За двумя «зайцами»

Журналист «ОП» прошел стажировку на автобусном маршруте.

В роли пассажиров мы выступаем ежедневно, а вот каково это – быть кондуктором?

Проверка на прочность

В моей журналистской практике это далеко не первый случай, когда я примеряю на себя ту или иную профессию. Поэтому, вспомнив, как я работал водителем трамвая, приготовился встать ни свет ни заря, чтобы пойти «устроиться» на работу в пассажирское предприятие № 8. Но на этот раз мне повезло: мой автобус выходил на маршрут в 7.30. Тем не менее будильник я на всякий случай поставил на пять утра. А утром, влив в себя две чашки кофе, что все равно не сделало меня огурцом, поспешил на стажировку.

Как выяснилось, в кондукторы берут всех – мужчин и женщин, пенсионеров и юнцов, высоких и низких, с докторской степенью и вчерашних студентов. Чтобы стать кондуктором, не нужно диплома, пятилетнего стажа работы и рекомендаций работодателей. Это спасительный вариант для тех, кому «работа нужна вот прям сейчас, хоть ненадолго, хоть за копеечку». Или для тех, кто хочет проверить себя на прочность в суровых условиях, или просто для фанатов транспорта.

– Диспетчер! Выдай мне бумагу, что я с мальчиком могу ехать! Мне стажера дали! – возле окна, где выдают путевые листы, шутит мой будущий наставник – кондуктор 2-го класса МП «ПП № 8» Елена Николаевна Кулиш.

После нашего знакомства меня даже ждало некоторое «разочарование»: обычно кондуктор смотрит на мир взглядом флегматичного циника, а здесь я увидел доброжелательную улыбку и всепонимающие глаза.

– В июне будет три года, как я работаю кондуктором. Приехала из Усть-Ишимского района и сразу решила устроиться в пассажирское предприятие, – рассказывает о себе по дороге к автобусу Елена. – Тяжело ли было научиться? Наверное, нет. Может, это призвание? Мне, например, интересно наблюдать за людьми, смотреть, как они ведут себя, изучать их психологию. Возможно, всему этому я научилась, когда работала в школе учителем технологии. Там нужно быть сдержанной и терпеливой, находить с детьми общий язык.

И вот мы заходим в наш «НефАЗ», начинается трудовой день. Работа у Елены такая, что нет времени на болтовню. На конечной остановке – перекур на две минуты. На свое место она присаживается редко – только для того, чтобы заполнить документы и пересчитать деньги.

– Это мой фитнес, – смеется она, гордясь, что с приходом на предприятие не набрала ни грамма. И даже стала внимательнее, улучшила координацию и остроту реакции, чтобы не упасть, когда автобус совершает крутой поворот.

Я же бегаю за кондуктором по салону, вызывая недоумение у пассажиров.

 – А почему вы за ней ходите? – спрашивают особо бестактные.

– Работа такая, – назидательно отвечаю я.

С валидатором на шее

Елена, ловко лавируя между пассажирами, движется по салону, обилечивая их. Я смотрю на ее точные экономные движения, которые (оттого, что автобус трясет и качает, как палубу корабля на сильных волнах) похожи на танец, и понимаю, что многое приходит с опытом. А мне бы научиться для начала стоять без поддержки, пока руки заняты сумкой для денег и терминалом.

Кстати, моя наставница сразу мне показала, какую кнопку надо нажать, чтобы сработала та или иная карточка или смартфон с приложением. Оказалось, все просто: большую зеленую кнопку справа пропустить сложно. Главное – не задерживать карточку у дисплея портативного валидатора, чтобы не было сбоев электронного аппарата. Да, вот таким странным словом называется терминал, который носит кондуктор на шее.

– В принципе, я застала уже вторую модернизацию оплаты через терминалы, поэтому сложностей перехода на новые виды карт у меня не было, – поясняет Елена. – Правда, далеко не все знают, что можно рассчитаться с помощью транспортной карты, смартфона или банковской бесконтактной картой, что дает немалую экономию, поэтому подсказываю и рассказываю об этом пассажирам.

Вежливость психиатра и христианскоесмирение

В салон тем временем заходят двое мальчишек лет десяти и почти сразу начинают показывать Цирк дю Солей на поручнях. От кондуктора не прячутся, поднимая на нее свои чистые глазенки.

– И что у вас за билет? – спрашивает Елена.

– А нету, тетенька! Не дали родители. Забыли. А мы домой едем!

Кондуктору осталось только развести руками и сесть на свое место. Никто в здравом уме не будет высаживать двух мальчуганов зимой на мороз. Это ладно, но как вести себя с хамами?

По инструкции (и с ней я тоже ознакомился) кондуктор обязан быть вежливым. Иначе, если пассажиры пожалуются, заплатит штраф. А ведь нередко уже после одной поездки в транспорте даже в качестве пассажира хочется «прибить» всех.Что уж говорить о кондукторе, который работает в этом «зоопарке»! А еще пассажиры бубнят, требуют, скандалят, жалуются, врут, зажимают деньги и просто смотрят волками. Видимо, только «постигнув дзен» и отвергнув все мирское, можно сохранить чистоту помыслов и желание работать. Поэтому главные  качества кондуктора – вежливость психиатра и христианское смирение.

«Из жизни маршрута №…»

Пока работает мой наставник, я, удобно устроившись на сиденье, наблюдаю за всем происходящим в автобусе. Картины, открывающиеся взору журналиста, впечатляют, а иногда веселят. В хвосте салона миловидная девушка годов двадцати от роду, уронив монеты, приготовленные для оплаты проезда, некультурно ругается. Хромающая бабуля с авоськой в руке, наступив парню на ногу, безапелляционно изрекает: «Сам виноват». И следует в глубь салона «выбивать» себе место.

В то время, пока на задней площадке бушуют страсти, середина салона автобуса мирно досматривает сны, прерванные настырным утренним будильником. Мужчина, по внешнему виду явно относящийся к касте белых воротничков, висит на поручне. Склонив голову на руку, он дремлет и самозабвенно похрюкивает. До места работы ему, видимо, долго ехать – успеет выспаться. Утренний автобус – он такой: у каждого свои дела. Кстати, дарю идею для блога – «Из жизни маршрута №…». Если примечать забавные случаи, излагать их легким языком с толикой юмора и остросоциальными рассуждениями – выйдет неплохо.

Не мешки таскать

На конечной остановке я занимаю рабочее место в салоне автобуса, чтобы приступить к выполнению обязанностей. Хорошо, что никто из пассажиров не дает мне за проезд ни пятисотрублевую, ни тысячную купюру! У всех карточки «Омка», и я только успеваю прикладывать их к дисплею терминала, вручая потом билеты. Самым сложным для меня оказалось держать под контролем «миграцию» пассажиров в салоне, отслеживать вновь вошедших. По неопытности вопрос: «А что у вас за проезд?» – я нередко адресую уже обилеченным пассажирам, получая в ответ «очень добрый» взгляд.

– Мужчинам работать сложнее. Просто люди считают, что представители мужского пола якобы на этой работе ничего не делают, это работа женская, а он должен мешки таскать, – говорит Елена. – А что делать тем, кто приезжает из районов, где не могут найти работу? Вставать на биржу труда или все же пытаться хоть как-то заработать, хотя зарплата у нас и небольшая? Но зато стабильная, есть социальный пакет.

Школа жизни

Наконец рабочий день заканчивается. За окном темно, пассажиров все меньше и меньше. Нам пора сходить с маршрута и отправляться сдавать деньги и терминал в кассу.

– Мы не знаем, сколько билетов продали: у кассира есть операторская карта, при помощи которой получают всю ленту и узнают конечный итог, а наличность мы уже считаем вместе, – поясняет Елена. – Потом надо ставить автобус на базе в Лузино, поэтому приходится, чтобы помыть машину, ехать туда же. Так что давай прощаться. Думаю, что этот день для тебя прошел не зря.

И действительно, чем ни занимаешься в жизни – все пригодится. Опыт работы кондуктором учит спокойнее относиться к неурядицам, быть мягче к людям или, наоборот, когда кто-то пытается проехать «зайцем», проявлять жесткость, распознавать фальшивые купюры, по весу определять номинал монеты. И будут нипочем толпы людей, укачивание в лодке или скандальные соседи. Ведь бывает и хуже.

Примерив на себя сумку кондуктора, я понял, что до этого эксперимента не всегда вел себя в автобусе правильно. Теперь, вой­дя в салон, я устремляюсь не на свободное место, а иду к кондуктору и оплачиваю проезд. Мне не составляет большого труда подать для расчета расправленную купюру. Ну а за слишком крупные деньги приношу извинения.

 СПРАВКА:

Кондуктор (лат. conductor –проводник) – не только работник, сопровождающий железнодорожный поезд или обслуживающий пассажиров городского транспорта. В царской России на флоте – ближайший помощник офицеров-специалистов. То есть старший боцман, рулевой сигнальный, телеграфный, артиллерийский, минный и др. Комплектовались из унтер-офицеров, окончивших срок обязательной службы и сдавших экзамен на чин.

URL: http://omskregion.info/news/66509-za_dvumya_zaytsami/
Дата публикации:30/01/2019 07:52
Автор:Евгений Орлов
Фото:Евгений Кармаев