Тайны художника Николая Мамонтова

Тайны художника Николая Мамонтова

Дата публикации 12 июля 2017 07:39 Автор Светлана Васильева Фото Евгений Кармаев

Омский музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля получил уникальный подарок – картину «Пигмалион и Галатея».

Из ватаги «омских озорников»

Полотно передал в музей директор Центра художественной экспертизы им. И. Е. Репина, президент фонда поддержки искусства и культуры «Старые годы» Виктор Шпенглер. Теперь в омском музее 60 работ Николая Мамонтова – нашего талантливого земляка, друга Леонида Мартынова.

Его творчество вернулась омичам благодаря многолетним поискам главного научного сотрудника музея Ирины Девятьяровой.

 – Когда в мемуарах Леонида Мартынова «Воздушные фрегаты» я прочла строки о Мамонтове, у меня возникла мысль отыскать следы художника и рассказать о нем. Мартынов упоминает о друге как о романтике, называет его Ником, вспоминает ватагу «омских озорников», в которую оба входили. Все эти истории зажигали, и я решила разгадать тайну Ника, – говорит Ирина Григорьевна.

В музее было несколько работ Николая Мамонтова. Попали они в фонды почти детективным образом. В середине 70-х, когда начали возводить новое здание историко-краеведческого музея и сносились подсобные помещения во дворе, строители в одном из них под полом обнаружили папку с рисунками и картинами. Влажные, в плесени, это были работы омских художников 20-х годов, в том числе Николая Мамонтова. Их по-братски поделили два музея – изобразительных искусств и историко-краеведческий. Работы привели в порядок и отправили в запасники, поскольку об авторах было почти ничего не известно.

Спустя двадцать лет Ирина Девятьярова начала поиск и со временем стала биографом художника Николая Мамонтова.

Пути-дороги поиска

Первое письмо она  написала вдове Леонида Мартынова и хранительнице его архива Галине Алексеевне Суховой-Мартыновой. Та сообщила, что в 60-е годы Леонид Николаевич получил письмо от поэтессы Евгении Андреевой, которая написала, что у нее сохранились юношеские стихи Мартынова и картины Мамонтова и что Николай Мамонтов последние годы жизни провел в Саратове. Ирина Григорьевна выехала в Саратов. В музее старейший искусствовед рассказал такую историю. Николай Мамонтов умер в 1964 году, а когда в конце 60-х ушли из жизни его сестра, а следом ее муж, наследие художника перенесли в сарай. Сотрудники музея осмотрели картины и… не сумели их должным образом оценить. Николай Мамонтов не был членом Союза художников, не писал картин на злобу дня. В результате в музей забрали только одну картину «Коррида», а остальные взяли себе два реставратора. Один из них – Владимир Солянов – почти 30 лет хранил их. В первый же визит Ирины Девятьяровой в Саратов он подарил омскому музею несколько работ.

В Саратове же омский искусствовед узнала, что часть наследия Мамонтова находится у вдовы его брата Марии Ивановны Протопоповой, в Пушкине Ленинградской области. Завязалась переписка, а потом Ирина Григорьевна приехала в Пушкин. И тоже вернулась в музей не с пустыми руками.

Но хотелось большего, а для этого нужно было покупать картины. А в 1996–1997 годах омская культура бедствовала. Ирина Григорьевна пришла с просьбой о помощи в Союз предпринимателей. Посетила омских бизнесменов, пережила горькие минуты отказов. Но были и те, кто откликнулся на просьбу. Среди самых щедрых – Иван Багнюк. А потом и музей выделил средства на пополнение коллекции.

Возвращение таланта

Ирина Девятьярова восстановила и биографию художника. Николай Андреевич Мамонтов родился в Омске в 1898 году. Он был одним из организаторов литературно-художественного футуристического объединения «Червонная тройка». Пресса называла выставлявшиеся работы Мамонтова виртуозными. Во ВХУТЕМАС его не приняли, заметив, что он уже сформировавшийся художник и учиться ему нечему. Вернулся в Омск, стал сотрудником музея. В 1923 году вместе с художником Виктором Уфимцевым уехал в Узбекистан. А год спустя женился на дочери художника Степанова и с его семьей уехал в Италию, где учился в Академии Зигмунда Липиньского. Выставлялся в Риме. Оформил советский павильон для Всемирной выставки прикладного искусства в Милане. В 1932 году вернулся в Россию, жил в Ленинграде и Москве. Судьба художника на Родине сложилась трагично. Его картины не отвечали требованиям официальной советской идеологии. Ломать себя художник не захотел и избрал «внутреннюю эмиграцию», зарабатывая редкими заказами и оформительской работой. В 1936 году Мамонтов был арестован за антисоветскую агитацию и приговорен к пяти годам исправительно-трудовых лагерей. После освобождения поселился в Подмосковье, затем в Саратове, где и скончался в 1964 году.

Ирина Девятьярова написала несколько статей и монографию «Николай Мамонтов».

В 2008 году ей пришло письмо из Третьяковской галереи, в котором искусствовед сообщала, что Виктор Шпенглер готовит выставку Николая Мамонтова и просит помочь материалами о нем. На вернисаже в «Выставочном зале в Толмачах», где были представлены и картины из омского музея, омский искусствовед выступила с рассказом о художнике. Так имя талантливого омича по праву заняло свое место в истории искусств страны.

Виктор Шпенглер, приобретая работы Мамонтова, прошел по адресам, подсказанным Ириной Девятьяровой. После выставки он подарил Омскому музею живописный автопортрет художника. А в прошлом году предложил выбрать в подарок еще одну работу. Она остановила свой выбор на картине «Пигмалион и Галатея» 1960 года. В коллекции музея есть ранняя работа автора с таким же сюжетом – художника на протяжении жизни не оставляла тема воскрешения мертвой натуры благодаря творчеству.

– Чем нам дорог Николай Мамонтов? – рассуждает Ирина Григорьевна. – Наш земляк, участник исторических событий в культуре на переломе эпох. Человек интересной и сложной судьбы. Но самое главное – несмотря ни на что, он оставался талантливым художником и был свободен в своем творчестве, сохраняя верность любимым образам Серебряного века, поэзии символистов, черпал вдохновение в мифологии и искусстве Востока.

Распечатать страницу

Материалы свежего номера

Тема номера

Ждем прибавления

Ждем прибавления

В Омской области увеличатся выплаты семьям за ...

К 100-летию «Омской правды»

Летопись века

Летопись века

В субботу в Таре ждут особых гостей

Информбюро

Живое сердце

Живое сердце

Участники флешмоба почтили память жертв ...

Власть

«Наступление» на Арктику начинается в Омске

«Наступление» на Арктику ...

Александр Бурков провел IV Межрегиональный форум ...

Экономика

Дотянуться до звезд

Дотянуться до звезд

Какие условия необходимы, чтобы в Омск пришли ...

Политакцент

Стратегия  для города

Стратегия для города

Депутаты горсовета сегодня, 22 ноября, выберут ...

Социум

Съезд зимних волшебников

Съезд зимних волшебников

Омичам рассказали, как написать письмо Деду ...

Село

«Хорошие урожаи –  не самоцель»

«Хорошие урожаи – не ...

Глава областного аграрного ведомства Максим ...

Строительство

«Никому  не посоветую вступать в ЖСК»

«Никому не посоветую ...

Сергей Берлев, член правления ЖСК «Удачный»:

Культура

Праздник талантов

Праздник талантов

В Северном драматическом театре им. М. А.Ульянова ...

Спорт

Битва за лидерство

Битва за лидерство

«Авангард» проводит самую продолжительную в ...

Здоровье

Реабилитация под музыку

Реабилитация под музыку

Омичи смогут поправить здоровье с помощью ...

Добавить комментарий
Загрузка...

Блоги

Борис Никонов

Борис НиконовНаблюдательный омичЗачем богатый Омск спонсирует бедную Собчак?

Как можно прославиться? Например, как чеховский ...
Виктория Богданова

Виктория БогдановаПроизводитель одежды, креативный директор бренда MacushkaНаши родители не покидали город, а пытались его изменить. И мы сможем!

Хочу поблагодарить всех, кто пришел 10 сентября на ...

Все авторы блогов