Персональный ад для современного Орфея

Немецкий режиссер Андреас Мерц-Райков на основной сцене Драмтеатра поставил спектакль по произведению Теннесси Уильямса. Это уже вторая постановка пьесы «Орфей спускается с в ад» в истории театра.

Версию немецкого режиссера на основной сцене Омского академического театра драмы представили 7 октября. Зал был полон, включая места на приставных стульях.

В преддверии громкой премьеры в Драмтеатре напомнили, что это не первая постановка пьесы Теннесси Уильямса в Омске. В 1970-е годы на сцене омского драматического шел знаменитый спектакль «Орфей спускается в ад» в постановке Артура Хайкина. Премьера состоялась в 1974 году, спектакль был сыгран более 120 раз. Главные роли в этом спектакле играли Татьяна Ожигова – Лейди, Николай Чиндяйкин в очередь с Николаем Бабенко – Вэл, Джейба Торренса играли Борис Каширин и Феликс Степун. В спектакле были заняты Елена Псарева, Александр Щеголев, Елизавета Романенко и другие. Народная артистка России Валерия Прокоп играла в том спектакле Кэрол Катрир, а Элеонора Кремель — Ви Толбет. Занят был в спектакле и народный артист России Валерий Алексеев.

В новой постановке роль Лейди исполняет Екатерина Потапова, Джейба Торренса играет Иван Маленьких, а роль Вэла – Егор Уланов. В спектакле также заняты заслуженный артист России Александр Гончарук (шериф Джордан Толбет), Ольга Солдатова (жена шерифа), Юлия Пошелюжная (Кэрол Катрир). Кстати, именно для этого спектакля Драмтеатр объявлял кастинг собак, и в премьере в качестве артистов участвовали бельгийская овчарка Фаер и немецкая овчарка Ава.

Драма Теннесси Уильямса 1957 года относится к течению южной готики. Сюжет пьесы разворачивается в провинциальном маленьком городе одного из южных штатов США. Но на самом деле ее темы — универсальны. Свой, персональный ад люди способны создавать в своих семьях и жить в нем годами, как Лейди, 20 лет страдающая под гнетом своего старого мужа. За жестокого и ныне тяжело больного тирана Джейба она вышла замуж не по любви, а во многом из-за денег. Лейди оказалась без средств к существованию, когда жители городка из ненависти к приезжим сожгли виноградники ее отца-итальянца, семейный дом, кафе и беседки «сада Эдема», в котором собирались влюбленные парочки. В этом пожаре заживо сгорел и сам отец Лейди. Сейчас же, когда Джейб тяжело болен и стоит на пороге смерти, Лейди мечтает о возрождении «сада Эдема» — она хочет открыть ночное кафе в помещении магазина, принадлежащего мужу.

Но жизнь провинциального городка будоражит внезапное появление загадочного Вэла, молодого и красивого мужчины в куртке из змеиной кожи. Лейди соглашается принять незнакомца продавцом в обувную лавку мужа. И пока внутри магазинчика расцветает жизнь, снаружи над ним сгущаются свинцовые тучи…

«Больше 20 лет Лейди живет в несчастливом браке и мечтает восстановить райский сад отца, который она потеряла. Сад сжег ее муж, но Лейди не знала об этом и 20 лет работала над восстановлением места, в котором выросла, места, где она была счастлива, — говорит Андреас Мерц-Райков, режиссер спектакля. — События спектакля разворачиваются в решающий момент — перед самым его открытием, уже все готово к приходу первых гостей. Поэтому мы пришли к идее журавликов оригами, птиц, которые могли бы передать зрителям ощущение, какую работу проделала Лейди, чтобы реализовать свою мечту. Один человек снова и снова складывает эти фигурки. Мы хотели, чтобы в этом образе зритель смог увидеть те время, любовь и стремление, которые были потрачены на осуществление мечты».

Символика Теннесси Уильямса для подготовленного зрителя прозрачна и связана с мифом об Орфее. Вэл-Орфей по сюжету драматурга играет на гитаре, исполняет баллады и производит сильное впечатление на жителей мрачного и тихого городка. Повелитель ада Аид соответствует Джейбу, а жестокий шериф (Александр Гончарук) с двумя злобными собаками — Церберу. Однако Орфею не удается окончательно вывести Эвридику-Лейди из этой Преисподней: в финале пьесы звучат два револьверных выстрела.

«Наше сценическое пространство создает чувственный образ истории, — рассказал художник-сценограф спектакля Фемистокл Атмадзас. — В мрачные краски жизни маленького городка врывается красивый и нездешний молодой человек. Он существует в давящей атмосфере постоянных интриг. Вся эта старость и гниль может в любой момент его прихлопнуть. Образ Вэла (Орфея) выпадает из общей атмосферы героев спектакля, он словно попал в это место из другого времени».

Исполнитель роли Вэла Егор Уланов в пьесе, к сожалению, сам музыку не исполняет. Но необходимую атмосферу создают музыканты — Игорь Фауст (гитара), Виктория Сухинина (клавиши) и Антон Рукс (ударные). Омичи встретили премьеру овациями.

URL: http://omskregion.info/news/54056-personalny_ad_dlya_sovremennogo_orfeya/
Дата публикации:08/10/2017 17:12
Автор:Алексей Пантелеев
Источник фото:Омский академический театр драмы