Омские крылья «Нормандии – Неман»

В этом году исполняется 75 лет со дня формирования знаменитой эскадрильи.

Автор Галина МАКАШЕНЕЦ

Фото из музея ПО «Полет»

 Трудно сказать, были или нет пилоты «Нормандии – Неман» в рядах французского «Бессмертного полка». А в Омске 9 мая 2017 года они «прошли» по улицам города вместе с десятками тысяч сибиряков, сражавшихся на полях Великой Отечественной войны: шествие длилось более трех часов.

Работники ПО «Полет» привлекли всеобщее внимание огромным красочным баннером с информацией о предстоящем юбилее и омских «Яках», составлявших основу французского авиаполка. Рядом с советскими авиатехниками – омичами Н. Ф. Ремизовым, В. Л. Пономаренко в тот день были их однополчане – легендарные командиры «Нормандии – Неман» Жан Тюлян (первый командир эскадрильи, погиб на Курской дуге 17 июля 1943 г.), Пьер Пуяд (командовал «Нормандией» с июля 1943-го до конца 1944 г.), Луи Дельфино (был во главе авиаполка с января 1945-го и до Победы).

Первым делом – самолеты!

Истребители конструктора А. С. Яковлева – это главное, что связывает Омск с «Нормандией – Неман». Французы летали на Як-1, Як-9 и Як-3. На Як-1 они начинали, на Як-3 (изготовитель – Новосибирский завод № 153) пересели поздней осенью 1944 года. А самые трудные времена – Курская битва, продвижение к границе – были пережиты вместе с Як-9 омского производства.

…В марте 1942 года созданный генералом де Голлем комитет «Сражающаяся Франция» обратился к руководству Советского Союза с официальным предложением направить в СССР группу летчиков и авиационных механиков для участия в боевых действиях. 25 ноября 1942 года было подписано советско-французское соглашение о формировании на нашей территории французской авиационной эскадрильи.

Уже в начале 1942 года на первой неформальной дипломатической встрече в Лондоне речь шла об оснащении летчиков-добровольцев исключительно  советской авиатехникой. Откликаясь на просьбу, наше командование предложило остановить выбор на Як-1, лучшем на тот момент истребителе, легком в освоении и пилотировании. Малоизвестный факт: у «Яка» поначалу была альтернатива – штурмовик Ил-2. Французская военная миссия даже выполнила перевод технической документации Ил-2 на французский язык. Но задача о предоставлении самолетов была изначально сформулирована неверно: французы хотели летать только на истребителях!

В ноябре 1943-го при первом ознакомлении на аэродроме в Иваново «Як» опробовал будущий командир эскадрильи майор Тюлян – с тем, чтобы сравнить его с английским «Харрикейном» и американской «Аэрокоброй». Тюлян восторженно отозвался о маневренной машине, и выбор французов был закреплен окончательно.

Но французы в облик самолета добавили своей специфики. Их самолеты выделялись трехцветной (национальной) раскраской носа, а также белыми зигзагообразными стрелами на бортах фюзеляжей. Под кабиной рисовали не звезды по числу сбитых самолетов, а кресты – символику уничтоженного врага. На некоторых машинах красовались надписи и эмблемы. Так, на борту самолета великолепного аса Марселя Лефевра был изображен бородатый старик с большим красным носом. Он курил большую трубку, а рядом стоял кувшин вина. Лефевр пояснял: «Это отец Маглуар, нормандец, который много пьет, курит, но никогда не капитулирует!»

Отважные французы так и поступали. Самым удачным днем в истории полка считается 16 октября 1944 года: за сутки 23 «нормандца» без собственных потерь сумели уничтожить 29 немецких самолетов. К концу войны 96 летчиков полка совершили 5240 боевых вылетов, провели 869 воздушных боев, сбили 273 самолета противника. 34 пилота пали в сражениях, 8 пропали без вести, 9 получили тяжелые ранения. Советскими орденами и медалями были награждены 83 человека, четверо (Марсель Лефевр, Марсель Альбер, Ролан де Пуап, Жак Андре) стали Героями Советского Союза.

Русские «нормандцы»

«Нормандия – Неман» объединяла 16 национальностей. В полку были не только французы, но и евреи, арабы, армяне, украинцы и, конечно, русские – летчики из белоэмигрантов, технический персонал. В начале сорок третьего в учебном центре Иваново, полигон которого включал несколько аэродромов, в «Нормандию» влились 17 советских механиков. Однако на тот момент французских технических специалистов насчитывалось втрое больше. Многие из них до этого долгое время жили на Ближнем Востоке и не знали, что такое снег и холод.

С 29 ноября 1942-го до 15 июня 1945 года советские специалисты обеспечили обслуживание 11924 вылетов «Нормандии», из них 5240 – боевых. Во фронтовых условиях было восстановлено 18 истребителей «Як» всех типов (подлежащих отправке на авиационные заводы), возвращено в строй 350 самолетов, требовавших серьезных ремонтно-восстановительных работ.

Во французском полку служили омичи, техники Н. Ф. Ремизов и В. Л. Пономаренко. В расположении французского полка долгое время находилась ремонтная бригада, в которую входили работники завода № 166 В. А. Гуреев (бригадир), И. И. Штепа, И. Д. Барабаш, Г. К. Москаленко. Туда же в 1943-м, а затем в 1944 году из Омска направлялись ремонтные мастерские на автомобильном ходу. Архивные документы свидетельствуют: они были изготовлены в четырех экземплярах во внеурочное время по инициативе комитета комсомола завода № 166 (секретарь Е. И. Пушкин).

В каждой эскадрильи «Нормандия – Неман» служили свои самородки-мастера, владевшие всеми тайнами врачевания «Яков». Среди них был и будущий полетовец Николай Федорович Ремизов. Техник с боевым опытом, он обслуживал звено из трех самолетов. К середине 1943-го выпускник Ленинградского авиаучилища успел повоевать в полку бомбардировщиков, защищавших блокадный город, прошел Волховский фронт и был отправлен на переподготовку по освоению новых истребителей.

В «Нормандию» Ремизов попал случайно, пополнив нехватку техперсонала на одном из аэродромов после Орловско-Курской битвы. Он дошел с полком до Пиллау, где и встретил Победу. А потом был Париж, куда французы прилетели на сорока «Яках», переданных им согласно приказу Верховного главнокомандующего. С ними на семи транспортных самолетах С-47 через территорию пяти государств летели 30 советских механиков, техников и инженеров. В их числе был и Николай Ремизов.

В Ле Бурже летчиков восторженно встречали до полумиллиона человек. На бреющем полете «нормандцы» показали фигуры высшего пилотажа. Затем в течение 15 дней вместе со своими техниками они совершали триумфальное турне по городам Франции.

В числе 15 лучших механиков Ремизов остался обучать французов правильной эксплуатации «Яков». За неполных три месяца нашу школу прошли 96 иностранных авиамехаников, оружейников, мотористов, радистов и электриков. Отметим, что, эксплуатируя Як-3, французские летчики не потерпели ни одной серьезной аварии.

Николай Федорович выжил на войне и дважды – в мирное время. В Москве он опоздал на самолет, который потерпел крушение. На Байконуре после напряженной работы по контролю за испытаниями боевых ракет стратегического назначения попал в больницу и на год потерял речь. Восстановился, выдержал все испытания и вернулся на «Полет» в свою же военную приемку, где в разное время работал военпредом, одним из заместителей начальника военного представительства Министерства обороны РФ (районного инженера), руководил группой личного состава ВП в одном из цехов завода.

Орден Почетного легиона

Кавалер французского ордена Военного креста и многих советских наград Николай Федорович Ремизов сравнительно рано ушел из жизни. Он и не любил вспоминать о войне: у нас нет сведений, с кем из французских летчиков он дружил, с кем сотрудничал. А  вот Василий Лаврентьевич Пономаренко успел оставить об этом свои воспоминания. Первый его подопечный – Альбер Прециози погиб в августе 1943 года. Это он открыл счет французским победам 5 апреля 1943 года в районе Рославля. Второй летчик, Константин Фельдзер, был сбит под самый конец войны. Он остался жив, выбрался из фашистского плена и сумел попасть в Париж, где уже в послевоенное время в теплой обстановке встретился со своим фронтовым механиком.

В. Л. Пономаренко на сегодняшний день – единственный в Омске кавалер ордена Почетного легиона. Он получил этот орден девяностолетним в своей небольшой квартирке из рук атташе французского посольства бригадного генерала Жана Морена, специально прибывшего в наш город. Тогда, в 2011 году, Морена сопровождал француз-переводчик, ветеран авиаполка Раймонд Бессон. Через многие годы он протянул руку своему русскому однополчанину…

Василий Лаврентьевич покинул этот мир в 95-летнем возрасте, последним из отряда русских техников легендарной «Нормандии – Неман».

На фото:

У своего  самолета Як-9 – Герой Советского Союза Марсель Лефевр 
с боевыми друзьями, советскими техническими специалистами.

У своего  самолета Як-9 – Герой Советского Союза Марсель Лефевр с боевыми друзьями, советскими техническими специалистами.

URL: http://omskregion.info/news/51628-omskie_krlya_normandii__neman/
Дата публикации:28/06/2017 07:38