Алена Пожиленко: «Интересней всего было рисовать бездомных»

Алена Пожиленко: «Интересней всего было рисовать бездомных»

Дата публикации 5 ноября 2018 13:49 Автор

Работницы трикотажной фабрики и актеры, бездомные и министры - герои выставки «Следы обмена», которая в эти дни экспонируется в музее «Искусство Омска». Молодая художница Алена Пожиленко рассказала «ОМСКРЕГИОНУ» как еще год назад не подозревала о том, насколько сильно изменится ее жизнь.

— Алена, расскажи немного о себе, как ты поняла, что хочешь заниматься искусством?

— Рисовать я полюбила с самого детства. В 6 лет у меня случилось сотрясение мозга, и любая двигательная активность была противопоказана. Нельзя было делать все то, что так любят делать дети: бегать, прыгать. И мама, чтобы удержать меня на одном месте стала приучать к рисованию. Я рисовала часами, весь линолеум дома был покрыт моими рисунками. Как логичное продолжение этой истории, в моей жизни возникла художественная школа. Потом я поступила в педагогический университет, где отучилась на преподавателя изобразительного искусства. На этом я не остановилась и продолжила обучение в институте сервиса по специальности «Дизайн». Признаться, я никогда не думала, что стану художником, буду заниматься искусством и участвовать в выставках, для меня это, скорее, было просто получением профессии, с помощью которой я буду зарабатывать на жизнь. Но со временем приоритеты поменялись. Тем не менее, еще год назад я даже представить не могла, что у меня случится три персональных выставки, две из которых пройдут в музее.

 — Расскажи о своих первых проектах.

 — В 2015 году я очень увлекалась современным искусством. В тот год, мы в соавторстве с Марией Шинкевич сделали скульптуры из мусора в рамках фестиваля паблик-арта  «Пространство множественностей». Создать арт-объекты из бытовых отходов нас натолкнули громкие события того времени – боевики ИГИЛ крушили многовековые памятники истории, превращая культурное наследие в мусор. Мы решили воспроизвести две когда-то исчезнувшие скульптуры. Одной из них была омская скульптура «Авиаторы», которая до 1991 года располагалась возле аэропорта местных линий, а потом куда-то исчезла. Вторую инсталляцию сделали по мотивам ленинградского монумента Екатерины Великой, спрятанного от бомбардировки в годы Великой Отечественной войны, но так и не найденного. И третья скульптура – это существующий памятник, признанный одним из новых семи чудес света, им мы хотели сказать, что если события в мире не примут мирный характер, то рано или поздно, не побояться посягнуть и на него. Он был символом спасителя и надежды. Этим проектом мы также хотели показать, что люди во всем мире живут в среде потребления. Они бесконечно производят мусор и, в меньшей степени, культуру, претендующую на сохранение. В итоге наши инсталляции простояли меньше суток, их украли, что довольно символично.

— Не так давно в музее «Искусство Омска» прошла выставка «Масса. Нетто», вы с Марией опять обратились к «мусорной» тематике. Как посетители восприняли ваш концепт?

— Люди восприняли эту выставку даже лучше, чем мы ожидали. Мы боялись, что не все захотят и смогут переступить через себя, ведь посетителям предлагалось в буквальном смысле покопаться в мусоре. Идея выставки заключалась в том, чтобы люди включились в медитативный процесс разбора бытовых отходов, в приведение хаоса в порядок. И когда происходило включение в процесс, когда человек увлекался, он начинал думать о том, сколько мусора в жизни каждого из нас, например, в телефоне каких-то лишних фото, которые можно уже давно удалить. Мусор в наше время не только материальный, но и ментальный – это главная идея выставки. Мы получили много положительных откликов от людей – в интернете и в книге отзывов музея.

— Сколько мусора было использовано на выставке?

— Мы привезли две большие грузовые машины чистого мытого мусора. Часть собрали сами, что-то приносили родственники. Все, что осталось после выставки упаковали и храним для следующих проектов.

— Сейчас в этом же музее уже твоя персональная выставка «Следы обмена», расскажи о ней.

— Около семи лет назад я начала зарабатывать, делая шаржи на заказ, меня приглашают на мероприятия, где я рисую гостей и дарю им свои работы. Мне стало интересно фиксировать момент, когда человек получает мою работу, какие эмоции он при этом испытывает, я начала фотографировать своих героев вместе с шаржем. В какой-то момент таких фотографий стало слишком много и возникла идея создать из этого проект. Я подумала, ведь раньше существовали придворные художники, а сейчас и я выступаю в роли общественного художника, и было бы интересно рисовать не только на мероприятиях, куда меня приглашают, но и всюду, где протекает обычная повседневная жизнь, создать собирательный портрет нашего общества. Человеком, который заставил меня поверить в мои силы стал французский коллекционер произведений современного искусства Пьер Кристиан Броше, которого я повстречала в прошлом году на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Сочи. Когда я показала ему свои работы, он сказал, что это будет очень интересный проект, что его нужно воплощать в жизнь. Но нужно понимать, что это не выставка шаржей, и не просто фотовыставка, идея гораздо глубже. Я показываю тот момент, то мгновение, когда человек стал обладателем предмета искусства. Здесь важна фиксация этого момента обмена искусства взамен на разрешение сделать фото, отсюда и название выставки. Можно провести аналогию с проектом японского концептуального художника Он Кавара. Серия его работ состояла непосредственно из самих дат, в которые живопись создавалась – он фиксировал время. Мне кажется, что в этом плане фиксации настоящего момента, наши идеи схожи.

— Сколько на выставке фото и кто твои герои?

— В распечатанном виде здесь представлено 54 работы, еще примерно 200 транслируются посредством видеопроекции. На выставке я постаралась показать полный портрет нашего общества. Здесь есть люди разных профессий, социальных классов: бездомные люди, простые рабочие, актеры, продавцы, министры. Интереснее всего было рисовать бездомных – это потрясающий опыт лично для меня. Мне было сложно переступить через себя, перебороть страх. Как подойти и попросить: «Можно я вас нарисую?». Иногда просто ходила вокруг минут десять, подбирала слова, но в итоге эти люди, все без исключения, оказались очень вежливыми, приветливыми, открытыми для общения. Я рисую довольно быстро, на один портрет мне нужно всего минут семь. После того как я заканчивала и дарила свой рисунок, каждый раз думала, а куда он его денет? И я решилась задать этот вопрос однажды и получила ответ: «Буду носить с собой». Эти люди просто были счастливы от того, что кто-то проявил к ним интерес. Простые рабочие, продавцы чаще всего относились к моему предложению нарисовать их с удивлением, многие ждали какого-то подвоха - если я рисую бесплатно и дарю свою работу, то и мне будет что-то нужно от них, деньги, например. Главный вопрос: «Почему именно я?»

— Еще год назад ты не думала, что будешь выставляться, да еще и с таким завидным постоянством. Чего тебе не хватает в Омске для дальнейшего творческого роста?

— Очень жаль, что у нас нигде не учат именно современному искусству, за этим приходится наблюдать лишь в интернете. Центр современного искусства мог бы объединить художников, которые работают в этом направлении, или просто им интересуются. Кроме этого он бы нес мощную образовательную функцию и давал возможность выставляться. Сейчас музей «Искусство Омска» и галерея «Левая нога» - это те институции, которые готовы работать с современным искусством и транслировать его. В «Искусстве Омска» сейчас, например, проходит «Сезон свободы», когда молодые художники могут показать свои работы, могут показать что-то современное, концептуальное, необычное, что в другое время сложно выставить в музее, что возможно не все поймут. Было бы здорово, если бы в Омск чаще привозили выставки современных художников или приглашали бы экспертов из Москвы. Например, в августе наш город посетил проект Nemoskvа, где была возможность пообщаться со столичными и заграничными экспертами, это очень ценно, но на живое общение было отведено всего 10 минут и этого безусловно мало, такие события хотелось бы видеть намного чаще. Хотя, конечно, то, что касается саморазвития, в первую очередь зависит от нас самих, я считаю, что нужно двигаться, стараться чаще посещать выставки и видеть произведения живьем, ездить на различные форумы и фестивали в другие города, чтобы искать новые творческие связи, напитываться общением.

Читайте также

Эксперты из Европы оценили работы омских художников

Эксперты из Европы оценили работы омских художников

Омск посетил Международный передвижной симпозиум Nemoskva. Более шестидесяти российских и зарубежных экспертов познакомились с современным омским искусством на площадке Музея имени Врубеля.

Распечатать страницу