Денис Чернов: «Хочу быть не просто тренером, а настоящим сенсеем»

Президент Федерации кобудо Омской области считает, что их спорт воспитывает настоящих личностей.

В середине марта на Кубке страны и всероссийских соревнованиях по кобудо в Москве сразу одиннадцать омских представителей этого боевого искусства, многие из которых совсем недавно стали призерами и победителями чемпионата и первенства России, вновь получили заслуженные награды.

На Кубке России удалось отличиться Александру Завалееву, занявшему первое место, и Виктории Егоровой, завоевавшей серебряную награду. Более молодые омские спортсмены привезли домой четыре золотые, пять серебряных и две бронзовые медали.

Мы встретились с наставником наших чемпионов Денисом Черновым, который рассказал об этом необычном виде спорта, его отличиях от каратэ и воспитании новых адептов боевого единоборства.

Два колеса на одной оси

– Денис, ваш вид спорта в нашем регионе пока не так хорошо известен. Почему?

– Само по себе кобудо в нашей стране получило аккредитацию не так давно. Развиваться боевое искусство начало в европейской части России как военно-прикладное единоборство, курируемое силовыми структурами. Но благодаря коллегам из Алтайского края, которые первыми в Сибири начали культивировать кобудо, наш вид спорта стал распространяться и за Уралом. Сейчас федерации образованы в Омске,  Новосибирске, Красноярске и других городах. В результате уже в 2017 году мы провели в Барнауле первый официальный чемпионат СФО с присвоением спортивных званий. Омичи на нем смогли взять второе общекомандное место.

– Многие говорят, что кобудо и каратэ – как брат и сестра. Но почему-то каратэ было всегда более известным и популярным…

– Если кобудо сравнивать с каратэ, то это более затратный вид единоборства. Для него требуется защитная экипировка определенного образца, поэтому он и не прижился в таких масштабах. Каратэ занимались многие, и я в том числе. Но сейчас спортивное каратэ почти бесконтактное, этого требуют олимпийские правила. Поэтому им занимаются дети лет до 14, а потом уходят, в том числе и к нам.

У нас в ходе поединков идет полный контакт при ударах как руками, так и ногами. Кираса и шлем не позволяют нанести травмы, но при этом ученики получают реальные навыки боевого искусства. Поэтому я считаю, что занятие кобудо является хорошим этапом подготовки к ММА. Дети занимаются у нас, получая базу, и лишь потом, лет в 14 – 15, смогут уходить в смешанные единоборства.

– И в чем состоит ваша подготовка?

– Мы даем основы каратэ шотокан и кобудо. Идея прямого удара, философия гармоничного развития личности – ничего лучшего пока нет, я в этом уверен на сто процентов.

– Специалисты считают, что кобудо надо заниматься после обучения каратэ. Это действительно так?

– Каратэ учит основным стойкам, правильной технике ударов, механике передвижений. Все это пригодится, когда ты приходишь на кобудо, где осваиваешь уже другие приемы и, конечно, оружие. Все примеры говорят о том, что каратистам действительно легче «войти» в кобудо. Так что те, кто утверждает, что каратэ и кобудо – это два колеса одной оси, недалеки от правды. Просто каждый выбирает свое – путь познания себя бесконечен.

Но, если приехать на Окинаву, то сразу поймешь, что каратэ вышло именно из кобудо, которое по-прежнему там реальное боевое прикладное искусство.

Уважение к сопернику

– Кстати, Денис, а вы не начали осваивать дисциплины кобудо с оружием?

– Мы только начали познавать ката с оружием. А так культивируем контактные дисциплины, больше привлекающие ребят. Впрочем, пробуем уже нунчаку-дзюцу – бои со спортивными нунчаку, которые тоже нравятся и детям, и взрослым. Тем не менее про работу с предметами, чем всегда славилось кобудо, мы не забываем. Просто надо найти мастеров, которые помогут нам в этом.

– Пока же главными у вас остаются контактные поединки в стиле ниппон кэмпо – японском рукопашном бое?

– Да, это наша основная спортивная дисциплина. При этом я отмечу, что техника все же отличается от классического каратэ – у нас применяется немало борцовских приемов. Не зря же в кобудо приходят и успешно выступают ребята, ранее занимавшиеся самбо. Поэтому мы сейчас привлекаем для своих занятий и мастеров по джиу-джитсу, чтобы техника учеников была еще более разносторонней.

– Я видел поединки по кобудо. Несмотря на полный контакт, у вас не преду­смотрено добивание противника. Это правила или что-то другое?

– У нас все происходит «интеллигентно». Несмотря на внешний жесткий вид поединков, боец только обозначает удар, когда противник уже лежит. Также нельзя бросить соперника со всего маху со стойки, как это делается в том же ММА, а надо аккуратно положить его на татами. Уважение к сопернику является частью нашей философии.

Нельзя быть сильным во всем

– Вернемся к вашим воспитанникам, которые завоевали медали на турнире в Москве. Вы ожидали от них такого успеха?

– Начну с того, что лидер нашей команды Александр Завалеев, ставший первым на Кубке России, сейчас уже кандидат в мастера спорта. А скоро он станет первым в Омске мастером спорта по боевому единоборству в спортивной дисциплине кобудо.

Что же касается соревнований, то побед наших ребят я ждал. Скажу более – они могли выступить еще и лучше, задел есть. Мы готовились очень жестко к этому турниру, так что можно было ожидать больше именно побед. Не всегда это получалось, поэтому даже были и слезы после неудачного финала. Особенно когда «провинциалов» немного засуживали, чтобы они не смогли выполнить норматив кандидата в мастера спорта.

– Почему вы выступали только в рукопашном бое? А как же другие дисциплины кобудо?

– Мы бы просто не успели подготовиться. Если бы решили выступать в трех дисциплинах, то столько медалей в Омск мы бы явно не привезли. Нельзя объять необъятное, все надо делать постепенно, обдуманно и взвешенно.

Большая семья

– Как сейчас в Омске приходят на кобудо?

– Если я напишу в объявлении «кобудо», то мало кто к нам придет, поскольку просто не знают, что это такое. Поэтому мы предлагаем учить ребят каратэ, а дополнительно идет и кобудо. Сначала основы, потом все остальное. Проблема только в том, что нынешние дети очень сложные в плане дисциплины, и не только. А к нам их отправляют буквально с четырех лет для «перевоспитания».

– Судя по всему, тренеру приходится быть больше воспитателем, чем просто учителем боевого искусства?

– Это так, я больше воспитываю, чем тренирую. Ведь со взрослыми спортсменами ты просто даешь курс, работаешь жесткими командами по секундомеру и свистку. Но разве это возможно с детьми? Хорошо, когда все происходит в зале, а тебе ведь надо с ними ездить на соревнования и сборы, где иногда приходится даже учить их мыть руки вовремя.

– Я слышал, что у вас в группах нет возрастного деления. Почему?

– Это целая система обучения. Дети, конечно, не могут сделать столько же, сколько взрослые, но они видят идеал, к которому надо стремиться. Это их подстегивает и стимулирует двигаться вперед. Так что это такой организм, который работает и приносит свои плоды. А все потому что мы – большая семья.

– Из дисциплин кобудо вы избрали самую утилитарную, наиболее подходящую для самозащиты. А как же философия?

– А она параллельно присутствует: дети знают, когда и как можно применить свои знания и навыки, знают, чего делать нельзя. К тому же все тренеры пропагандируют здоровый образ жизни, воспитывают их и в этом плане. Детей учим правильному питанию, гигиене и многому другому, что им пригодится в жизни. Я считаю, что по-другому просто нельзя.

Уже сейчас можно видеть результаты – наши воспитанники через два-три года занятий становятся настоящими личностями, а не частью серой массы. Они уже умеют думать, знают дисциплину, лучше учатся. Это просто другие дети, которых воспитали в духе кобудо.

– Денис, скажи, а на какой глобальный результат занятий кобудо ты рассчитываешь в будущем?

– Я хочу, чтобы у нас появилась своя школа боевых искусств. Тема, конечно, больная, но надо двигаться вперед, чтобы воспитать мастеров спорта международного класса, реализовать амбиции не только мои, но и моих спортсменов, причем не только в кобудо. Уже сейчас мы помогаем ребятам поступать в вузы и военные училища. А в будущем хочется стать той опорной базой, которая даст детям все. Я не хочу быть просто тренером. Хочу быть именно сенсеем, настоящим учителем в их жизни. Можно сказать – отцом, которого многим из них не хватает.

 СПРАВКА: Кобудо (яп. «КО» – старый + «БУ» – военный + «ДО» – путь) – традиционное боевое искусство родом с острова Окинава. Практикуется с различными видами оружия или без него. Первоначальное название – «кобудзюцу».

URL: http://omskregion.info/news/58432-denis_chernov_xochu_bt_ne_prosto_trenerom_a_nastoy/
Дата публикации:04/04/2018 08:33
Автор:Евгений Орлов
Фото:Евгений Кармаев