История не из учебника

Какие события разворачивались на территории Омска сразу после основания крепости.

Автор Степан Викулов

Зная о работе над книгой «Омская хроника. 1555 – 1765 гг.», основанной на авторском расследовании истории Омской крепости, редакция обратилась с предложением вкратце рассказать свою версию событий в устье Оми в 1717 году.

Омские крепость и слобода

В 2016 году омичи отпраздновали трехсотлетие города Омска. Юбилей был приурочен к дате начала строительства первой крепости в устье Оми, которая послужила началом другому населенному пункту – Омской слободе. А вот уже Омская слобода в соответствии с указом императрицы Екатерины II от 19 января 1782 г. была преобразована в уездный город Омск в составе Тобольской области Тобольского наместничества.

При этом (достаточно редкий случай) с 1717 по 1864 гг. в устье Оми практически на одной территории существовало два населенных пункта: военный – Омская крепость и гражданский – Омская слобода (город Омск).  2017 год богат малыми трехсотлетними юбилеями. Это 300 лет второй крепости в устье Оми; 300 лет Омской слободе; 300 лет с начала заселения Омской крепости.

Сразу договоримся: Омская крепость – это наименование укрепленного населенного пункта в устье Оми. Соответственно, не было ни Первой омской, ни Второй омской и ни Третьей омской крепости. Как нет ни первого, ни второго Омска, Санкт-Петербурга или Москвы. Если пишем «Омская» с большой буквы – значит, это имя собственное, т.е. это наименование населенного пункта. Если мы пишем: «первая, вторая, третья омские крепости», то имеем в виду оборонительное сооружение или укрепленное место с главным оборонительным сооружением в виде крепости.

Вплоть до 1723 года крепость в устье Оми в официальных документах именовалась по-разному – Омская, Усть-Омская, на Оми, Ямская, Амская, гарнизонская, Омский острог.

Примерно с 1765 по 1786 год у Омской крепости было две территории: на левом берегу Оми – Старая крепость,  на правом – Новая крепость. Эти наименования сохранились за городскими территориями и, соответственно, пишутся с большой буквы.

Предыстория

Основание Омской крепости, как и других верхнеиртышских крепостей, было вызвано острой необходимостью укрепления торгового пути в Китай. Заслуга по их созданию полностью принадлежит сибирскому губернатору князю М.П. Гагарину. Впрочем, как и ответственность за их основание.  В полной мере, даже с излишком.

Гагарин, будучи воеводой в Нерчинске, а затем главой Сибирского приказа и Сибирской губернии, много времени и сил уделял торговле с Китаем. При этом серьезной проблемой была организация торгового пути. Маршрут проходил из Тобольска вниз по Иртышу, затем вверх по Оби, потом по Кетскому волоку в Енисей и далее до границы с Китаем. Путь был долгим, трудным и дорогим. Был и второй вариант – вверх по Иртышу. Он был в два раза короче и намного легче. В этом маршруте были заинтересованы калмыцкие, киргиз-кайсацкие и китайские начальники – все они имели свою долю с международной торговли. Однако на этом торговом пути, выше устья Оми, караваны подвергались нападению вольных отрядов калмыков (ойратов) и киргиз-кайсаков, с которыми не могли справиться их правители. Нужна была надежная охрана в виде крепостных сооружений.

Правдами и неправдами сибирский губернатор добился в мае 1714 года царского согласия на строительство крепостей по Иртышу и дальше до существующего шелкового пути. Правда, пришлось пойти на хитрость. В своем доношении от 22 мая 1714 года губернатор обосновывал строительство крепостей по Иртышу для обеспечения экспедиции за золотым песком в город Яркенд, находившийся за хребтами Тянь-Шаня, на территории сопредельного государства в пустыне Такла-Макан. Гагарин понимал последствия данной авантюры, при положительном результате грозившей военным конфликтом с Китаем и с Джунгарией. Но князь и не рассчитывал на успех экспедиции. Это было практически невозможно. Но крепости вдоль торгового пути остались бы. И ведь действительно – остались.

Царь Петр поверил губернатору и подписал указы об организации экспедиции за золотом в чужую страну и, соответственно, о строительстве крепостей. Россия вела непрерывные войны, казна была пуста, народ обнищал, поэтому царь хватался за любую соломинку.

Однако самому Гагарину принять непосредственное участие в организации экспедиции не довелось.

В конце 1714 года по докладу обер-фискала А. Я. Нестерова было возбуждено следствие по делу Гагарина, он был отстранен от губернаторства и вызван в столицу. Только 2 января 1716 года обвинения с князя были сняты, он приступил к своим обязанностям и вновь активно взялся за строительство крепостей в Сибири, в том числе на озере Косогол, на реках Енисей и Иртыш.

Между 8 и 10 января 1716 года князь встречается с царем и делает ему подношение в виде золотой коллекции из разграбленных древних курганов вдоль Ишима и Иртыша. Во время этой встречи Гагарин доложил царю о своих планах по обустройству Сибири и получил царское разрешение предположительно в виде высочайшей резолюции на своем доношении. 27 января 1716 г. Петр уезжает в Европу, где он был до октября 1717 года, и практически перестает получать своевременную и достоверную информацию из Сибири.

Три крепости

В январе 1716 г. Гагарин со ссылкой на царский указ издает собственный документ о строительстве крепости на приграничном озере Косогол, в апреле – о строительстве крепостей в Верхнем Енисее.

В марте 1716 Сенат рассмотрел требование Гагарина по определению в Сибирь царедворцев, предположительно на должности комендантов будущих крепостей.  В Сибирь были направлены три царедворца. Комендантов в новые крепости сибирский губернатор привлекал уже самостоятельно.

В конце апреля 1716 года Гагарин прибыл в Тобольск, где ему стало известно о реальных событиях в Ямышевской крепости. Матвея Петровича возмутило решение подполковника отступить, разрушив крепость. «Пишет в том письме, что первое число сего маия хочет разорить крепость Ямышевскую и плыть с войском назад в Тарской уезд к реке Оми или в Татмыцкую слободу, которая от Тары в двух днях».

Татмыцкая слобода и устье Оми были не случайны. В то время это была граница Тарского уезда. По левому берегу Иртыша вплоть до Татмыцкой слободы кочевали киргиз-кайсаки, а по правому берегу, южнее русла Оми, кочевали ойраты.

Несмотря на неудачу, возвращение отряда Бухольца в Тарский уезд было логичным поводом для строительства базовой крепости в устье Оми. В письме от 26 июля 1716 года на имя кабинет-секретаря Макарова Гагарин писал: «И я в нынешнем лете велел ему [подполковнику Бухольцу] делать крепости на реке Оме, дабы нынешнее лето не стоять ему даром, для того что людей у него с новоприсланными солдаты немалое число».

К концу 1716 г. была построена первая крепость в районе современного речного вокзала. Она состояла из земляной пятиугольной крепости (сооружения) внутренним размером в диаметре около 80 метров, пороховых и провиантских складов, казарм для солдат, драгун и мастеровых, домов для офицеров. Первая омская крепость была практически копией крепости, поставленной в 1715 году в Ямышево. И, соответственно, несла в себе главный недостаток: крепостные сооружения были разрозненными, внешнее ограждение было слабым, главное оборонительное сооружение (земляная крепость) могло обеспечить защиту (в случае нападения) только самой себя. Что и произошло в 1716 году при обороне Ямышевской крепости. Неудачная планировка первых ямышевской и омской крепостей объяснялась прежде всего отсутствием фортификационного опыта у руководителей строительства – подполковника Бухольца и артиллерии поручика Каландера и незнанием ими тактики ведения боя степняками.

Гагарина не удовлетворила конструкция первой омской крепости. Было принято решение о строительстве крепостного сооружения на новом месте, где все военные объекты должны находиться под защитой основной крепостной стены. Место было выбрано на Аллаярском яру в районе современного музыкального театра. Кроме этого, Гагарин принял решение о заселении Омской крепости гарнизонными казаками и семейными крестьянами из переселенцев – «семейщиками».

Окончание в следующем номере «ОП».


URL: http://omskregion.info/news/52677-istoriya_ne_iz_uchebnika/
Дата публикации:09/08/2017 08:19