Большая Масленица

Омичи готовятся встретить весну всенародными гуляниями.

На будущей неделе православные будут отмечать веселый праздник – Масленицу. По традиции празднование длится семь дней. В это время люди веселятся, ходят в гости, участвуют в гуляниях и пекут блины. Масленица в этом году начнется 4 марта, а закончится 10 марта.

Перед Великим постом

– Масленичная неделя, или, как еще ее называют, Сыропустная, – это начало пути к Пасхе. Почти вся символика более или менее архаичных масленичных обрядов, закрепившихся повсеместно или в отдельных регионах, связана именно с тем фактом, что эта неделя вводит православных в Великий пост. Готовит к посту. Предвозвещает отдельные значимые вехи Великого поста, – рассказала референт Омской епархии Русской православной церкви, руководитель фольклорно-этнографического ансамбля «Сретение» Елена Чешегорова.

В былые времена праздник встречали с размахом: песнями, танцами, конкурсами и, конечно, блинами. По традиции на Масленицу не ели мясную пищу. Разрешены были рыба и молочные продукты. В качестве основного блюда в каждом доме – блины. Их пекли каждый день и с разными начинками. Присаживаться за стол принято было часто, а есть много. На праздник приглашали гостей и сами ходили в гости.

Подготовка к празднику начиналась за неделю – на Малой Масленке. На ней еще ели мясо, а с субботы готовили закваску на масленичные блины. Также в субботу строили к празднику горки.

Эх, разгуляй!

В понедельник – в большинстве русских деревень называвшийся «Встреча Масленицы» – ребятишки бегали за село встречать Масленицу. А их мамы стряпали блины с запасом не только для своей семьи, но и для гостей. Первый блин принято было отдавать бедным и нуждающимся людям. В понедельник наши предки готовили чучело, одевали его в лохмотья и выставляли на главной улице деревни. Оно стояло на всеобщем обозрении до воскресенья.

Вторник, который чаще всего назывался в этнографической литературе 19 века «Заигрыш», сопровождался тем, что не только малышня, но и взрослая молодежь выходила на горки – их с субботы на Малой Масленке строили перед праздничной неделей. В этот день катались на санях, ледяных горках, каруселях.

Среду частенько называли «Лакомкой». В старину в этот день было принято ездить в гости к родным в другие села. А зять ждал в гости тещу с тестем, чтобы хорошенько угостить в благодарность за выращенную для него дочь. Также в этот день проводились конные бега и кулачные бои.

В «Разгуляй-четверток», или «Широкий четверг», уже и взрослые могли позволить себе скатиться с горки, а парни и мужики сходились «стенка на стенку», разминая косточки к воскресенью, когда стеночный бой будет уже «край на край». В этот день играли в снежки, катались на санках, водили веселые хороводы.

Пятница – «Тещины блины». Довольная приемом в среду теща встречала и угощала зятя или нескольких – кому как повезло.

В субботу были «Золовкины посиделки». Незамужние девицы на весь день становились в доме хозяйками, сами стряпали блины и могли позвать к себе гостей-сверстников. Невестки приглашали в свой дом сестер мужа, беседовали с ними, угощали блинами и дарили подарки.

В воскресенье отмечали Прощеное воскресенье, провожали зиму с размахом, обязательно делали подарки. В народе говорили: «Хоть с себя все заложить – а Масленицу проводить!» В воскресенье не только прощались с зимой, провожали Масленицу и символично сжигали ее чучело. В этот день просили у знакомых и родных прощения за обиды, накопившиеся за год.

Петух на столбе

Кстати, в СССР делали масленичное чучело, похожее на матрешку. В старину, по словам Елены Чешегоровой, в некоторых селах Масленицей назывался сжигаемый ворох прошлогодних снопов или костер из всякого старья-ремья. А снимание подарка с вершины масленичного столба на Прощеное воскресенье называлось «снять петуха», и чаще всего как раз петуха и привязывали к столбу.

В некоторых районах России на Прощеное воскресенье человек, сильно обидевший кого-то, дарил обиженному пряник. Причем его размер делали эквивалентным размеру причиненной обиды. Сам праздник был привязан вовсе не к проводам зимы и встрече весны, – потому что отсчитывался от передвижного в календаре дня Пасхи и частенько праздновался еще зимой. В белорусских селах на Масленичной неделе делали чучела Деда и Бабы, над которыми устраивали потешное отпевание.

И хотя в советское время праздник было принято считать языческим, фольклористы уверены, что большинство масленичных символов имеют христианское происхождение!

– Самый большой толчок в изучении данного вопроса дал наш друг, фольклорист-этнограф и богослов Даниил Крапчунов, который жил и работал в Томске. Будучи пономарем в храме, он читал, видел и слышал несколько больше, чем простые миряне, которые стоят на церковной службе. Так, именно он обратил внимание, что на столбах царских врат с оборотной стороны изображены петухи на столбе. Этот же символ Воскресения изображен в вышивках на антиминсах – покровах, участвующих в совершении православного богослужения, - рассказала Елена Чешегорова.

По снегу в носках

И хотя сегодня на Масленицу уже никто не купается в проруби, не катается с горки на шкурах и в деревянных корытах, праздник любят и отмечают. Православные пекут блины, зовут гостей и сами ходят в гости. А в воскресенье с удовольствием принимают участие в празднике.

В этом году омичей и гостей приглашают на празднование Большой Масленицы 10 марта. Праздник будет проходить с 12 до 16 часов на Любинском проспекте. В программе – масленичные хороводы, бои «стенка на стенку», женская «байга» – соревнования по бегу в шерстяных носках по снегу, которые традиционно проводились в старину в отдельных селах нашей области, катания на лошадях, большая ярмарка с участием всех центров традиционной культуры из районов Омской области, борьба на поясах и ножах, соревнования по «Большой скакалке», игра в гигантские «Бабки» и «Ястребки», другие конкурсы и забавы.

 Елена Чешегорова

Референт Омской епархии Русской православной церкви, руководитель фольклорно-этнографического ансамбля «Сретение»:

 Велика наша страна, а потому есть множество вариантов празднования Масленицы. Так что, готовясь к празднику, можно опереться на общепринятые стереотипы. А можно попытаться «нырнуть» в традиции собственной семьи и расспросить бабушек и дедушек, что они помнят и знают о Масленице.

От фольклориста-этнографа Елены Чешегоровой

 Блины деревенские

Тесто: 1 л молока, 2 яйца, 1 пакетик сухих дрожжей, 500 – 600 г муки, 2 ст. л. сливочного масла, 1/4 стакана подсолнечного масла, соль, сахар по вкусу.

В теплое молоко добавить яйца, соль, сахар и дрожжи, все перемешать, но не взбивать. Поставить на 20 мин., затем добавить масло сливочное, подсолнечное и муку (муку добавлять частями). Все как следует перемешать. Тесто не должно быть слишком густым или жидким.


Калитки

Тесто: стакан сметаны или простокваши. Ржаная мука – сколько возьмет тесто, примерно 2 стакана.

Начинка: пшенная каша, сваренная на молоке (или творог, смешанный с яйцом и сахаром, или толченая картошка со сливочным маслом).

Подлива: смесь топленого масла и сметаны.

Замесить плотное ржаное тесто (чтобы можно было лепить и раскатывать). Раскатать круглые или овальные лепешки толщиной 1 – 2 мм, в центр каждой лепешки положить ложкой кашу, края завернуть внутрь и защепить. На каждую калитку налить немного поливы и отправить в горячую духовку минут на 15. Когда горячие калитки вынимаем из духовки, поливаем их еще раз маслом и сметаной.

Есть теплыми. Не пеките много, через несколько часов они станут невкусными (из-за ржаного теста, оно быстро сохнет).


Сочники

Для теста: 1 яйцо, 3,5 ст. л. сахара (кто любит послаще – кладите больше), 5 ст. л. сметаны,

75 гр. масла сливочного, 350 г муки пшеничной, 1/4 ч. л. соды,  щепотка соли.

Для начинки: 200 г творога, 1 яйцо, 0,5 ст. л. муки пшеничной,  1 ст. л. манной крупы, 1 ст. л. сметаны, 3 ст. л. сахара, пакетик ванильного сахара.

Яйца, сахар, соль и сметану взбить миксером. Добавить мягкое масло и взбить еще раз. Муку смешать с содой и добавить к первой массе. Руками замесить гладкое тесто.

Приготовить начинку. Для этого нужно смешать все ингредиенты и перетереть (проще всего это сделать с помощью блендера) до кремообразного состояния.

Тесто раскатать толщиной приблизительно 4 мм и вырезать кружочки диаметром 12 – 13 см. На каждый кружочек положить около 1 ст. л. начинки. Защемлять не нужно, просто слегка придавить бока. Разложить на застеленный пергаментом противень. Смазать взбитым желтком, разбавленным молоком. Выпекать в духовке при температуре 200 градусов 20 – 25 минут.


От сотрудников Центра русской традиционной культуры Седельниковского района, записанные в фольклорно-этнографических экспедициях


Сибирские блины

Для теста: 2 стакана муки, 2 стакана кипяченой воды, 1/2 стакана крутого кипятка, 1 стакан молока, 1 ч. л. сахара, 2 яйца, 1/2 ч. л. соли, 1/2 ч. л. соды.

Для подливы: 200 г свинины, 100 г сала, 250 г сметаны, 1 крупная луковица.

В воду комнатной температуры, помешивая, засыпать муку, соль, сахар, соду и размешать до однородной массы. Влить молоко и снова перемешать. Получается тесто консистенции густой сметаны. Влить в него кипяток, дать остыть, а затем вбить яйца по одному. Теперь тесто получилось, как жидкая сметана. Выпечь блины, сложить стопкой, оставить в теплом месте.

Приготовить подливу: мясо и сало нарезать небольшими кубиками и обжарить на сковороде до золотистого цвета, затем убавить огонь, добавить немного воды и тушить мясо минут 10-15. После чего к мясу добавить измельченную луковицу, обжарить с мясом несколько минут, выложить сметану, довести до кипения и варить, помешивая 2-3 минуты. Добавить соль по вкусу и подать подливу к блинам в глубокой пиале.

URL: http://omskregion.info/news/67305-bolshaya_maslenitsa/
Дата публикации:27/02/2019 07:00
Фото:Евгений Кармаев