Владимир Хотиненко: «В моей жизни много мистического»

Владимир Хотиненко: «В моей жизни много мистического»

Дата публикации 8 июня 2012 09:56

В Омск на XXI Международный кинофестиваль «Золотой Витязь» знаменитый режиссер, народный артист России Владимир Хотиненко прибыл всего на день.
В Омск на XXI Международный кинофестиваль «Золотой Витязь» знаменитый режиссер, народный артист России Владимир Хотиненко прибыл всего на день. На пресс-конференцию по случаю открытия фестиваля Владимир Иванович опоздал, потому что прямо с самолета отправился в литературный музей имени Ф. М. Достоевского. Дождавшись появления Хотиненко, Николай Бурляев, президент кинофорума, объявил, что режиссеру, снявшему более двадцати картин, вручается золотая медаль имени Сергея Бондарчука за выдающийся вклад в кинематограф и «Золотой Витязь» за телекартину «Достоевский». А после пресс-конференции Владимир Хотиненко дал нашему корреспонденту интервью.

«Достоевский актуален всегда»


- Владимир Иванович, вы знали, что вас будут награждать, и все же отправились сначала в музей?
- Честное слово, у меня голова сейчас занята только Достоевским. Я заточен на «Бесах», над которыми сейчас работаю. Это сложная вещь, очень большой роман, который нужно уложить в четыре серии.

- Вы совсем недавно сняли фильм «Достоевский». Это не кажется вам повторением?
- Достоевский актуален всегда. А актуальней идеи, заложенной в «Бесах», сейчас я не знаю. Другое дело - трудно его правильно прочитать, правильно показать. Фильм «Достоевский» - это все же больше о самом Федоре Михайловиче, а не о том, что происходит в России. На мой взгляд, это одна из самых многогранных фигур в российской и мировой культуре, о которой, как ни странно, мало известно. Его воспринимают как памятник, а ведь он был гениальный, но человек, разный, сложный, с трудной любовью, с трагедиями, которые пришлось пережить.

- «Достоевский» - это телесериал, значит, бюджет ограничен, выбор актеров небогат. Как вам удалось избежать «мыльности»?
- Опыт, как известно, сын ошибок трудных. Старался понять и принять, насколько возможно, законы телевидения. Соратники у меня талантливые. По-моему, они со мной не только из-за денег. Это, кстати, и есть главная проблема современности, перекликающаяся с «Бесами». Сейчас ведь и драматургии хорошей нет. Потому что нет ключевой идеи - для чего живем. Все заточено на некий успех. И эта манящая идея мешает увидеть что-то более существенное в нашей жизни. Ведь места на условном Олимпе мало, к тому же те, кто попал туда, в конце концов понимают, что счастье осталось где-то в другом месте. Я слушаю своих внуков и понимаю, что и в школе учат тому, как пробивать дорогу на этот Олимп, а не тому, как искать свое счастье.

- А ваши внуки как относятся к славе?
- К счастью, все трое - Иван, Серафим и Фекла - воцерковленные, ребята думающие и к славе относятся, соответственно, как к суете сует.

«Нужна духовная тренировка»

- Владимир Иванович, а как получилось, что атеист стал верующим? Вы ведь наверняка были атеистом?

- А как же: и пионером, и комсомольцем. Правда, меня два раза из школы выгоняли - один раз за драку, другой - за политику. Я забастовку устроил, это в советское-то время! В шестом классе нас с одноклассниками собирались за что-то наказать, и я предложил устроить учительнице бойкот. Она пришла в класс, а мы молчим, потом кто-то вскочил: «Мы бастуем». Потом, конечно, разбирательство было, и меня «сдали». Ну и выгнали из школы с обидным требованием не посещать кинотеатр - решили, что в кино «смутных» идей нахватался, что ли? Хотя откуда они на советском экране? А у нас в Славгороде Алтайского края всего один кинотеатр и был. Правда, через неделю в школу меня опять взяли и в кино ходить разрешили. Учился-то я идеально. Книжек прочитал бесконечность! Меня пускали в запасники городской библиотеки, потому что на руки книг не выдавали. Так я там сутками просиживал. Но к вере пришел позже - в 80-х. Причем тогда это было еще рискованно, не одобрялось. Я учился на Высших режиссерских курсах у Никиты Срегеевича Михалкова. Как-то враз пришло понимание, что, если не приму крещение, не встану на эту дорогу, просто пропаду. Какое-то безвременье у меня было, стечение трудных обстоятельств. Да что там - за мной бесы ходили.

- В смысле «бесы»? Мерещились? С похмелья?
- Да нет, я, слава Богу, выпить не любитель. Но вот так как-то… являлись. Сергия Радонежского, между прочим, тоже донимали, хотя его в грехе пьянства и не заподозришь. И тоже в ключевые моменты жизни. Я спать не мог, кто-то посоветовал молитвы читать, только это трудно - как будто паралич наступает, костенеющим языком что-то из себя давишь. Однажды не выдержал, попросился к приятелям переночевать. На раскладушке в кухне постелили, я прекрасно выспался и понял, что надо делать. Моим духовным отцом стал отец Владимир в церкви на Рижской. Он был замечательным, очень образованным человеком, царство ему небесное. Хотя не могу сказать, что после крещения я стал «правильным». Понимаю, что мало еще достиг в духовном плане. Но тренировка духовная - это тоже важное дело.

- А почему вас наказали кинотеатром? Вы уже тогда собирались стать кинематографистом?
- Нет, и в голову не приходило. Поступил в Свердловский архитектурный. Там, кстати, и Слава Бутусов потом учился, и другие хорошие люди. И все любили кино. Ходили на закрытые показы. Мой друг подделывал билеты, иначе бы столько просмотров не потянули. Ну а потом - армия и случайная беседа на творческой встрече с Никитой Михалковым. Проговорили - сначала все вместе, а потом мы вдвоем - часа три. И Михалков посоветовал мне приехать в Москву после армии с тем, что написано и нарисовано. Я рискнул. В моей жизни вообще много чудесного, мистического - и плохого, и хорошего.

«Мои фильмы - о любви к Родине»
- А что самое лучшее?
- Конечно, встреча с Таней. Увидел ее на перроне перед отходом поезда, на котором их группа должна была ехать в Таллин, и понял, что это моя будущая жена. Единственная, хоть и четвертая. Мы вместе почти 20 лет, и это тоже чудо. Я вспыльчивый человек, а Татьяна Витальевна - жесткий критик. Она преподает во ВГИКе, привыкла студентов учить, и со мной так же. Я иногда начинаю орать - мол, я народный артист, я снял больше двадцати фильмов, со мной президент так не разговаривал, как ты! Она дожидается, пока все проходит, и потом опять за свое. Сергея Маковецкого на роль в фильм «Поп» она протолкнула. И вы видели картину - никого другого там представить нельзя. Она отлично знает и чувствует кино. И меня. Мы повенчались. У нас трое детей на двоих, и все дружат, слава богу.

- Вы снимаете фильмы больше об истории России. Современность вам менее интересна?
- Да нет, разве «Макаров» или «Мусульманин» исторические? Я бы сказал иначе: всю жизнь снимаю один фильм - о любви к Родине. За это и получаю время от времени. Но если что-то меня и укрепляет, то это зрительская реакция. Вот за «Зеркало для героя», снятое еще в 1985-м, меня все время благодарят зрители.

- А как к нему отнеслись ваши родители, ведь, насколько я знаю, вы для них снимали - хотели «примирить» поколения?
- Отец, к сожалению, не дожил. А мама - да, поняла. И себя узнала - я даже платья подбирал для актрис, как у нее.

- Владимир Иванович, вы ведь еще и один из ведущих педагогов отечественного кинематографа. У вас своя система преподавания. Тогда скажите, почему хороших педагогов много, а кино хорошего нет? Мало молодых и талантливых?
- У меня на курсе, например, много талантливых ребят. Но, чтобы снимать хорошее кино, нужны деньги. А чтобы дали деньги, нужно имя. Возникает вопрос первой картины. Сейчас мы во ВГИКе пытаемся пробить финансирование хотя бы на пять выпускных фильмов, чтобы у ребят была какая-то перспектива. Без поддержки государства наше кино действительно может превратиться в филиал Голливуда.

- Вы не планируете снять детское кино?
- Такой опыт у меня есть. Правда, это короткометражка «Кузнечик» на пять минут - про мальчика, который очень хотел, чтобы ожил погибший кузнечик, и чудо случилось. Фильм я снимал для благотворительного аукциона в помощь больным детям, которым тоже нужны чудеса. Работал с удовольствием. Так что о детском кино обещаю подумать. Вот только с «Бесами» справлюсь.

Наталья Александрова
Фото Ангелины Яковлевой


Справка
Владимир Хотиненко - российский режиссер, актер, сценарист, народный артист России, заслуженный деятель искусств РФ. Родился 20 января 1952 года в Славгороде Алтайского края. Работал художником-конструктором на Павлодарском тракторном заводе, с отличием окончил Свердловский архитектурный институт. После службы в армии был художником-постановщиком на Свердловской киностудии. В 1981 году окончил Высшие курсы сценаристов и режиссеров в мастерской Никиты Михалкова и стал ассистентом режиссера, поучаствовав в съемках картин «Пять вечеров», «Родня», «Несколько дней из жизни Обломова».

Дебютом Владимира Хотиненко как постановщика стала приключенческая картина «Один и без оружия». «Зеркало для героя» принесло не только российскую известность, но и приз «За режиссуру» на кинофестивале в Соppенто в 1988 году. Затем были не менее известные «Макаров», «Мусульманин».

В 2001 году Владимир Хотиненко начал сотрудничество с телевидением, выступив в качестве постановщика четырех частей «возрожденного» сериала «Следствие ведут Знатоки». В 2004 году на экранах появился исторический сериал «Гибель империи». В том же году вышла драма о гибели подводной лодки «72 метра». В 2010 году появился новый фильм режиссера под названием «Поп», а в 2011-м – телесериал «Достоевский».

Преподает во ВГИКе, профессор, заведующий кафедрой режиссуры игрового фильма, с 1999 года ведет режиссерско-сценарную мастерскую на Высших курсах сценаристов и режиссеров. Входит в состав Совета при президенте по культуре и искусству и является членом правления Союза кинематографистов России.
©
Распечатать страницу
Добавить комментарий
Загрузка...

Блоги

Борис Никонов

Борис НиконовНаблюдательный омичЗачем богатый Омск спонсирует бедную Собчак?

Как можно прославиться? Например, как чеховский ...
Виктория Богданова

Виктория БогдановаПроизводитель одежды, креативный директор бренда MacushkaНаши родители не покидали город, а пытались его изменить. И мы сможем!

Хочу поблагодарить всех, кто пришел 10 сентября на ...

Все авторы блогов