Персональный ад для современного ОрфеяНемецкий режиссер Андреас Мерц-Райков на основной сцене Драмтеатра поставил спектакль по произведению Теннесси Уильямса. Это уже вторая постановка пьесы «Орфей спускается с в ад» в истории театра.
Версию немецкого режиссера на основной сцене Омского академического театра драмы представили 7 октября. Зал был полон, включая места на приставных стульях. В преддверии громкой премьеры в Драмтеатре напомнили, что это не первая постановка пьесы Теннесси Уильямса в Омске. В 1970-е годы на сцене омского драматического шел знаменитый спектакль «Орфей спускается в ад» в постановке Артура Хайкина. Премьера состоялась в 1974 году, спектакль был сыгран более 120 раз. Главные роли в этом спектакле играли Татьяна Ожигова – Лейди, Николай Чиндяйкин в очередь с Николаем Бабенко – Вэл, Джейба Торренса играли Борис Каширин и Феликс Степун. В спектакле были заняты Елена Псарева, Александр Щеголев, Елизавета Романенко и другие. Народная артистка России Валерия Прокоп играла в том спектакле Кэрол Катрир, а Элеонора Кремель — Ви Толбет. Занят был в спектакле и народный артист России Валерий Алексеев. В новой постановке роль Лейди исполняет Екатерина Потапова, Джейба Торренса играет Иван Маленьких, а роль Вэла – Егор Уланов. В спектакле также заняты заслуженный артист России Александр Гончарук (шериф Джордан Толбет), Ольга Солдатова (жена шерифа), Юлия Пошелюжная (Кэрол Катрир). Кстати, именно для этого спектакля Драмтеатр объявлял кастинг собак, и в премьере в качестве артистов участвовали бельгийская овчарка Фаер и немецкая овчарка Ава. Драма Теннесси Уильямса 1957 года относится к течению южной готики. Сюжет пьесы разворачивается в провинциальном маленьком городе одного из южных штатов США. Но на самом деле ее темы — универсальны. Свой, персональный ад люди способны создавать в своих семьях и жить в нем годами, как Лейди, 20 лет страдающая под гнетом своего старого мужа. За жестокого и ныне тяжело больного тирана Джейба она вышла замуж не по любви, а во многом из-за денег. Лейди оказалась без средств к существованию, когда жители городка из ненависти к приезжим сожгли виноградники ее отца-итальянца, семейный дом, кафе и беседки «сада Эдема», в котором собирались влюбленные парочки. В этом пожаре заживо сгорел и сам отец Лейди. Сейчас же, когда Джейб тяжело болен и стоит на пороге смерти, Лейди мечтает о возрождении «сада Эдема» — она хочет открыть ночное кафе в помещении магазина, принадлежащего мужу. Но жизнь провинциального городка будоражит внезапное появление загадочного Вэла, молодого и красивого мужчины в куртке из змеиной кожи. Лейди соглашается принять незнакомца продавцом в обувную лавку мужа. И пока внутри магазинчика расцветает жизнь, снаружи над ним сгущаются свинцовые тучи…
Символика Теннесси Уильямса для подготовленного зрителя прозрачна и связана с мифом об Орфее. Вэл-Орфей по сюжету драматурга играет на гитаре, исполняет баллады и производит сильное впечатление на жителей мрачного и тихого городка. Повелитель ада Аид соответствует Джейбу, а жестокий шериф (Александр Гончарук) с двумя злобными собаками — Церберу. Однако Орфею не удается окончательно вывести Эвридику-Лейди из этой Преисподней: в финале пьесы звучат два револьверных выстрела.
Исполнитель роли Вэла Егор Уланов в пьесе, к сожалению, сам музыку не исполняет. Но необходимую атмосферу создают музыканты — Игорь Фауст (гитара), Виктория Сухинина (клавиши) и Антон Рукс (ударные). Омичи встретили премьеру овациями.
|