Елена Чавчавадзе: «Мы хотим развеять мифы о Колчаке»

Автор сценариев, режиссер и продюсер документальных фильмов о русской истории открывала в Омске тайны золота Колчака.

«Не называйте нас белогвардейцами»

– Елена Николаевна, вы автор документальных телевизионных циклов о русской истории. Как возникла эта тема в вашей жизни?

– К ней привела личная судьба моего мужа. В 1947 году его пятилетним ребенком привезли из Парижа. Возвращение русских эмигрантов на родину было таким: главу семейства отправили валить лес в Инту, а его жену с ребенком – в Южный Казахстан, в систему ГУЛАГа.

– Чавчавадзе – фамилия грузинских князей…

– Российская дворянская фамилия. В 1783 году Георгиевский трактат о присоединении Восточной  Грузии к России подписали Павел Потемкин и Гарсеван Чавчавадзе, предок моего мужа. Нынешние грузинские самостийники и сепаратисты простить ему этого не могут. Несколько грузинских родов были причислены к российскому дворянству. Отец мужа окончил Пажеский корпус, был принят офицером в Лейб-гвардии гренадерский полк и участвовал в Первой мировой войне. А потом – в Белой армии. Когда офицеры оказались в Константинополе, они создали организацию офицеров «Кузьма Минин», подчеркивая связь с народом.

– У мужа остались родственники за границей?

– Остались, и после падения Берлинской стены мы начали к ним ездить. Цикл из 34 фильмов «Русские без России» родился после этих встреч.

Русские в изгнании жили родиной. Они не называли себя белыми. Наталья Петровна Врангель говорила: «Первая беженская церковь Святой Троицы в Белграде»... Деление на белых и красных придумал Троцкий. Сами они говорили: Русская армия, Сибирская армия. Николай Георгиевич Росс сказал мне: «Если хотите сделать приятное нам, потомкам русских офицеров, никогда не называйте нас белогвардейцами».

– Участие Никиты Михалкова в качестве ведущего привлекло к этому циклу большое внимание зрителей. Кто-то был даже уверен, что это фильмы Михалкова…

– У Никиты Сергеевича было авторизованное ведение. Он не читал заготовленный текст, он говорил от себя – взволнованно и убедительно. И, конечно, это помогло успеху фильмов. Я очень благодарна Никите Сергеевичу, что он этот сериал поддержал и представил.

– Какова судьба ваших документальных фильмов?

– На нашей студии «Дирекция президентских программ», которая была создана при Российском фонде культуры, снято уже 64 фильма, все для ВГТРК, они были показаны на телеканалах «Россия 1» и «Россия 24». В последнее время, когда появился телеканал «Спас», руководит которым Борис Корчевников, мы сделали несколько фильмов для него. Кроме того, все наши фильмы можно найти и посмотреть в Интернете.

Куда делось золото Колчака?

– Какова цель вашего приезда в Омск?

– Я очень рада тому, что побывала здесь. Омск для меня – знаковое место на карте России. Я люблю Сибирь. Была в Иркутске, Красноярске, Томске, Тобольске. В Омске – впервые. Телеканал «Россия 1» заказал нашей студии фильм к трагической дате – 100-летию гибели адмирала Колчака. Мы со съемочной группой поставили перед собой две задачи. Первая: отдать дань памяти и уважения великому человеку. Александр Васильевич Колчак был доблестным офицером, воевавшим в Русско-Японскую войну и в Первую мировую, человеком чести, преданным России. Он мог отсидеться в Америке или Англии, но он посчитал своим долгом попытаться спасти свою страну, погрузившуюся в хаос. А во-вторых, мы хотим развеять мифы о Колчаке и потому в основу сценария положили историю с золотом. Она на слуху, привлекает к себе внимание людей. Мы хотим показать зрителям национальную трагедию под названием «Гражданская война» и предупредить, что это бедствие, в котором не бывает победителей. Как в известном стихотворении Юрия Кузнецова: «И кто-то третий победил»…Третий – это страны Запада, наши союзники в Первой мировой войне. Они оставались союзниками и Белого движения. И Омск был не только столицей Белой Сибири, но и притягивал союзников. Какой только миссии не было в Омске: и американская, и английская, и французская, и даже китайская. Когда слабеет тело, налетают хищники. Другое дело, что хищники рядились в тогу доброжелателей. Брестский мир выгоден был только Германии. Когда потом победители собрались в Версале, там были все, даже Сербия, из-за которой Россия вступила в войну. Не было только нашей страны.

– Фильм даст ответ на вопрос, куда делось золото Колчака?

– Александр Васильевич очень бережно относился к государственному запасу. Не считал себя вправе что-то потратить на личные нужды. Все жалованье отправлял семье, а сам не имел даже теплой шинели, хотя со времен полярных экспедиций страдал ревматизмом, в Омске перенес тяжелое воспаление легких. Часть средств была потрачена на обмундирование. Нужно было одевать армию. Царские склады с обмундированием были захвачены большевиками. Мало кому известно, что буденовки, которые присвоили большевики, входили в новую форму императорской армии. Часть золота была отправлена по требованию союзников в залог в Японию, чтобы после войны можно было расплатиться и вернуть. Есть свидетельства, что чехи, сдавшие Колчака под Иркутском эсеро-меньшевистскому политцентру, за предательство получили свои тридцать сребреников. На самом деле – гораздо больше. Когда они покидали Россию во Владивостоке, добро вывозили на 36 судах. А в Праге мы снимали Легиобанк, созданный, как и акционерное общество, чехословаками в Омске. Сегодня это тщательно скрывается. В нашем фильме «Злата Прага и ее русский блеск» мы затронули тему золота Колчака. Сын казака Алексей Килин, который учился в Праге, рассказал, что один из преподавателей говорил русским студентам: «Вы не стесняйтесь, вы учитесь на свои». И удивительно, после войны валюта Чехословакии – осколка Австро-Венгерской империи – вдруг стала серьезной  наряду с долларом, фунтом стерлингов. О чешских легионерах нам говорили: на войну ушли оборванцами, а вернулись миллионерами. Чудеса!

– Не боитесь международного скандала после выхода фильма?

– Нет, не боюсь. Я уже ничего не боюсь.

Вылитый адмирал

– Фильм, который вы снимаете в Омске, не первый об адмирале?

– Второй. Первым был фильм «Диалоги с Колчаком» с участием Никиты Михалкова в серии «Русский выбор».

– Как вам удалось взять интервью у внука Колчака? Наш губернатор не раз пытался пригласить его в Омск, но не получил согласия.

– Все удивляются. Александр Ростиславович был очень сложным человеком. У него был комплекс внука Колчака. Он нам говорил, что на него с особенным вниманием смотрели старые дамы и господа, снимали пенсне и говорили: «Какой милый мальчик. Вылитый адмирал!» Он с этим рос и начал бунтовать: а где же я? Полюбил джаз, хотя отец грозился разбить его грампластинки.

– Какую профессию он получил?

– Как все в эмиграции, Колчаки сложно жили. Достаточно сказать, что его мать, дочь контр-адмирала Развозова, была кассиршей. Александр Ростиславович получил образование в колледже Медона, хорошо знал языки. Он издавал учебники. Я перед ним в долгу. Мы готовим фильм «Дети эмиграции», в котором будет рассказано о его детстве, его жизни. Но он не дожил до выхода фильма. Он поразил не только образованностью, но и воспитанием. Поправил меня: нужно говорить не Ростиславович, а Ростиславич – на старый русский манер. А когда в музее казаков я его попросила: «Наденьте, пожалуйста, фуражку», он сказал: «Я понимаю, что в фуражке я еще больше был бы похож на своего деда. Но у меня принцип старых военных: чужой мундир не надевать. А фуражка – часть мундира».

 Я спросила Александра Ростиславовича: «Вы бы хотели, чтобы адмирал был реабилитирован?». Он ответил: «Мой дед в реабилитации не нуждается». И он прав. Никакого суда над Колчаком не было, Иркутский военно-революционный комитет, вынесший приговор о расстреле, был абсолютно нелегитимной организацией.

– На ваш взгляд, закончилась ли сегодня Гражданская война в умах жителей России?

– К сожалению, нет, общество по-прежнему разделено. Зюганов на встрече с Путиным сказал: «Надо помириться красным и белым». По всей стране стоит огромное количество памятников Ленину, Свердлову и другим большевикам. Но кто совершает акты вандализма по отношению к немногим знакам памяти воинам с противоположной стороны? Нацболы. При этом осуждаем тех, кто объявил войну памятникам на Украине. Сегодня принцип такой: давайте перевернем страницу, не будем ворошить прошлое. Но убийство Колчака – это преступление, в котором повинны прежде всего союзники. А большевики получили золото. И как же его потратили? Они расплатились этим золотом с американцами. К 1921 году ничего из золотого запаса, за который было пролито столько крови, не осталось на территории России.

– Что интересного вы нашли в Омске, что удивило?

– Прежде всего, удивила теплая атмосфера в Центре изучения истории Гражданской войны, которую создала Галина Юрьевна Бородина. Собрано огромное количество документов и артефактов о том времени. И мы внесли свой небольшой вклад, подарив диски с записями наших последних фильмов. А от себя я прибавила в коллекцию центра 10-тысячную купюру Вооруженных сил Юга России. Ее передала нам в Париже дочь русского офицера. И еще о деньгах. Мне омские историки показали неразрезанный лист керенок, которыми большевики соблазняли людей, призывая вступить в Красную Армию. Это была для меня новость.

URL: http://omskregion.info/news/68725-elena_chavchavadze_m_xotim_razveyat_mif_o_kolchake/
Дата публикации:17/04/2019 07:40
Автор:Светлана Васильева
Фото:Евгений Кармаев