На круглом столе по семейному образованию омским родителям объяснили смену механизма их поддержки

На круглом столе по семейному образованию омским родителям объяснили смену механизма их поддержки

Дата публикации 13 декабря 2018 16:36 Автор

Законопроект об отмене с 1 сентября 2019 года компенсации родителям за семейное образование и замене ее адресной социальной выплатой вызвал бурный протест среди части родителей. Они считают, что данный законопроект нарушает их права.

Так ли это на самом деле или необходимость перехода к новому механизму материальной поддержки родителей, обучающих детей, — это требование областной контрольно-счетной палаты, говорили участники круглого стола в МКР-Медиа.

На круглый стол в студию МКР пришли самые активные и известные в Омске родители детей, находящихся на семейном образовании. В разговоре также участвовали  руководители министерства и департамента образования, частных, муниципальных школ, института развития образования, ОмГПУ и даже депутат Госдумы Олег Смолин – правда, через видеомост.

Выступившая от имени всех омских родителей, чьи дети находятся на семейном воспитании – в городе их сегодня 1200, — руководитель одной из общественных организаций и экс-депутат горсовета Алеся Григорьева начала свое выступление с того, что обвинила муниципальную систему образования в том, что обычные школы не предоставляют детям знания, которые нужны в жизни.

 

«Мы сейчас живем в век цифры, знания не так важны, как раньше. Сейчас их можно получить любым другим способом. Важнее развивать другие качества, а не направлять детей только на получение хороших оценок по ЕГЭ. Я имею в виду, в частности, семейные ценности», — заявила Григорьева.

По ее мнению, семейные ценности невозможно передать ребенку, если он будет с утра до 3 часов находиться в школе, а по возвращении из образовательной организации ей самой приходится «долбать» с ним задания.

«Уходят из школы люди перспективные. Мы впереди России всей по развитию семейного образования. Оно приобрело очень хорошие формы. Многие родители объединились, создали школы по своим запросам, и первый из них – нравственность»,  продолжала восхвалять семейное образование Алеся Григорьева.

В этом же духе выступали и другие сторонники семейного образования. В частности, руководители двух частных образовательных центров Владимир Гам и доктор философии Виктор Николин. Слушая их, можно было прийти к выводу, что депутаты ЗС приняли законопроект не об отмене обязательной компенсации всем без исключения родителям детей, обучающих своих детей, а об отмене в принципе на территории Омской области семейного образования.

На это пришлось указать министру образования Омской области Татьяне Дерновой. Она пояснила, что формат семейного образования прописан в Законе об образовании и отменить его может только высший законодательный орган РФ. В минобразования Омской области считают, что семейное образование имеет право на существование и в дальнейшем, но к оплате труда родителей впредь надо подходить адресно, учитывая и мотивы перехода на этот формат получения общего образования, и доход родителей. На то, что от принципа обязательного предоставления компенсации родителям на образование детей надо переходить к адресной помощи, ранее профильному ведомству указала контрольно-счетная палата.

Каким будет на деле новый механизм поддержки родителей, занимающихся семейным образованием, пока не известно. В облправительстве поручили подготовить его в течение трех месяцев будущего года, чтобы заранее известить родителей и дать им время на принятие решения: оставаться им на семейном образовании детей или  возвращаться в школу. Адресный принцип в предоставлении компенсации начнет действовать в регионе согласно проекту закона с 1 сентября 2019 года, то есть с нового учебного года.

В общем, у сторонников семейного образования будет время взвесить все за и против данной формы получения детьми общего образования. Думается, при обсуждении новых условий работы родители примут во внимание и те примеры, которые на круглом столе приводили представители муниципальных образовательных организаций.

В частности, директор гимназии № 69 Ирина  Пучинина рассказала об одной ученице из весьма обеспеченной омской семьи. При переходе в старшие классы ее родители также приняли решение о переводе дочери на семейное образование. На деле они на два года отправили ее на обучение в частный центр в Москву, сняв для этого квартиру. Дополнительно нанимали ей репетиторов. Цель – поступление в престижный вуз столицы. В Омск она приезжала редко, чтобы получить очередную аттестацию.

 

«В итоге девушка поступила в этот вуз. Я за нее рада. Но почему мы должны помогать богатым людям стать чуть-чуть богаче? Ведь, находясь формально на семейном образовании, девушка получала образование у профессиональных педагогов, на оплату которого шли и бюджетные компенсации из бюджета области»,  отметила Пучинина.

Как выяснилось по ходу разговора за круглым столом, приведенный директором гимназии № 69 пример далеко не единственный.  По такому же пути с помощью «семейного образования» мостят дорогу в вузы для своих детей многие семьи. И не только в нашем регионе. По словам омских педагогов, это явление широко распространилось и в других регионах России.

В заключение приведем несколько цифр, красноречиво свидетельствующих о мотивах перевода детей на семейное образование. До введения в Омской области компенсаций родителям за семейное образование в регионе насчитывалось всего 60 сторонников такого формата образования. После того как был принят закон о компенсациях, их число стало расти, и сегодня их только в Омске 1200.

Что думает об отмене в Омской области с будущего года обязательной компенсации родителям за семейное образование депутат Госдумы Олег Смолин?  Он считает, что оно должно оставаться. Однако предоставлять родителям компенсацию или не предоставлять – дело властей региона. Отменяя ее, власти не нарушают Конституцию России, уточнил Смолин.

Распечатать страницу