Может ли Омск стать центром моды?

В редакции «Омской правды» состоялся круглый стол с участием молодых омских дизайнеров.

Омск отличен многими брендами, которые можно и нужно продвигать. Третья столица, потому что в 1918 – 1919 годах город был столицей белой России. Театральная столица Сибири – благодаря солидной коллекции «Золотых масок» и других значимых наград. Город поэтов, потому что Иннокентий Анненский, Павел Васильев, Леонид Мартынов, Роберт Рождественский, Аркадий Кутилов – наши земляки. Солнечный город – в Омске 300 солнечных дней, как в Сочи.

Но в последние 20 лет об Омске говорят еще и как о столице сибирской моды благодаря успехам наших молодых дизайнеров одежды, конкурсам и таким творческим акциям, как «Омская арт-резиденция». Что еще нужно сделать, чтобы утвердить славу Омска как центра сибирской моды и города стильных людей? Этому был посвящен круглый стол в редакции «Омской правды» с молодыми успешными дизайнерами.

Город стильных людей?

 – Мне не раз приходилось слышать мнение, что в Омске интерес к моде выше, чем в городах-соседях, на улицах больше интересно одетых людей. Это так?

Марина Бутенко: – Согласна. Но мне кажется, что так было раньше. Не на модных тусовках, а на улицах можно было увидеть стильно одетых людей, которые не боялись самовыражения в одежде. Я все время это отмечала, когда была студенткой. А потом в магазинах стал меняться ассортимент, потому что люди изменились: замкнулись, потеряли желание отличаться от всех.

 – С чем это связано, на ваш взгляд?

 Елена Буслаева: – С развитием масс-маркета. Стали появляться большие магазины, марки стали копировать друг друга, предлагать похожие базовые вещи, и люди стали одеваться универсально, без изюминки.

Александра Петрова: – Если честно, на самом деле круг модных людей в Омске не очень широк. Оттого и спрос на дизайнерские изделия ограничен. Хотелось бы в родном городе продвигать свою марку, а выходит, что мы на Москву больше работаем. Нужны определенные шаги, чтобы привлечь молодежь к творческому подходу к своему образу.

 – Наверное, и не только молодежь…

 – Конечно. Мы порой сами удивляемся. Выпускаем юморные броши, думаем, что они понравятся молодым, а приходит чиновница из администрации и покупает три такие броши.

Виктория Богданова: – Мы анализировали рынок Омска и нашли более 500 ателье и небольших швейных компаний, не считая частных портних, это те, кто зарегистрирован и внесен в 2ГИС. Это больше, чем в других городах.

Елена Буслаева: – Потому что люди чувствуют в себе потенциал, хотят получить что-то особенное. Правда, не всем хватает опыта.

Ирина Бумагина: – И магазинов тканей у нас больше, чем, например, в Новосибирске. В них покупатели не дизайнеры, обычные люди, которые выбирают, из чего сшить одежду.

Если не у нас, то где?

 – А достаточно ли на омском рынке предложений изделий дизайнеров? Расскажите о том, как и где вы продаете свои авторские коллекции?

Дарья Осипова: – Я три года назад окончила институт сервиса и решила создать свою именную марку в Омске. Моя целевая аудитория – девушки, женщины от 18 до 35 – 40 лет. У меня есть свой сайт в Интернете, покупатели живут и в Омске, и в Москве, и в Петербурге. Сотрудничаем со студией «Пудра», у которой есть шоу-румы в Омске и Москве, одежда продается также в ряде шоу-румов в Краснодаре.

Марина Бутенко: – Моя специализация – трикотаж, это доминанта моих коллекций, и я тоже продаю свои вещи через Интернет. Все, кто здесь собрался, делают именно так. Хотя вот, например, в Тюмени есть улица, на которой находятся магазины российских дизайнеров. Я смотрю на заброшенное здание пивзавода на Волочаевской, долгое время ведутся разговоры, что могло бы в нем быть. Оно очень подошло бы для демонстрации и продажи коллекций, фэшн-мероприятий.

Елена Буслаева: – Ил и пустующее старинное здание у метромоста – за библиотекой имени Пушкина. Аренда площадей дорога, но если объединить 15 марок и создать центр дизайнерской одежды, это было бы всем выгодно и интересно – и нам, и покупателям.

– Виктория, а почему магазины марки «Александр Богданов» долго не открывались в Омске?

Виктория Богданова: – Мы продавали свои коллекции только в мультибрендовых магазинах разных городов, считая, что лучше миксовать мировую моду и российскую, чтобы у потребителей был выбор. А сейчас стараемся открывать собственные магазины. Сегодня на предприятии несколько подразделений, одно из них возглавляю я. Мы подготовили коллекцию трикотажных шапок и шарфов-снудов, сделав акцент на натуральности составов сырья и симпатичном дизайне. Решили, что эта ниша не совсем занята. Стартуем в ближайшие дни – везем 78 моделей на федеральную ярмарку «Текстильлегпром». Я считаю, что, если предприятие находится в Омске, это не значит, что оно должно работать только на местный рынок. Это же здорово, что нас знают в России, представители известных марок признаются: что-то у нас подсматривают, копируют. По факту бренд «Александр Богданов» стал локомотивом на российском рынке.

 – Да, марка вашего отца делает честь Омску. А могли бы в Омске еще родиться предприятия такого масштаба?

 Виктория Богданова: – Я думаю, есть все основания, чтобы именно в Омске они создавались. Если не в Омске, то где? Во-первых, у нас много талантливых людей. Есть кафедра «Дизайн костюма», которая помогает студентам проявить и развить свои способности. Без преподавателей бывшего Института сервиса, ныне опорного Технического университета, в который вошел вуз, мы бы не узнали, что в Омске есть такие талантливые люди. У нас на предприятии все дизайнеры – выпускники этой кафедры. И Омск может стать центром моды.

Свежее дыхание конкурсов

 – В чем самые сильные стороны омской школы моды?

Ирина Бумагина: – Все исходит от преподавателей. Кафедра «Дизайн костюма» фантастическая!

Дарья Осипова: – Они как будто вечно молодые.

Марина Бутенко: – Все начинается со смыслов, которые преподаватели пытаются вложить в головы студентов. Учеба дизайнеров одежды – это бесконечный процесс поглощения информации, за которым начинается творчество.

 – На конкурсах молодых дизайнеров одежды из года в год приезжих членов жюри поражает трудолюбие омичей, которые показывают в коллекциях множество рукотворных деталей, высокое качество пошива и элегантность представления: прически, аксессуары, движение помогают создавать образы. А что дает авторам участие в конкурсах?

 Ирина Бумагина: – Я окончила институт в 2004 году и все годы студенчества участвовала в конкурсах молодых дизайнеров. Очень любила конкурсы, это – свежее дыхание, возможность встрепенуться и начать делать что-то новое, увидеть себя с другой стороны. Очень скучаю по атмосфере конкурсов, потому что для профессионалов конкурсов нет. Моя конкурсная и дипломная коллекция «Моя Марлен», посвященная Марлен Дитрих, из пяти моделей выросла до девяти. У меня была юбка с вывязанными портретами, тогда никто еще такого не делал. Когда принесла ее своему преподавателю Юлии Львовне Герасимовой, она сказала: «Я не верила, что у тебя получится». И я восприняла эти слова как высшую похвалу. В Омске на конкурсе я вошла в пятерку победителей, а в Москве не взяла награды.

 – Что дала победа, к чему стала стимулом?

 Ирина Бумагина: – Уверенность в себе, опыт. Материальной выгоды не было. Институт оплатил нам поездку в Москву, и заведующая кафедрой Галина Васильевна Толмачева очень бережно, заботливо нас там опекала. А потом в Омск приехал из Москвы Байер, и мне позвонили с кафедры: «Ира, мчитесь в институт с портфолио». Мне предложили приехать в Москву на собеседование в компанию Султаны Французовой. Потом была пауза почти в полгода, но меня все же пригласили на работу в Гуанчжоу. В моем подчинении была лаборатория, работа заключалась в подготовке моделей от эскиза до размещения заказа на фабрике. Однажды, когда я была в отпуске, директор предприятия сбежал, забрав у Султаны не только деньги, но и имя. В течение трех лет она не могла пользоваться своим же брендом. Это история о том, как нужно правильно составлять документы, чему, к сожалению, в институте не учат. Я вернулась в Омск, который очень люблю, и начала все сначала.

Дарья Осипова: – Я тоже занимала призовые места на конкурсах, но меня никто не знал. Однажды даже в газете написали: «Удивительно, что о Даше никто не написал». На одном конкурсе я выиграла стажировку у известного дизайнера, нашего выпускника Антона Галецкого. Во время стажировки он пообещал оплатить мне ткани на дипломную коллекцию, но грянул кризис, и не случилось.

 – Ткани, фурнитура для коллекций студентам дорого обходятся. Обидно – потратиться и не победить?

Ирина Бумагина: – Сегодня студенты практичны, они сразу думают, как продать вещи после конкурса. А мы вообще не понимали, что нужно заработать. Были настолько погружены в творчество…

Марина Бутенко: – Не для этого коллекция делается. Деньги и победа не рядом. Конкурс – это прокачка себя. Нет горячего желания во что бы то ни стало занять первое место. Если хочешь понравиться жюри, можно рассчитать. Из года в год жюри возглавляет один и тот же человек, можно понять, каковы предпочтения. Мне кажется, в этом некоторая проблема омского конкурса «Формула моды: Восток-Запад». Когда участвуешь в других, в том числе зарубежных, есть возможность сравнивать. Если приезжают в жюри люди из разных частей мира и разных областей, это дает более объективный результат. Но все равно конкурсы важны. И я рада, что в нынешнем году на «Омской арт-резиденции» было положено начало показам работ профи, то есть участие выпускников и авторов работающих марок. Думаю, что и в осенний сезон будет ряд мероприятий, которые подтянут к участию действующих дизайнеров, для которых студенческий конкурс «Сибирская этника» уже неформат.

Почему бы не провести фэшн-пикник?

 – «Омская арт-резиденция» стала событием в жизни города. Она объединила дизайнеров, художников, архитекторов, фотографов, пригласила всех желающих попробовать свои силы в рисовании, создании арт-объектов. Были даже научно-популярные лекции. Такие акции могут помочь сделать Омск городом моды или, по крайней мере, заявить, что мы хотим, чтобы так было?

Марина Бутенко: – Конечно. Для этого нужна огромная организаторская работа. Директор «Арт-резиденции» Эмма Викторовна Васильева приложила огромные усилия, чтобы привлечь в Омск специалистов из разных областей творчества. Должны были приехать даже дизайнеры из Японии, их остановил длительный перелет в Омск через Москву. Мне кажется, идея «Арт-резиденции» набирает обороты, это не разовое событие. Но в следующий раз нужно подумать об информации омичей. В СМИ объявления были, но нужна и наружная реклама с подробной программой.

Елена Буслаева: – Нынешним летом искусство выходит на улицы и в парки. Симфопарк, джазпарк собирали тысячи омичей. А я подумала: как было бы хорошо проводить в парках фэшн-пикники. Это было бы очень эффектно и интересно.

Виктория Богданова: – Такой опыт в мире есть. Например, последний показ Дома Диора был уличным.

Марина Бутенко: – Театр моды «Образ» выступал на улице. Это театр, который несет и даже диктует современные фэшн-тенденции и понимание моды через сценическое действо, пластику. Стрит-стайл в Камергерском проходил не так давно. Ульяна Исаенко организовала мероприятие, на которое были приглашены все желающие участвовать в этом, сфотографироваться и пообщаться.

Александра Петрова: – Мы все за то, чтобы было больше модных событий. Как сейчас мы выходим на рынок? Например, сотрудничаем с московской студией, которая делает фотосессии с узнаваемыми людьми, в том числе героинями программ «Холостяк», «Дом-2», у которых много подписчиков в соцсетях. Одна из них снялась в наших сережках и их отметила. И сразу пошла волна заказов. Только на этом и происходит продвижение товаров. И в Омске есть люди, которые диктуют моду, к мнению которых прислушиваются.

Марина Бутенко: – Если говорить о том, как нам транслировать себя в массы, то один из способов – коллаборация, т. е. сотрудничество дизайнеров, работающих в разных направлениях.

Александра Петрова: – У нас был такой опыт с молодым дизайнером Марией Горенко. Она готовилась к конкурсу «Формула моды» и обратилась к нам за бижутерией. У нас была подходящая коллекция, которая так подошла к ее моделям, как будто мы вместе работали над образами.

Елена Буслаева: – А потом Мария позвонила: «Лена, у меня два преподавателя хотят купить ваши серьги. А что у вас есть еще?»

Катерина Караваева: – У меня было несколько коллабораций. Я делаю вручную сумки из итальянской кожи. У меня был готов небольшой рюкзачок с цепочкой, украшенный люверсами. В эти отверстия продевались броши от омского дизайнера Алины. Броши продавались вместе с рюкзачком. Сейчас делаю вторую коллекцию вместе с Ульяной Исаенко. Она стилист, основатель шопинг-студии «Лук», знает целевую аудиторию и задает стиль. Мы вместе обсуждаем проект. Сейчас готовим осенне-зимнюю коллекцию кожаных сумок в стиле крафтовых пакетов. Сотрудничаем и с компанией Александра Богданова. Я предоставляла сумки на показ его коллекции.

 – Выпускники омской школы моды успешно работают в Москве, Петербурге и за границей…

Марина Бутенко: – У Алены Ахмадулиной первая помощница – наша выпускница, и во многих известных столичных домах основную работу выполняют выпускники омской школы моды.

 – Под чужими брендами, оставаясь неизвестными.

Марина Бутенко: – Некоторые люди чувствуют себя при этом психологически комфортно. Это мы такие амбициозные, что создали свои марки. Но я считаю, что сейчас влияние региональных брендов и внимание к ним растут, и у потребителей появляется доверие и желание купить «made in Omsk» или другую региональную марку. Это зарождающийся тренд – и в моде предпочитать свое, как это произошло на продуктовом рынке.

 – Спасибо вам за амбициозность, любовь к городу, желание помочь омичам стать красивыми!

 

КОММЕНТАРИИ:

Галина Толмачева

Заведующая кафедрой «Дизайн костюма», профессор Института дизайна и технологий:

 Мы прошли большой путь, прежде чем омская школа дизайна костюма получила признание в России и на международном уровне. В 1988 году нас активно поддержал побывавший в Омске Вячеслав Зайцев. В 1989 году наш театр мод впервые завоевал Гран-при на Всесоюзном конкурсе молодых дизайнеров в Иванове. В 1997-м прошел первый конкурс «Формула моды». Дефиле проходило на сцене ТЮЗа и стало событием в жизни Омска. Председателем жюри тогда был Александр Васильев, он был покорен качеством студенческих работ и стал  первым, кто употребил выражение «омская школа». А потом качественную систему подготовки признавали возглавлявшие жюри Эвелина Хромченко, Владимир Бухинник, Татьяна Михалкова, Александр Хилькевич. 

Конкурс «Формула моды» в нынешнем году проходил в 21-й раз. Все это время мы показываем на сцене, что одеваться можно со вкусом, интересно, что мода – это тоже культура. А осенний конкурс «Сибирская этника» пропагандирует народные истоки, представляет, как замечательные традиции преображаются в модные тренды.

За много лет у наших конкурсов появились поклонники, фактически была создана большая компания людей, которые следят за тенденциями в моде, нашли свой стиль. Это очевидно на культурных мероприятиях. И на улицах Омска можно увидеть больше стильно одетых людей, чем в соседних городах. 

Эмма Васильева

директор Центра материальной культуры и дизайна ОмГТУ:

 Славу Омска как столицы сибирской моды много лет успешно продвигает и поддерживает театр «Образ». На конкурсах в Красноярске, Новосибирске, Тюмени, Екатеринбурге мы собрали все возможные награды, в том числе несколько Гран-при. А проект «Арт-резиденция» показал, что город тянется к креативу, а людям, в первую очередь молодым, интересно участвовать в творческом процессе в разных областях. «Арт-резиденция» – это 20 событий в год: публичные лекции, мастер-классы, показы студенческих модных коллекций, выставки, воркшопы. Мы хотели объединить креативных молодых людей разных направлений и включили в программу не только создателей одежды, но и дизайнеров среды, художников, архитекторов, урбанистов, экологов, парикмахеров. В сезон весна-лето в «Арт-резиденции» участвовали 3000 омичей. Думаем, в следующий раз будет больше. 

Помогает ли это Омску стать городом моды? Я считаю это очевидным. На недавнем концерте в филармонии «Ночь модной классики» зал был полон. Молодежь открывает для себя новые формы искусства. У дизайнеров появляются дополнительные возможности продвигать свои марки, им нравится работать в Омске и для омичей.

Участники круглого стола
Виктория Богданова – создатель нового бренда трикотажных головных уборов Macushka. 
Дарья Осипова и Марина Бутенко – выпускницы Омского института сервиса, участницы и победители сибирских и международных конкурсов молодых дизайнеров одежды, авторы модных линий Osipova Dasha, Mari Butenko. 
Елена Буслаева и Александра Петрова – создатели марки аксессуаров и бижутерии Zov. 
Ирина Бумагина – выпускница Омского института сервиса, лауреат сибирских и международных конкурсов молодых дизайнеров. Работала в Китае, Новосибирске. Сейчас занимается разработкой бижутерии, осваивает ювелирное дело. 
Катерина Караваева – автор коллекций кожаных сумок и аксессуаров ручной работы. 

Участники круглого стола

Виктория Богданова – создатель нового бренда трикотажных головных уборов Macushka. 

Дарья Осипова и Марина Бутенко – выпускницы Омского института сервиса, участницы и победители сибирских и международных конкурсов молодых дизайнеров одежды, авторы модных линий Osipova Dasha, Mari Butenko. 

Елена Буслаева и Александра Петрова – создатели марки аксессуаров и бижутерии Zov. 

Ирина Бумагина – выпускница Омского института сервиса, лауреат сибирских и международных конкурсов молодых дизайнеров. Работала в Китае, Новосибирске. Сейчас занимается разработкой бижутерии, осваивает ювелирное дело. 

Катерина Караваева – автор коллекций кожаных сумок и аксессуаров ручной работы. 

URL: http://omskregion.info/news/53158-mojet_li_omsk_stat_tsentrom_mod/
Дата публикации:30/08/2017 09:20
Автор:Светлана Васильева
Фото:Сергей Мельников