Путь без опасности

Журналист «ОП» узнал, как нажатием одной кнопки можно остановить железнодорожный состав.

Пересекая железнодорожный переезд, мало кто задумывается о тех, кто обеспечивает в эти минуты нашу безопасность. Работа дежурных по переезду не видна постороннему глазу, многие думают, что главное занятие этих людей – сидеть в своих домиках и беспечно смотреть в окно.

Чтобы узнать, так ли это на самом деле, корреспонденты «ОП» рано утром отправились на железнодорожный переезд  2875-го км за станцией Входная. Пути здесь пересекает автомагистраль на Лузино. Переезд считается одним из самых сложных с точки зрения безопасности, поскольку здесь очень напряженный трафик: непрерывный поток автомашин, идущие в обе стороны грузовые составы, электрички и пассажирские поезда.

Порядок «на палубе»

На переезде нас встретила Нинель Рейзлер. Она и стала моим наставником в освоении, как выяснилось, нелегкой профессии дежурного по переезду. А в том, что работа нелегкая, я убедился сразу, как только надел ярко-оранжевый сигнальный жилет, взял в руки огромный гаечный ключ и отправился с Нинелью Владимировной осматривать пути возле переезда.

Отслеживаем состояние крепления болтов, некоторые из них я подтягиваю, а дежурная тем временем убирает мусор. Правда, до этого пришлось повозиться еще и с железной жердью с красной табличкой сверху. Называется это приспособление «сигнальный щит для остановки поезда». Ее я вставил в специальное отверстие посередине пути – так машинисты издалека заметят предупреждающий сигнал и начнут торможение.

Затем мы вместе проверяем крышки устройств заграждения путей, чистим желоба у рельсов, а в завершение всего меня ждет… метла – надо очистить пешеходный переход. Все приходится делать очень быстро, поскольку шлагбаум, согласно инструкции, опущен, начинает скапливаться автомобильная пробка, откуда несутся нетерпеливые гудки клаксонов.

– Все, можно начинать смену, – моя наставница отключает пультом сигнализацию, и шлагбаум поднимается. – Вот проверим рацию, связь с машинистами и диспетчерской, заполним журнал, а потом пойдем встречать поезда. Что-то давненько их не было.

Прохожу инструктаж, расписываюсь в журнале. Все, теперь я смело могу взять на себя часть обязанностей дежурного по переезду, правда, в основном по его очистке. А вот лезть к пульту мне не положено, и сигнал поездам будет давать сама Нинель Владимировна. Кстати, составы шли буквально каждые пять минут, звонок сигнализации почти не умолкал. Так что поговорить получилось далеко не сразу.

Правила «не для всех»

– Вот смотрите, – сигнализация сработала, а машины, пока не опустился шлагбаум, несутся через переезд, вообще ни о чем не думая! Как так можно?! – горестно вздыхает Нинель Рейзлер. – Не зря говорят, что мы стоим на последнем рубеже. Если ты вовремя не среагируешь, то может произойти трагедия. Люди, когда переходят пути с колясками или велосипедами, крайне невнимательны. Что уж говорить о таких грубых нарушениях правил дорожного движения.

Она вспоминает, что за три года работы на этом переезде приходилось не раз включать заградительную сигнализацию, экстренно останавливая поезд, чтобы спасти людей, угодивших в беду по собственной вине. Так, совсем недавно один горе-водитель, несмотря на красный свет светофора, решил «успеть» и на скорости повредил крышку устройства заграждения переезда. Пришлось вызывать аварийную бригаду. А за это время скопилась автомобильная пробка на несколько километров.

Коллизии судьбы

Как выяснилось из разговора, по образованию моя наставница инженер, в свое время окончила ОмГУПС.

– У меня папа работал в институте транспорта на кафедре тепловозного хозяйства, – вспоминает Нинель Владимировна. – Мне всегда нравилось приезжать к нему и рассматривать макеты железной дороги, которая, наверное, с тех пор и стала родной. К тому же в институте в стройотряде два года работала проводником. Я и потом часто говорила: вот дети вырастут, пойду работать на железную дорогу. Так что сейчас, получается, я осуществила свою мечту. Собираюсь трудиться здесь и дальше, пока здоровье позволит.

Так сложилось, что профессия дежурного по переезду у нас всегда была и остается женской. Мужчины избегают этой хлопотной и нервной работы. Поэтому на курсах, где готовят дежурных, в основном представительницы прекрасной половины человечества, изучающие условия и специ­фику работы. В том числе основы охраны труда и промышленной безопасности, электротехники, оборудование и технологии выполнения работ и даже слесарное дело.

– Мне, как инженеру, пройти курсы было довольно легко. Впрочем, можно спокойно отработать несколько лет, однако если ты ни разу не включал заградительную сигнализацию, в критический момент быстро этого не сделать. Перед тем как отправить человека на самостоятельную смену, надо научить его мгновенно реагировать, – считает Нинель Владимировна. – Кроме того, дежурный должен уметь успокоить водителей и правильно вести себя при любой нештатной ситуации, которых на таких переездах, как мой, бывает достаточно много.

На посту

Кстати, переезд  2875-го км полуавтоматический – при приближении поездов включается сигнализация, поднимаются заграждения, опускается шлагбаум. А вот после прохода состава его должен открыть уже дежурный, нажав на специальную кнопку. Между тем автоматика не позволяет расслабиться. Если происходит непредвиденная ситуация – на путях застревает машина, рассыпается груз или другое ЧП, то действия дежурных должны быть предельно быстрыми. Секундное замешательство может стоить кому-то жизни. Так что на хрупких женских плечах дежурных по переезду лежит высокая ответственность, ведь спрашивают не с автоматики, а с человека. Это только с виду легко: женщина в оранжевом жилете приветствует поезд свернутым желтым флажком, а потом возвращается в помещение поста. В реальности переезд – это место, где необходимо всегда быть готовым чуть ли не к подвигу.

– Мы, как часовые на посту, не имеем права отвлекаться, внимание не должно рассеиваться, поэтому все, что не касается работы, оставляем дома. А здесь – все строго по инструкции. И это не шутка, наши инструкции, как и воинские уставы, «писались кровью». Отвлекся на секунду, что-то прозевал – и может случиться беда, – подчеркивает Нинель Рейзлер. – Именно поэтому главным в моей работе я считаю безопасность. За это я и отвечаю.

 

ФАКТ:

С 2003 года на железнодорожных переездах в Омской области в результате ДТП пострадало 83 человека, из них 48 погибло.

 МНЕНИЕ:

Василий Балацун

Начальник Омского отдела инфраструктуры ЗСЖД:

 Женщины более ответственны, чем мужчины, и в экстренных ситуациях быстрее принимают решения. А это для дежурного переезда очень важно. Потому что от того, как поведет себя сотрудник в критической ситуации, может зависеть чья-то жизнь.

СПРАВКА:

В границах Омского региона Западно-Сибирской железной дороги эксплуатируются 165 железнодорожных переездов, из которых 47 – с дежурным работником.

URL: http://omskregion.info/news/59009-put_bez_opasnosti/
Дата публикации:25/04/2018 08:34
Автор:Евгений Орлов
Фото:Евгений Кармаев