Омский сказочник Сергей Сочивко

2 августа в галерее «Вернисаж» открывается персональная выставка художника «Моя Сибирь».

Картины – как спектакли

Недавно художник отметил свое 60-летие. Сергей Сочивко самобытен, неповторим и неутомим. У него одна выставка следует за другой: в выставочных залах, музеях, галереях, театрах, «коридорах власти» и даже в кафе. А поскольку его картины жизнерадостны, они заряжают людей хорошим настроением. Живопись Сочивко – это пиршество красок, занимательных сюжетов, чаще всего из прошлого. Художник умеет в буднях найти праздничные мотивы, а торжество изобразить остроумно и без пафоса.

По первому образованию он театральный художник, когда-то в юности в Пензенском художественном училище перевелся со скульптурного на театрально-декорационное отделение. Но в театре никогда не работал. У него свой театр – на полотнах.

А сочиняет Сочивко и преобразует в красках сказочные сюжеты из прошлого. Мы привыкли, что история города – это история зданий. Или биографии людей, чьи судьбы были связаны с Омском. Атмосфера важнейших событий, история нравов знакомы нам гораздо меньше. А ведь они-то вместе с архитектурой и создают образ города. Сочивко этот пробел восполняет. Но не в документальной, а в художественной форме. Живописует характер губернского города с юмором и теплотой.

Судя по картинам Сергея Сочивко, офицеры, купцы, казаки, мещане со своими домочадцами были людьми неунывающими, не мелочными, степенными. Хорошо одевались, обожали праздники, зря не суетились, быт свой устраивали уютно. Красивые и веселые люди в прекрасно спланированном красивом городе. А пришла беда – наводнение, и тут разум подсказал сибирякам сохранять спокойствие и достоинство. Можно пережить эту напасть на крыше собственного дома да с самоварчиком…

Художник шутит про город, иронизирует над обывателями, и выходит это у него по-доброму, с любовью.

Прибаутка украшает жизнь – вот и сочиняет Сочивко прибаутки в красках, ставит на своих полотнах сцены из жизни, вместе составляющие увлекательный стильный спектакль.

– Мне интересно в Омске. Меня иногда упрекают журналисты, что я нещадно эксплуатирую тему старого города. А я еще не все о нем сказал. Это только начало. Это песня, которую я буду петь столько, сколько мне отпущено, – говорит художник.

«Омск – то место, где нужно жить»

Сергей Сочивко родился в Анжеро-Судженске, где родители работали на шахте «Физкультурная». Но после аварии отец получил травму глаза, и семья переехала на родину матери – в Мордовию. Рос он в Краснолободске – городе, основанном Иваном Грозным. Город на горе, спуск к реке Мокша, вокруг леса.

– С возрастом начал понимать, что детство проходило в сказочном месте, – говорит художник.

 А Омск, куда он приехал за женой, восхитил рекой через весь город, равнинностью, тем, что дышится легко. Сегодня Сергей Сочивко знает историю Омска лучше, чем большинство тех, кто здесь родился. Отвечая на вопрос, каким он видит Омск, говорит:

– Теплым. Разным: стремительным и спокойным. Величавым, торжественным. И при этом сдержанным. В нем бушуют эмоции, но не напоказ. В Омске ощущается пульс большого города. Вот в Москве видно, что сбежались воедино все окрестные деревни, в Москве я чувствую себя несчастным. А Омск – то место, где нужно жить.

«Я русский художник»

Предки по матери – сильные статью и духом крестьяне, похожие на богатырей. А отец – из кубанских казаков. Привычка к труду, хлебосольство, песни за столом – это то, что Сергей Сочивко впитал с детства. Один из любимых художников – Борис Кустодиев с его буйством красок, жизнелюбием, сочностью на полотнах. Не любит выпендреж под вывеской искусства, которого на самом деле нет. Не любит агрессивного самоутверждения бездарности.

– У нас в России традиция академической классической школы живописи. Можно бесконечно овладевать мастерством и быть интересным, современным художником. А «живопись тайских слонов», которая наполняет новые столичные галереи, – сиюминутная мода. Почему стало стыдно говорить о любви к своей Родине? Или даже не говорить, а работать для нее с любовью? Я русский художник. И говорю об этом с гордостью.

С чувством юмора у Сергея Сочивко все в порядке. Любит посмеяться на полотнах над окружающими и над самим собой. Его смех заразителен, но не разрушителен.

Вот знаменитая его серия про грибников. Сбор грибов у Сочивко – радостное действо, вот он и ставит на картинах «спектакли» на тему «Грибы и люди». Сибиряки – истовые грибники. Картин, в которых они самозабвенно предаются любимому занятию, много, у них веселые названия: «Опята – дружные ребята», «Рыжие лисички – хитрые сестрички», «Сибирские грузди». И тоже: грибы выше человеческого роста, грибы, которые пилят пилой… Как без преувеличения показать, что значит грибной культ?

Иногда его работы искусствоведы называют стилизацией под лубок. В советских словарях этот жанр народного творчества сопровождается эпитетами «примитивные, рассчитанные на невзыскательный вкус картинки». А Брокгауз и Ефрон, напротив, находят их замечательными и оригинальными.

– Да, у меня лубок. Но я же русский художник, не итальянец, не француз. И как ни вытравливай русскость, никогда мы не станем такими, как иностранцы. В детстве я нашел у бабушки в сундуке открытки времен Русско-японской и Первой мировой войн с картинками про донского казака Петрушу, казака Клочкова, который одной пикой семь австрияков уложил. Детское впечатление – на всю жизнь. Внешняя простота не так уж проста.

Однажды в интервью Сергей Сочивко сказал: «Чтобы противостоять безразличию, злости, желчи, надо писать добрые картины».

– Я и сейчас на том стою, – говорит художник. – Мои предки в храм с оружием входили. Это было символом того, что за добро надо сражаться.

URL: http://omskregion.info/news/71847-omskiy_skazochnik_sergey_sochivko/
Дата публикации:31/07/2019 07:44
Автор:Светлана Васильева
Фото:Евгений Кармаев