Владимир Хотиненко: «В моей жизни много мистического»В Омск на XXI Международный кинофестиваль «Золотой Витязь» знаменитый режиссер, народный артист России Владимир Хотиненко прибыл всего на день.
В Омск на XXI Международный кинофестиваль «Золотой Витязь» знаменитый режиссер, народный артист России Владимир Хотиненко прибыл всего на день. На пресс-конференцию по случаю открытия фестиваля Владимир Иванович опоздал, потому что прямо с самолета отправился в литературный музей имени Ф. М. Достоевского. Дождавшись появления Хотиненко, Николай Бурляев, президент кинофорума, объявил, что режиссеру, снявшему более двадцати картин, вручается золотая медаль имени Сергея Бондарчука за выдающийся вклад в кинематограф и «Золотой Витязь» за телекартину «Достоевский». А после пресс-конференции Владимир Хотиненко дал нашему корреспонденту интервью.
«Достоевский актуален всегда» - Владимир Иванович, вы знали, что вас будут награждать, и все же отправились сначала в музей? - Честное слово, у меня голова сейчас занята только Достоевским. Я заточен на «Бесах», над которыми сейчас работаю. Это сложная вещь, очень большой роман, который нужно уложить в четыре серии. - Вы совсем недавно сняли фильм «Достоевский». Это не кажется вам повторением? - Достоевский актуален всегда. А актуальней идеи, заложенной в «Бесах», сейчас я не знаю. Другое дело - трудно его правильно прочитать, правильно показать. Фильм «Достоевский» - это все же больше о самом Федоре Михайловиче, а не о том, что происходит в России. На мой взгляд, это одна из самых многогранных фигур в российской и мировой культуре, о которой, как ни странно, мало известно. Его воспринимают как памятник, а ведь он был гениальный, но человек, разный, сложный, с трудной любовью, с трагедиями, которые пришлось пережить. - «Достоевский» - это телесериал, значит, бюджет ограничен, выбор актеров небогат. Как вам удалось избежать «мыльности»? - Опыт, как известно, сын ошибок трудных. Старался понять и принять, насколько возможно, законы телевидения. Соратники у меня талантливые. По-моему, они со мной не только из-за денег. Это, кстати, и есть главная проблема современности, перекликающаяся с «Бесами». Сейчас ведь и драматургии хорошей нет. Потому что нет ключевой идеи - для чего живем. Все заточено на некий успех. И эта манящая идея мешает увидеть что-то более существенное в нашей жизни. Ведь места на условном Олимпе мало, к тому же те, кто попал туда, в конце концов понимают, что счастье осталось где-то в другом месте. Я слушаю своих внуков и понимаю, что и в школе учат тому, как пробивать дорогу на этот Олимп, а не тому, как искать свое счастье. - А ваши внуки как относятся к славе? - К счастью, все трое - Иван, Серафим и Фекла - воцерковленные, ребята думающие и к славе относятся, соответственно, как к суете сует. «Нужна духовная тренировка» - Владимир Иванович, а как получилось, что атеист стал верующим? Вы ведь наверняка были атеистом? - А как же: и пионером, и комсомольцем. Правда, меня два раза из школы выгоняли - один раз за драку, другой - за политику. Я забастовку устроил, это в советское-то время! В шестом классе нас с одноклассниками собирались за что-то наказать, и я предложил устроить учительнице бойкот. Она пришла в класс, а мы молчим, потом кто-то вскочил: «Мы бастуем». Потом, конечно, разбирательство было, и меня «сдали». Ну и выгнали из школы с обидным требованием не посещать кинотеатр - решили, что в кино «смутных» идей нахватался, что ли? Хотя откуда они на советском экране? А у нас в Славгороде Алтайского края всего один кинотеатр и был. Правда, через неделю в школу меня опять взяли и в кино ходить разрешили. Учился-то я идеально. Книжек прочитал бесконечность! Меня пускали в запасники городской библиотеки, потому что на руки книг не выдавали. Так я там сутками просиживал. Но к вере пришел позже - в 80-х. Причем тогда это было еще рискованно, не одобрялось. Я учился на Высших режиссерских курсах у Никиты Срегеевича Михалкова. Как-то враз пришло понимание, что, если не приму крещение, не встану на эту дорогу, просто пропаду. Какое-то безвременье у меня было, стечение трудных обстоятельств. Да что там - за мной бесы ходили. - В смысле «бесы»? Мерещились? С похмелья? - Да нет, я, слава Богу, выпить не любитель. Но вот так как-то… являлись. Сергия Радонежского, между прочим, тоже донимали, хотя его в грехе пьянства и не заподозришь. И тоже в ключевые моменты жизни. Я спать не мог, кто-то посоветовал молитвы читать, только это трудно - как будто паралич наступает, костенеющим языком что-то из себя давишь. Однажды не выдержал, попросился к приятелям переночевать. На раскладушке в кухне постелили, я прекрасно выспался и понял, что надо делать. Моим духовным отцом стал отец Владимир в церкви на Рижской. Он был замечательным, очень образованным человеком, царство ему небесное. Хотя не могу сказать, что после крещения я стал «правильным». Понимаю, что мало еще достиг в духовном плане. Но тренировка духовная - это тоже важное дело. - А почему вас наказали кинотеатром? Вы уже тогда собирались стать кинематографистом? - Нет, и в голову не приходило. Поступил в Свердловский архитектурный. Там, кстати, и Слава Бутусов потом учился, и другие хорошие люди. И все любили кино. Ходили на закрытые показы. Мой друг подделывал билеты, иначе бы столько просмотров не потянули. Ну а потом - армия и случайная беседа на творческой встрече с Никитой Михалковым. Проговорили - сначала все вместе, а потом мы вдвоем - часа три. И Михалков посоветовал мне приехать в Москву после армии с тем, что написано и нарисовано. Я рискнул. В моей жизни вообще много чудесного, мистического - и плохого, и хорошего. «Мои фильмы - о любви к Родине» - А что самое лучшее? - Конечно, встреча с Таней. Увидел ее на перроне перед отходом поезда, на котором их группа должна была ехать в Таллин, и понял, что это моя будущая жена. Единственная, хоть и четвертая. Мы вместе почти 20 лет, и это тоже чудо. Я вспыльчивый человек, а Татьяна Витальевна - жесткий критик. Она преподает во ВГИКе, привыкла студентов учить, и со мной так же. Я иногда начинаю орать - мол, я народный артист, я снял больше двадцати фильмов, со мной президент так не разговаривал, как ты! Она дожидается, пока все проходит, и потом опять за свое. Сергея Маковецкого на роль в фильм «Поп» она протолкнула. И вы видели картину - никого другого там представить нельзя. Она отлично знает и чувствует кино. И меня. Мы повенчались. У нас трое детей на двоих, и все дружат, слава богу. - Вы снимаете фильмы больше об истории России. Современность вам менее интересна? - Да нет, разве «Макаров» или «Мусульманин» исторические? Я бы сказал иначе: всю жизнь снимаю один фильм - о любви к Родине. За это и получаю время от времени. Но если что-то меня и укрепляет, то это зрительская реакция. Вот за «Зеркало для героя», снятое еще в 1985-м, меня все время благодарят зрители. - А как к нему отнеслись ваши родители, ведь, насколько я знаю, вы для них снимали - хотели «примирить» поколения? - Отец, к сожалению, не дожил. А мама - да, поняла. И себя узнала - я даже платья подбирал для актрис, как у нее. - Владимир Иванович, вы ведь еще и один из ведущих педагогов отечественного кинематографа. У вас своя система преподавания. Тогда скажите, почему хороших педагогов много, а кино хорошего нет? Мало молодых и талантливых? - У меня на курсе, например, много талантливых ребят. Но, чтобы снимать хорошее кино, нужны деньги. А чтобы дали деньги, нужно имя. Возникает вопрос первой картины. Сейчас мы во ВГИКе пытаемся пробить финансирование хотя бы на пять выпускных фильмов, чтобы у ребят была какая-то перспектива. Без поддержки государства наше кино действительно может превратиться в филиал Голливуда. - Вы не планируете снять детское кино? - Такой опыт у меня есть. Правда, это короткометражка «Кузнечик» на пять минут - про мальчика, который очень хотел, чтобы ожил погибший кузнечик, и чудо случилось. Фильм я снимал для благотворительного аукциона в помощь больным детям, которым тоже нужны чудеса. Работал с удовольствием. Так что о детском кино обещаю подумать. Вот только с «Бесами» справлюсь. Наталья Александрова Фото Ангелины Яковлевой Справка Владимир Хотиненко - российский режиссер, актер, сценарист, народный артист России, заслуженный деятель искусств РФ. Родился 20 января 1952 года в Славгороде Алтайского края. Работал художником-конструктором на Павлодарском тракторном заводе, с отличием окончил Свердловский архитектурный институт. После службы в армии был художником-постановщиком на Свердловской киностудии. В 1981 году окончил Высшие курсы сценаристов и режиссеров в мастерской Никиты Михалкова и стал ассистентом режиссера, поучаствовав в съемках картин «Пять вечеров», «Родня», «Несколько дней из жизни Обломова». Дебютом Владимира Хотиненко как постановщика стала приключенческая картина «Один и без оружия». «Зеркало для героя» принесло не только российскую известность, но и приз «За режиссуру» на кинофестивале в Соppенто в 1988 году. Затем были не менее известные «Макаров», «Мусульманин». В 2001 году Владимир Хотиненко начал сотрудничество с телевидением, выступив в качестве постановщика четырех частей «возрожденного» сериала «Следствие ведут Знатоки». В 2004 году на экранах появился исторический сериал «Гибель империи». В том же году вышла драма о гибели подводной лодки «72 метра». В 2010 году появился новый фильм режиссера под названием «Поп», а в 2011-м – телесериал «Достоевский». Преподает во ВГИКе, профессор, заведующий кафедрой режиссуры игрового фильма, с 1999 года ведет режиссерско-сценарную мастерскую на Высших курсах сценаристов и режиссеров. Входит в состав Совета при президенте по культуре и искусству и является членом правления Союза кинематографистов России. ©
|