Бухгольц на коне и в бронзеАктивисты ВООПИиК предлагают установить памятник основателю города Омска на площади его имени у речного вокзала.
Конная скульптура Этот памятник должен был появиться в Омске в 2016 году, к 300-летнему юбилею города. Его автор – скульптор Сергей Норышев – справился с задачей вовремя. Но отливать памятник должны были и начали в Екатеринбурге. Сначала срок открытия памятника перенесли на два месяца, пообещав провести церемонию 20 сентября 2016 года. А потом об основателе города как будто забыли. Сегодня вспомнили. И вновь разгорелись споры, где установить памятник. Иван Бухгольц предстанет перед омичами на коне. Скульптура высотой пять с половиной метров плюс пьедестал. Это будет первая конная статуя в Омске. Почему подполковник Бухгольц изображен на коне? Ведь он приплыл в устье Оми на дощаниках? Этот аргумент омские историки выдвинули во время обсуждения скульптурного образа. А при подготовке к 200-летнему юбилею города в 1916 году историческая комиссия под руководством Георгия Катанаева вообще высказалась за увековечение в монументе не Ивана Бухгольца, а сибирского губернатора Матвея Гагарина. Основание – поход Бухгольца за песочным золотом окончился бесславно. Во время осады джунгарами возведенной в Ямышево крепости почти трехтысячный отряд потерял 2200 воинов, умерших от цинги. Но как бы то ни было, имя Бухгольца навсегда в истории Омска. Именно он принял решение возвести крепость в устье Оми, оценив удобное для организации обороны и просто красивое место. Конная скульптура величественна. И, конечно, Ивана Бухгольца, капитана Преображенского полка, отличившегося и раненного во время Полтавской битвы, легко представить на коне. Сергей Норышев – талантливый скульптор. Ему мы обязаны появлением в городе памятников чернобыльцам, труженикам тыла, Петру и Февронии. И популярные скульптуры на Любинском проспекте – Степан, Люба, Городовой – его работы. Создание в бронзе образа Ивана Бухгольца было труднейшей задачей, потому что не сохранилось ни одного портрета этого «птенца гнезда Петрова». Тот, что сегодня широко известен, – это рисунок художника «Омской правды» Виктора Резниченко, выполненный им к 250-летию Омска. Сергей Норышев, изучая материалы, нашел, что Резниченко, создавая портрет, использовал изображение офицера на старинной французской гравюре. То есть образ обобщенный. Сегодня спорят, где его разместить в городе. Шар из фанеры Логично, чтобы памятник основателю города встал на площади его имени – там, где был построен первый редут новой крепости. Но в центре площади стоит шар «Держава». В апреле 2014 года этот памятник «прославился» на всю страну тем, что во время урагана укатился в сторону Оми. А дело в том, что «Держава» – это фактически макет памятника, сделанный из тонкостенного металлокаркаса, обшитого фанерой. Автор идеи – замечательный скульптор Василий Трохимчук, известный омичам образами великих людей России, украсившими фасад библиотеки имени Пушкина. Он предложил установить скульптуру в виде пушечного ядра, или державы, украшенной барельефами. Но денег на воплощение этого замысла в металле не нашлось. На площади у речного вокзала появилась легкая временная конструкция. Василий Трохимчук ушел из жизни, не дождавшись реализации своей идеи. А макет и поныне там, подтверждая народную мудрость: «Все временное очень скоро становится постоянным». Где стоять памятнику? Омское отделение Союза архитекторов России рассмотрело вопрос в октябре прошлого года. Вывод сделали категоричный: «Архитектурная часть проекта выполнена неубедительно… Постановка памятника без увязки с перспективным мостом через Омь является грубой градостроительной ошибкой». Это о размещении скульптуры на площади Бухгольца. В Омском отделении Всероссийского общества охраны памятников обсудили разные варианты: парк 300-летия Омска, площадь перед администрацией ЦАО, учреждение «Омская крепость». И остановились на предложении: восточная часть площади Бухгольца, возле дома по ул. Лермонтова, 4а, лицом к реке. Так композиция будет освещена большее время суток, не будет повернута задней стороной к доминантам площади. Эта концепция предполагает перенос либо демонтаж шара. За поддержкой обратились к омичам в социальной сети. Предложено шесть вариантов решений: всадник в восточной части площади Бухгольца, в центре лицом к реке, лицом от реки, в другой части площади, оставить шар и памятник, оставить шар, памятник перенести. Большинство пока голосуют за последний вариант, хотя активисты ВООПИиК просили подойти к вопросу вдумчиво, не опираясь на аргумент «я привык к шару». Впрочем, опрос 555 омичей нельзя назвать репрезентативным, да и градостроительные проблемы не решаются голосованием. Место для будущего памятника обсуждали в Омском отделении Союза художников России, в департаменте культуры. Высказывались разные мнения, но сошлись на том, что площадь Бухгольца – самое подходящее место. Подготовку площади и строительство пьедестала планируется провести по программе благоустройства. В Петербурге – Медный всадник, в Москве – на пьедестале Юрий Долгорукий. Но памятники основателям установлены не только в столицах. В Екатеринбурге – Татищеву и де Геннину, Татищева увековечили благодарные потомки также в Перми и Тольятти. В Новосибирске у вокзала – памятник Гарину-Михайловскому, писателю и инженеру, предложившему во время постройки Транссиба именно здесь перекрыть Обь мостом, отчего и появилась станция, выросшая в столицу Западной Сибири. И Омск знает своего основателя, пора отдать должное его памяти.
|