Юрий Зикунов: «Мировое «золото» мне напророчили, когда я еще был пионером»

Став первым чемпионом и обладателем Кубка мира, наш земляк навсегда вписал свое имя в историю спорта.

В спорткомплексе СШОР завершился открытый Всероссийский турнир на призы заслуженного мастера спорта Юрия Зикунова, который в этом году был посвящен 70-летию спортивной акробатики в Омской области. Здесь журналисты «ОП» и встретились с нашим именитым земляком – Юрием Петровичем Зикуновым, который рассказал о своей спортивной карьере и современных тенденциях в спортивной акробатике.

Остался один

– Про вас говорят, что вы человек скромный и закрытый…

– Честно говоря, даже не знаю, что на это сказать. Наверное, таким воспитали. (Улыбается.)

– Кстати, о воспитании. В какой семье вы родились?

– В самой простой советской семье. Мой отец был слесарем высокой квалификации, я тоже с ним немного поработал до того, как уйти в армию. Мама же трудилась в детском саду. Кроме меня, в семье есть две сестры. Предпосылок к тому, что я буду блистать в спорте, не было, хотя в те времена каждый имел возможность проявить себя.

– Ну а как получилось стать спортивным акробатом?

– Вообще-то, акробатика была не первым моим видом спорта. Параллельно играл в хоккей в рамках турнира «Золотая шайба» и даже делал успехи на этом поприще.

Что касается акробатики, то тогда ведущий тренер Омской области Валерий Кочергов был еще начинающим педагогом и занимался отбором перспективных ребят. Для этого попросил тех, кто уже тренировался у него три-четыре года, набрать в своих школах малышей и начать с ними заниматься, а затем лучшим предложить перейти к нему в ДЮСШ. Николай Землянский в нашей школе № 109 набрал третьеклассников, договорился с физруком насчет зала, и мы занимались два раза в неделю. С начала следующего учебного года мы стали воспитанниками спортшколы. У нас была команда, состоящая из ребят моего и параллельного класса, но, в конце концов, в акробатике остался один я.

– Почему все-таки акробатика, а не другой вид спорта?

– Мне было просто интересно заниматься этим координационным видом спорта, где я сразу многому научился и знал, что еще немало узнаю о себе и своих возможностях. Да, тогда в Омске были школы и бокса, и художественной гимнастики, и велоспорта, и фигурного катания, и фехтования, но именно спортивная акробатика, как выяснилось, стала моим делом. Тем более что я находился в таком возрасте, когда можно и нужно заниматься акробатикой.

Сальто на «физре»

– Тогда вам было девять лет, а сейчас в секцию приходят в пять…

– Акробатика молодеет. Я закончил выступать в 29 лет, хотя в сборной СССР были и 40-летние мужчины, а сейчас «пенсионерами» становятся в 22-23 года. (Смеется.) Я не говорю, что это плохо, ведь раньше не было даже первенств Европы и мира среди юниоров. А сейчас даже дети 12-13 лет могут выступать на крупных международных соревнованиях, получая опыт и навыки настоящих чемпионов. И это замечательно!

– А как вы такой «старый» мальчишка справлялись с заданиями тренера?

– Валерий Николаевич Кочергов как-то сказал, что у меня были природные данные для спортивной акробатики: координация, расположение суставов, связок и определенных мышц. Это ведь не секрет, что под каждый вид спорта нужны определенные данные и строение организма, чтобы из этого мальчика или девочки вырастить чемпиона. Скажу честно, я тогда этого не осознавал, мне просто нравилось заниматься. И пусть не все давалось легко, но я старался.

– Перед одноклассниками не хвастались?

– Вместе со мной в ДЮСШ занимались ребята из моего класса, так что все знали про то, что я акробат, и ничему не удивлялись, даже когда на уроках физкультуры демонстрировал сальто или кульбиты. Правда, один раз мне было немного стыдно за себя – мои однокашники пришли в зал политехнического института поддержать меня на областных соревнованиях, а я умудрился неудачно отработать, несмотря на то что уже был мастером спорта.

– И во сколько лет вы получили это высокое звание?

– Мне тогда было 15 лет. Я выполнил норматив, выиграв несколько крупных всесоюзных турниров, в том числе и тот, который назывался Кубок Сибири и Дальнего Востока, а сейчас носит мое имя.

– Юрий Петрович, когда вы вошли в состав сборной страны?

– В юношескую сборную России я попал в 1970 году, а во взрослой команде стал выступать с 1971 года, но только на чемпионатах и Кубках страны. Дело в том, что мировых и континентальных турниров еще не было, поскольку не существовало Международной федерации спортивной акробатики. Вот и предыдущее поколение омских акробатов – Грищенко, Ермолаев, Съедин и другие – еще в начале 60-х годов тоже выступали лишь в международных товарищеских матчах, где всегда доказывали высокий класс нашей школы спортивной акробатики.

– А вы ожидали, что станете первым в истории чемпионом и обладателем Кубка мира в акробатических прыжках?

– Совсем не ждал такого результата. Но тогда все просто сложилось, как надо, и я победил! Впрочем, возможно, свою роль сыграло одно событие, которое случилось, когда я был в пионерлагере «Артек». Там в конце смены мы писали друг другу в тетрадях пожелания, и один мальчишка из нашего отряда сделал надпись: «Желаю тебе стать чемпионом мира!» Я еще посмеялся, пояснив, что таких турниров даже нет, а он сказал, что пусть его слова останутся в моей жизни. И вот так получилось, что через несколько лет они сбылись. (Улыбается.) 

– Знаю, что после ваших успехов на международной арене вам пришлось выступать перед зрителями, зарабатывая валюту для своей страны…

– Это действительно было. Официально советская делегация пропагандировала развитие спортивной акробатики, а также художественной и спортивной гимнастики, побывав во многих странах, включая США и Австралию. А заодно спорткомитет СССР на этом зарабатывал деньги, чтобы обеспечивать те же турниры и поездки наших спортсменов за границу.

Другая стезя

– После победы на первом, а затем и втором чемпионате мира вы через несколько лет ушли из большого спорта. Тяжело было переходить на тренерскую работу?

– Как меня учили в физкультурном институте – со спортом надо прощаться постепенно, уменьшая нагрузки. Поэтому до 29 лет я выступал в чемпионатах СССР, но выиграл его лишь один раз. Просто там конкуренция была даже выше, чем на международных соревнованиях. Учитывая, что параллельно я уже начал тренировать, то морально был готов к этому шагу и довольно спокойно воспринял необходимость уйти из большого спорта.

– У вас, уже как у тренера, все стало получаться сразу или нет?

– Я бы сказал, что вначале у меня с этим были проблемы. Я знал требования, которые предъявлялись к тем, кто хотел достичь высот в спорте, и ошибочно проецировал их на своих совсем юных воспитанников, которые только начинали заниматься акробатикой. Мне мой тренер на это сказал, что так с детьми нельзя, нельзя сразу многого от них хотеть. Поэтому возможно правы те, кто говорит, что не каждый хороший спортсмен может стать хорошим тренером. И мне пришлось исправляться. (Смеется.) И пусть я не стал выдающимся тренером, подготовившим больших чемпионов, зато мои ребята говорят мне спасибо за то, что я их учил, воспитав, может, и не чемпионов, но хороших людей.

Наша школа

– Советская школа акробатики была самой сильной, и одной из ее составляющих была омская…

– Вообще, кроме нашей, по стране было много и других прекрасных акробатических школ, где отбирались лучшие из лучших. Потом был период, когда по объективным причинам произошел спад акробатики. Но вскоре пришли молодые тренеры – Татьяна Васильевна Степкина и Людмила Петровна Петлюк, которые подхватили эстафету, и снова все наладилось. Мы готовим хороших ребят, и нам сейчас не стыдно за свою работу.

– Какие цели ставятся перед вами: подготовка чемпионов или что-то иное?

– Чемпионы – это, конечно, хорошо, но спортивной акробатикой в последние годы занимается все больше и больше детей. Поэтому нам, прежде всего, приходится выполнять наказы «партии и правительства» о здоровой нации, здоровом населении. Ну, а если кто-то из воспитанников выходит на высокий уровень, этому мы только рады.

Высшим спортивным мастерством у нас занимается заслуженный тренер России Татьяна Степкина, воспитанники которой уже на протяжении 12 лет добиваются впечатляющих успехов.

– Уже сейчас в сборной России шесть омичей…

– Мы одна из тех акробатических школ, где существуют давние традиции и есть хорошая квалификация тренеров. Немаловажное значение имеют и их деловые качества. Как у той же Татьяны Степкиной или Людмилы Петлюк, которые могут  не просто воспитать прекрасных учеников, но и продвинуть их на российский и международный уровень. В любом деле нужен лидер, который должен держать знамя.

СПРАВКА:

Юрий Петрович Зикунов родился в Омске 25 февраля 1954 года. Был призером и чемпионом СССР, обладателем Кубка страны. В 1974 году в Москве Юрий Зикунов стал первым чемпионом мира по акробатическим прыжкам, а в 1975 году в Швейцарии завоевал первый Кубок мира.

Сейчас работает в БУОО «СШОР» инструктором спорт­сооружения.

URL: http://omskregion.info/news/65465-yuriy_zikunov_mirovoe_zoloto_mne_naprorochili_kogd/
Дата публикации:19/12/2018 07:30
Автор:Евгений Орлов
Фото:Евгений Кармаев