Обозреватель «ОВ. Деловая среда» беседует с заслуженным артистом России, лауреатом премии Губернатора Омской области Владимиром Миллером.
– Как все начиналось?
– Я пришел в Театр музкомедии в 1974 году. Хорошо помню разговоры о том, что в Омске должен быть оперный театр. Но для этого нужно было бы открыть еще консерваторию и хореографическое училище. Остановились на том, что наш театр должен стать многожанровым, ставить и оперы, и мюзиклы, и музыкальные комедии, и балеты. К открытию театра коллектив увеличился более чем в два раза. Было 180 человек, стало 400. К нам приехали солисты, окончившие Московскую, Уральскую, Ленинградскую, Куйбышевскую, Саратовскую консерватории, Пермское, Уфимское, Новосибирское хореографические училища. Было выделено два подъезда квартир для артистов в доме по улице Декабристов, 104. Открытие нового здания состоялось 5 ноября в канун праздника революции, как и было положено по советской традиции. Мы подготовили концерт для строителей, а на следующий день театр закрыли, чтобы устранять недоделки. По-настоящему открытие состоялось 29 января 1982 года премьерой оперы «В бурю». Ее поставили дирижер Геннадий Проваторов и режиссер Али Усубов. Прозвучала опера очень мощно. Это был густонаселенный спектакль, в котором участвовали все солисты и очень большой хор, а также балет. Георгий Котов исполнял партию Ленина, я – характерного персонажа, комсомольского вожака Федюши. Музыка, искусство дирижера, впечатляющие декорации И. Севастьянова заворожили зал. Этот спектакль стал знаковым событием в истории театра. Кстати, Ленин впервые был выведен сценическим героем именно в этой опере. На спектакле присутствовал автор оперы Тихон Хренников, впоследствии много сотрудничавший с театром.
– Легко было осваивать новую сцену?
– Непросто. Мы привыкли к своему зданию бывшего Общественного собрания, очень уютному, и кстати, очень жалели, когда его потом разрушили. Новый зал рассчитан на 1045 зрителей, к этому нужно было привыкнуть. Не совсем устраивала акустика. Но с приобретением нового статуса у театра открылось второе дыхание. В первый же сезон было подготовлено пять премьер. Впервые в Омске поставили балет «Тщетная предосторожность» Л. Герольда. За современной оперой «В бурю» появилась в афише классическая «Травиата» Дж. Верди. Плюс бессмертная оперетта И. Штрауса «Летучая мышь» и музыкальная комедия Л. Солина «Дамы и гусары». «Летучая мышь», кстати, до сих пор в репертуаре. Сменилось несколько поколений исполнителей, обновились декорации, а спектакль живет уже 30 лет. Это большая редкость.
– Когда артисты почувствовали вкус успеха?
– На первых гастролях Музыкального театра. В 1982 году мы работали в Смоленске и Калининграде, в 1983-м – в Перми и Рязани. В Перми для нашего театра выделили три площадки. Мы сделали три финансовых плана. И в каждом городе – полные залы и триумф.
– За 30 лет сложились традиции театра. Какие бы вы выделили?
– В нашем театре поставлено много спектаклей, которые до этого нигде не шли. Первыми в России мы выпустили «Капитанскую дочку», «В шесть часов вечера после войны», «Золотого теленка», «Песню про купца Калашникова», «Мертвые души», «Апофеоз» и много других спектаклей. Из 120 поставленных спектаклей – 30 первые постановки в России! У нас, я считаю, правильное соотношение классики и современных произведений. И, несмотря на моду, мы удержались от спектаклей на потребу дня: никогда у нас не было ни обнаженки, ни мата на сцене. Слава Богу, чаша сия нас миновала. Еще одна отличительная черта: у нас хорошо встречают артистов. Если в труппу приходят молодые и хотят играть – они получат роли и будут играть. Нет этой неприятной борьбы самолюбий, ругани, склок.
– И это всегда чувствуется на творческих вечерах, которые вы ставите и ведете.
– Творческий вечер – это признание в любви от нас, коллег, и от зрителей. Мы их провели десятки.
– В истории театра есть героические страницы – поездки в Чечню во время боевых действий. Вы принимали в них участие?
– Дважды – в 1994 и в 1996 годах.
– Это было опасно?
– Однажды обстреляли вертолет, на котором мы летели. Мы выступали на поляне, окруженной горами, в которых засели боевики. Было 9 мая, и по случаю праздника заключено временное перемирие. Кочки на траве накрыли тентом и на этой «сцене» выступали. Воинам очень понравилось. А после выступления мы узнали, что накануне многих товарищей наших зрителей, бойцов этого же полка, убили. А еще три раза мы побывали на пограничных заставах Забайкалья, дружили с ракетной армией, посещая даже отдаленные точки дислокации ракетчиков. Эта дружба, как и постоянные сельские гастроли по области, выступления даже не в райцентрах – в маленьких деревушках – постоянны в нашем театре.
– В нынешнем году состоится III фестиваль «Панорама музыкальных театров России». Вы рады такому приобретению, как международный фестиваль?
– Конечно. Фестиваль – это праздник. У нас в 1991 году проходил Всероссийский конкурс оперетты и мюзикла, в 1993-м – Международный конкурс оперных певцов им. Б. Рубашкина. А «Панорама» – проект замечательный, масштабный. Мы благодарны губернатору Леониду Константиновичу Полежаеву за поддержку. Ведь сначала думали, что этот фестиваль, открывшись у нас, будет переезжать из города в город. А он стал нашим, омским.
– Несмотря на молодость, здание театра уже прошло реконструкцию. Условия для работы стали лучше? – Настолько, что после реконструкции сцены мы провели вечер, посвященный ее открытию. Отремонтирована крыша, существенно улучшены звуковые характеристики зала. Реконструкция идет этап за этапом. На очереди – установка нового светового оборудования.
– Владимир Емельянович, у вас юбилей в один месяц с театром. Вы родились с разницей в 30 лет. Подготовив десятки творческих вечеров, вы не сделали этого к своему юбилею – только к дню рождения Музыкального. Позвольте все-таки поздравить вас от имени журнала и задать вам юбилейный вопрос: о чем мечтаете?
– Актеры мечтают о ролях. Хотел бы получить роль, написанную талантливым автором, какой была, например, для меня роль Плюшкина в «Мертвых душах».
– За которую вы были удостоены премии областного театрального фестиваля. В ближайшее время подобная роль у вас намечается?
– Буду играть Шмагу в возобновляемом мюзикле «Без вины виноватые». Я сейчас не только актер, но по штату и режиссер-постановщик. Последние постановки – для детей: «По щучьему веленью» и «Карлсон, который живет на крыше». Ищу для постановки мюзикл, ставлю концертные программы. Все мои планы связаны с Омским музыкальным театром, в котором работают замечательные люди, что создает добрую атмосферу на протяжении почти четырех десятилетий моей работы: все-все любят театр, болеют за него. И артисты, и те, кто мастерит обувь, ставит декорации, встречает зрителей. Это дорогого стоит.