Борис Пономаренко: «Я смог соединить интеллект и скорость движения»

Основатель уникального двоеборья Борис Пономаренко считает, что шахпонг должен стать национальным видом спорта.

В 2010 году в СибАДИ прошел первый открытый турнир по сибирскому шахпонгу на призы ректора вуза профессора В. А. Сальникова. Инициатор проведения этих соревнований Борис Пономаренко – мастер спорта по пулевой стрельбе и обладатель других спортивных разрядов. Собственно,  он-то и воплотил в жизнь идею англичан, утверждавших, что настольный теннис – это шахматы в движении. В 90-х Борис Константинович сумел объединить мудрые шахматы и динамичный пинг-понг в гармоничный тандем, изобретя правила шахпонга.

О том, как появился этот уникальный вид спорта, о перспективах его развития нам рассказал сам отец-основатель сибирского шахпонга, с которым мы встретились в спортивном зале автодорожного университета.

Стрельба и шахматы

– Борис Константинович, какими видами спорта вам пришлось заниматься?

– Как и многие мальчишки, в детстве играл в футбол, баскетбол и другие подвижные игры. А в седьмом классе у нас в Прокопьевске Кемеровской области, где я родился, открылось отделение областного стрелкового клуба. Меня это очень заинтересовало, и я решил попробовать себя в стрельбе. Самое интересное, что мне в этом помогли шахматы, в которых я имел второй разряд, занимаясь в Доме пионеров. Я смог несколько раз обыграть начальника стрелкового клуба, получая за это дополнительные патроны, что потом сказалось на моей подготовке.

Так я совмещал стрельбу и шахматы довольно длительное время. В результате у меня пошли успехи сначала в мелкокалиберной винтовке, а затем и в скоростной стрельбе из пистолета по силуэту. Я стал призером городских соревнований, затем были и областные турниры. В общем, по окончании школы у меня был уже первый разряд. Начав работать, я продолжил свою стрелковую карьеру и в 1962 году получил звание мастера спорта.

– А что с шахматами?

– После школы я их немного забросил и вернулся к ним только после окончания института инженеров железнодорожного транспорта в Омске, когда мне пришлось участвовать в производственных спартакиадах. Ходил в клуб, читал литературу, играл на турнирах, выполнив первый разряд по шахматам.

– Борис Константинович, шахматы, стрельба…  А откуда настольный теннис?

– Он тоже появился благодаря шахматам. Когда я вернулся в Омск, то на занятиях в клубе познакомился с тренером по настольному теннису, который предложил мне попробовать себя и в этом спорте. Скажу честно, время тогда было для меня непростое, из-за работы нервы и здоровье стремительно уходили, так что увлечение теннисом меня буквально спасло. В сентябре мне будет 76 лет, но я до сих пор играю, потому что движение – это жизнь.

Найти равновесие

– Как появилась идея объединить два ваших жизненных увлечения?

– В 1991 году я принял участие в фестивале настольного тенниса под Одессой, где участники соревнований зачастую в перерывах играли в шахматы. Я даже организовал отдельный турнир. И вот на следующий год мне рассказали, что в Европе когда-то пытались раскрутить двоеборье, объединив шахматы и настольный теннис, но у них ничего не получилось. Меня же идея спорта, соединяющего интеллектуальную составляющую шахмат и скоростные качества настольного тенниса, захватила. И я смог инициировать большой сибирский турнир – Мемориал заместителя главы администрации Омской области по экономике Вячеслава Малыхина, который при жизни был большим поклонником шахмат и настольного тенниса.

Скажу честно, полного свода правил двоеборья не было, этот процесс у меня затянулся на несколько лет. Только в 1996 году на IV Мемориале Малыхина состоялась по-настоящему генеральная премьера омского интеллектуально-спортивного двоеборья, получившего звучное название – сибирский шахпонг. Впрочем, полностью система у меня была готова только лет через 10 – 12, потому что уравновесить шахматы и динамику тенниса было непросто, правила постоянно совершенствовались.

– В чем была главная проблема разработки правил шахпонга?

– Мы три года помимо мемориала проводили небольшие пробные турниры, где оттачивались правила. Дело в том, что сделать общий подсчет очков очень и очень сложно. Пришлось учиться оценивать победу в шахматных блицпартиях в очках настольного тенниса. Причем с точностью до десятой доли. Была разработана система – показатель соответствия, который является условным мостом между очковым теннисным пространством и шахматным временем. Он основан на существующей прямой зависимости скорости игры в блицшахматы от уровня квалификации спорт­смена. Чем выше мастерство, тем быстрее темп игры.

Таким образом, за неимением в шахматах объективных измерителей воспользовался временным показателем. В настольном же теннисе изначально имеется отличный измеритель мастерства спортсмена – это очки, образующие счет в партии.

– Сразу все получилось?

– Нет, конечно. На первых соревнованиях «Омское дерби» с разгромным счетом победили мастера шахмат, хотя и значительно проигрывали в пинг-понге. Надо было решать эту проблему. В 2002 году в спортзале вновь встретились теннисисты и шахматисты, я к тому времени изменил правила подсчета очков – стоимость одной минуты в блицпартии стала меньше, но снова шахматисты оказываются сильнее, то есть перекос по очкам остался. В результате в 2012 году на очередном турнире, где участвовали представители сразу нескольких городов, оценка по очкам вновь изменилась, после чего борьба стала по-настоящему напряженной, соперники шли, как говорится, «ноздря в ноздрю». Вот тогда я понял, что смог найти ту систему, где есть равновесие шахмат и пинг-понга!

Интеллект и динамика

– И что же случилось дальше?

– Этот уникальный новаторский спорт, к сожалению, не поддержали, назвав его «незаконнорожденным». Чиновники потребовали создать Федерацию шахпонга России, внести его в реестр Минспорта, вот тогда со мной и будут говорить. Было очень обидно. Впрочем, я руки опускать не собирался, пытаясь продвинуть шахпонг в студенческую среду. Да, это было сложно, приходилось тренировать ребят, учить их технике настольного тенниса, но это меня не пугало.  Главное, чтобы был интерес к нашему двоеборью. Я его, кстати, позиционирую как национальный вид спорта и пытаюсь продвинуть эту идею на всех уровнях, чтобы люди вспомнили основополагающий принцип олимпийского движения.

– Это какой из них?

– Он звучит так: всемерно стремиться к гармоничному сочетанию духовных и физических начал человека. В свое время Кубертен уделил этому особое внимание, но со временем про это почему-то забыли. А ведь в наш век развития интеллекта это вообще актуально, особенно учитывая, что мы соединили динамику спорта и интеллект в единое целое, создав уникальный продукт, который должен быть востребован.

Я считаю, что шахпонг может стать одним из видов студенческого спорта, ведь студент приходит в вуз не только получать знания, но и гармонично развиваться, в том числе физически.

– Вы хотите стать первым в современной истории России новатором в создании национального вида спорта?

– Почему бы и нет, ведь если в России смогли «придумать» художественную гимнастику и самбо, то появиться еще одному виду спорта сейчас самое время.

– Кстати, Борис Константинович, почему вы назвали шахпонг сибирским?

– Потому что наши турниры собирали спортсменов со всей Сибири. А вот сейчас, когда я убедился, что интерес к шахпонгу есть по всей стране и даже за рубежом, хочется его переименовать. Думаю, это будет «Шахпонг – XXI», потому что в теннис играем до 21 очка, а продвижение этого вида спорта будет идти в интеллектуальном XXI веке.

– Вы еще в это верите?

– Да, несмотря ни на что, верю! Этот спорт должен пробиться!

URL: http://omskregion.info/news/71351-boris_ponomarenko_ya_smog_soedinit_intellekt_i_sko/
Дата публикации:17/07/2019 08:16
Автор:Евгений Орлов
Фото:Евгений Кармаев