30 лет в новом здании и статусе

29 января 1982 года на новой сцене Музыкального театра состоялась премьера оперы Тихона Хренникова «В бурю». Это был первый спектакль театра, преобразованного из Музкомедии в Музыкальный. 30 лет спустя театр представил концерт, посвященный юбилею.
29 января 1982 года на новой сцене Музыкального театра состоялась премьера оперы Тихона Хренникова «В бурю». Это был первый спектакль театра, преобразованного из Музкомедии в Музыкальный. 30 лет спустя театр представил концерт, посвященный юбилею.

Обозреватель «ОВ. Деловая среда» беседует с заслуженным артистом России, лауреатом премии Губернатора Омской области Владимиром Миллером.

– Как все начиналось?
– Я пришел в Театр музкомедии в 1974 году. Хорошо помню разговоры о том, что в Омске должен быть оперный театр. Но для этого нужно было бы открыть еще консерваторию и хореографическое училище. Остановились на том, что наш театр должен стать многожанровым, ставить и оперы, и мюзиклы, и музыкальные комедии, и балеты. К открытию театра коллектив увеличился более чем в два раза. Было 180 человек, стало 400. К нам приехали солисты, окончившие Московскую, Уральскую, Ленинградскую, Куйбышевскую, Саратовскую консерватории, Пермское, Уфимское, Новосибирское хореографические училища. Было выделено два подъезда квартир для артистов в доме по улице Декабристов, 104. Открытие нового здания состоялось 5 ноября в канун праздника революции, как и было положено по советской традиции. Мы подготовили концерт для строителей, а на следующий день театр закрыли, чтобы устранять недоделки. По-настоящему открытие состоялось 29 января 1982 года премьерой оперы «В бурю». Ее поставили дирижер Геннадий Проваторов и режиссер Али Усубов. Прозвучала опера очень мощно. Это был густонаселенный спектакль, в котором участвовали все солисты и очень большой хор, а также балет. Георгий Котов исполнял партию Ленина, я – характерного персонажа, комсомольского вожака Федюши. Музыка, искусство дирижера, впечатляющие декорации И. Севастьянова заворожили зал. Этот спектакль стал знаковым событием в истории театра. Кстати, Ленин впервые был выведен сценическим героем именно в этой опере. На спектакле присутствовал автор оперы Тихон Хренников, впоследствии много сотрудничавший с театром.

– Легко было осваивать новую сцену?
– Непросто. Мы привыкли к своему зданию бывшего Общественного собрания, очень уютному, и кстати, очень жалели, когда его потом разрушили. Новый зал рассчитан на 1045 зрителей, к этому нужно было привыкнуть. Не совсем устраивала акустика. Но с приобретением нового статуса у театра открылось второе дыхание. В первый же сезон было подготовлено пять премьер. Впервые в Омске поставили балет «Тщетная предосторожность» Л. Герольда. За современной оперой «В бурю» появилась в афише классическая «Травиата» Дж. Верди. Плюс бессмертная оперетта И. Штрауса «Летучая мышь» и музыкальная комедия Л. Солина «Дамы и гусары». «Летучая мышь», кстати, до сих пор в репертуаре. Сменилось несколько поколений исполнителей, обновились декорации, а спектакль живет уже 30 лет. Это большая редкость.

– Когда артисты почувствовали вкус успеха?
– На первых гастролях Музыкального театра. В 1982 году мы работали в Смоленске и Калининграде, в 1983-м – в Перми и Рязани. В Перми для нашего театра выделили три площадки. Мы сделали три финансовых плана. И в каждом городе – полные залы и триумф.

– За 30 лет сложились традиции театра. Какие бы вы выделили?
– В нашем театре поставлено много спектаклей, которые до этого нигде не шли. Первыми в России мы выпустили «Капитанскую дочку», «В шесть часов вечера после войны», «Золотого теленка», «Песню про купца Калашникова», «Мертвые души», «Апофеоз» и много других спектаклей. Из 120 поставленных спектаклей – 30 первые постановки в России! У нас, я считаю, правильное соотношение классики и современных произведений. И, несмотря на моду, мы удержались от спектаклей на потребу дня: никогда у нас не было ни обнаженки, ни мата на сцене. Слава Богу, чаша сия нас миновала. Еще одна отличительная черта: у нас хорошо встречают артистов. Если в труппу приходят молодые и хотят играть – они получат роли и будут играть. Нет этой неприятной борьбы самолюбий, ругани, склок.

– И это всегда чувствуется на творческих вечерах, которые вы ставите и ведете.
– Творческий вечер – это признание в любви от нас, коллег, и от зрителей. Мы их провели десятки.

– В истории театра есть героические страницы – поездки в Чечню во время боевых действий. Вы принимали в них участие?
– Дважды – в 1994 и в 1996 годах.

– Это было опасно?
– Однажды обстреляли вертолет, на котором мы летели. Мы выступали на поляне, окруженной горами, в которых засели боевики. Было 9 мая, и по случаю праздника заключено временное перемирие. Кочки на траве накрыли тентом и на этой «сцене» выступали. Воинам очень понравилось. А после выступления мы узнали, что накануне многих товарищей наших зрителей, бойцов этого же полка, убили. А еще три раза мы побывали на пограничных заставах Забайкалья, дружили с ракетной армией, посещая даже отдаленные точки дислокации ракетчиков. Эта дружба, как и постоянные сельские гастроли по области, выступления даже не в райцентрах – в маленьких деревушках – постоянны в нашем театре.

– В нынешнем году состоится III фестиваль «Панорама музыкальных театров России». Вы рады такому приобретению, как международный фестиваль?
– Конечно. Фестиваль – это праздник. У нас в 1991 году проходил Всероссийский конкурс оперетты и мюзикла, в 1993-м – Международный конкурс оперных певцов им. Б. Рубашкина. А «Панорама» – проект замечательный, масштабный. Мы благодарны губернатору Леониду Константиновичу Полежаеву за поддержку. Ведь сначала думали, что этот фестиваль, открывшись у нас, будет переезжать из города в город. А он стал нашим, омским.

– Несмотря на молодость, здание театра уже прошло реконструкцию. Условия для работы стали лучше? – Настолько, что после реконструкции сцены мы провели вечер, посвященный ее открытию. Отремонтирована крыша, существенно улучшены звуковые характеристики зала. Реконструкция идет этап за этапом. На очереди – установка нового светового оборудования.

– Владимир Емельянович, у вас юбилей в один месяц с театром. Вы родились с разницей в 30 лет. Подготовив десятки творческих вечеров, вы не сделали этого к своему юбилею – только к дню рождения Музыкального. Позвольте все-таки поздравить вас от имени журнала и задать вам юбилейный вопрос: о чем мечтаете?
– Актеры мечтают о ролях. Хотел бы получить роль, написанную талантливым автором, какой была, например, для меня роль Плюшкина в «Мертвых душах».

– За которую вы были удостоены премии областного театрального фестиваля. В ближайшее время подобная роль у вас намечается?
– Буду играть Шмагу в возобновляемом мюзикле «Без вины виноватые». Я сейчас не только актер, но по штату и режиссер-постановщик. Последние постановки – для детей: «По щучьему веленью» и «Карлсон, который живет на крыше». Ищу для постановки мюзикл, ставлю концертные программы. Все мои планы связаны с Омским музыкальным театром, в котором работают замечательные люди, что создает добрую атмосферу на протяжении почти четырех десятилетий моей работы: все-все любят театр, болеют за него. И артисты, и те, кто мастерит обувь, ставит декорации, встречает зрителей. Это дорогого стоит.

©
URL: http://omskregion.info/news/583-30_let_v_novom_zdanii_i_statuse/
Дата публикации:31/01/2012 07:57
Автор:Светлана Васильева