. Главное, что сейчас все «срослось» и получилось. Кстати, в этом году турнир немного поменяет свой формат – станет всероссийским турниром класса «А». И теперь ребята, приняв в нем участие, смогут выполнить норматив мастера спорта по боксу. Но по старой памяти на соревнования попросились зарубежные спортсмены. И кроме россиян в турнире будут участвовать представители Монголии, Казахстана и Узбекистана.

– Это как-то повлияет на итоги соревнований?

– С одной стороны, победы иностранцев в зачет не идут, но они могут помешать нашим ребятам в получении звания мастера. С другой же стороны, их участие добавляет турниру зрелищности и интереса, да и статус от этого только повысится. Так что победа, которую заработают в трудных поединках российские боксеры, будет поистине достойной и звание мастера спорта будет настоящим, добытым потом и кровью.

Трибуны должны быть полными

– Алексей, как ты думаешь, придут ли на турнир болельщики?

– Конечно, хотелось бы видеть побольше любителей бокса. Но у нас так сложилось, что большинство спортивных мероприятий мало анонсируются и рекламируются из-за простой нехватки средств. Надеюсь, поможет сарафанное радио, которое разнесет новость, и болельщики придут на велотрек.

– А может, причина не в отсутствии рекламы, а падении интереса к боксу?

– Что касается падения интереса к боксу, то скажу, что у нас на турнире будет около ста бойцов – от кандидатов в мастера спорта до мастеров спорта международного класса. Так что зрелищность можно гарантировать, тем более наш турнир известен, и на него люди обязательно придут. Главное – это красивые, интересные бои при честном судействе. И мы постараемся, чтобы эти две составляющие были в каждом поединке нашего турнира.

Если же сравнивать с ММА – смешанными единоборствами, то этот молодой вид спорта изначально был направлен на зрелищность. Поэтому зрителям он нравится. Но я сам часто бываю на этих турнирах и заметил, что трибуны в основном заполняют многочисленные участники. Так что и они в том же положении, что и мы.

– Кстати, Алексей, ты пошел бы в ММА? Как думаешь, получилось бы у тебя?

– А мне и предлагали когда-то, предварительно подучив борцовской технике, начать выступать. Есть же пример боксера Петра Яна, который в ММА занимает далеко не последние места. Так что я не уверен, что стал бы чемпионом, но явно не затерялся бы. Ведь у меня есть и своя база боксера и, прежде всего, настоящий характер спорт­смена. Когда, сжав зубы, делаешь многое через «не могу».

Олимпийские чемпионы еще будут

– У нас в области есть перс­пективные спортсмены, которые могут показать достойный бокс?

– Такие спортсмены есть, и ребята все неплохие. В этом году, я считаю, у нас достаточно хорошие результаты: на первенстве России по старшим юношам трое из четырех омичей стали призерами турнира. Плюс впервые за всю историю наша сборная по юниорам заняла первое общекомандное место в Сибирском федеральном округе, завоевав пять медалей. Это большой задел для нас – через два-три года они смогут показывать результаты уже во взрослом боксе.

– А появится ли когда-нибудь новый «Алексей Тищенко»?

– Вопрос сложный. Я бы очень хотел, чтобы это произошло, и стараюсь все для этого делать, проводя соревнования в Омске и предоставляя возможность выехать талантливой молодежи за пределы региона на престижные турниры.

Причем далеко не все зависит от денег. Прежде всего, нужны настоящие люди, которых может воспитать хороший тренер, и им надо создать условия. Вот когда все три компонента соединятся, тогда, может, появятся еще олимпийские чемпионы в регионе.

– Ты говорил, что для развития бокса у нас неплохо было бы проводить «междусобойчики» между спортивными школами и клубами. Где и спортсмены, и тренеры перенимали бы опыт друг друга. Как реализуется эта идея?

– Это уже происходит. Например, сейчас в ходе подготовки к турниру идут тренировочные сборы, где представители всех клубов и школ готовятся вместе. То же самое происходит перед выездами на зональные и российские соревнования. Вместе со взрослыми тренируются и наши совсем молодые спортсмены 13 – 14 лет, которые готовятся на первенство России в Анапе. При этом старшие ребята никогда не отказывают им в помощи, а их ровесники, не прошедшие отбор, встают с ними в спарринги, подставляя свое дружеское плечо и лицо – в прямом смысле слова.

– Специалисты отмечают, что бокс в России «упал». Об этом говорят и результаты последней Олимпиады. На счету россиян четыре медали, из которых лишь одно «золото»…

– Я тоже думаю, что уровень бокса в России упал достаточно низко. И считаю, что основная причина, почему это произошло, – необъективное судейство на уровне региона или зоны. Когда талантливых ребят просто «зарубают» и у них нет даже возможности выступить на первенстве или чемпионате страны. В качестве примера можно привести и меня – я первенство России по юниорам так и не смог ни разу выиграть. Победу просто «дарили» моим соперникам по каким-то «своим» причинам.

– Что можно противопоставить этому процессу?

– Сейчас в Федерации бокса России произошли большие перемены. Были выборы нового руководящего состава, потом организовали встречи со спорт­сменами – чемпионами мира и Олимпийских игр, куда пригласили и меня. Мы могли высказать свои предложения, касающиеся в том числе и судейства. Этот вопрос обсуждали, собрав руководителей региональных федераций. Главное, что я понял, – новое руководство готово слушать и хочет что-то менять. Надеюсь, к нашим предложениям прислушаются, и тогда у молодых талантливых ребят из глубинки появится шанс пробиться на самый верх.

Профи и любители

– Есть мнение, что слабое развитие профессионального бокса в России мешает популярности любительского…

– Я думаю, что ситуация обратная – отсутствие любительского мешает развитию профессионального бокса. Потому что там, на ринге, работают бывшие любители, добившиеся успеха на  спортивном поприще.

Олимпийский бокс должен стимулировать профессиональный, в этом должны быть заинтересованы промоутерские организации. Но у нас уникальная страна, где профессиональные соревнования не приносят прибыли и проводятся только за счет меценатов.

Вот если бы можно было заработать на турнирах, то промоутеры старались, чтобы мальчишки чаще приходили в секции, учились боксу, побеждали, а лишь  потом уходили в профессионалы.

– Кстати, Алексей, если честно, много ли сейчас ребят приходят в секции бокса?

– Идут, конечно, но меньше, чем раньше. Что влияет? Может, время другое, может, конкуренция других единоборств имеет значение – они «оттягивают» ребят к себе. Плюс мешает волокита с медосмотром: законодательство требует серьезных справок о здоровье ребенка, для чего надо пройти кучу врачей. При этом новичку это придется делать в местных поликлиниках, где сделать все быстро практически нереально. Этот вопрос мы тоже поднимали на встрече с руководством федерации, чтобы решить эту проблему, которая действительно реально тормозит развитие нашего вида спорта.

– Столько проблем, к которым можно добавить и уход тренеров советской школы… Алексей, бокс все-таки выживет?

– Выживет, куда он денется. (Улыбается.). Это олимпийский вид спорта, он является классическим и никогда из моды не выйдет. Греко-римскую борьбу же не убрали? Она осталась и развивается, так и мы будем жить. Сегодняшние трудности – это просто тенденция определенного времени. Все вернется на круги своя, бокс всегда будет привлекать молодежь, которая будет им заниматься несмотря ни на что.

Соскучился по боксу

– Но это зависит от многого, в том числе и от таких людей, как ты…Ты сам остаешься оптимистом или руки постепенно опускаются?

– Для боксера опускать руки чревато – можно и «получить». Так что пока я настроен оптимистически, хочется верить только в хорошее. Самое главное, что, когда делаешь свою работу, вкладываешься в дело, то через определенный промежуток времени это обязательно приносит результат. Очень приятно видеть плоды своей деятельности. Хотя три-четыре года все делаешь, а ничего как будто  не происходит. Но таков бокс, где есть только долгосрочная перспектива. Как говорил мой тренер Леонид Киселев: «Это не рабочий, который пошел и выкопал яму, – результат виден сразу. А вот чтобы воспитать спортсмена, надо потратить много времени, и еще не понятно, будут ли результаты.

Поэтому я считаю, что тренеров надо ценить и поддерживать, ведь их работа трудная и зачастую неблагодарная. Но именно они и делают из простых мальчишек олимпийских чемпионов.

– Сам сейчас не тренируешь?

– Я сейчас стал иногда приходить в зал, чтобы самому потренироваться. Правда, иногда стою в паре, пытаюсь чему-нибудь научить, но на полноценные тренировки просто времени нет.

– А как же твои слова о том, что из спорта уходишь?

– После окончания спортивной карьеры я два года вообще в зал не заходил. И не тянуло, и бокс не снился – «наелся» его за долгие годы тренировок и турниров. Но прошло какое-то время, и снова захотелось надеть перчатки. Так что, когда могу или когда тренер просит помочь с ребятами, прихожу. Так что я вернулся в бокс!

URL: http://omskregion.info/news/50109-aleksey_tichshenko_ya_snova_vernulsya_k_bokserskoy/
Дата публикации:26/04/2017 07:35
Автор:Евгений Орлов
Фото:Евгений Кармаев