Ирина Девятьярова: «Свет Белой столицы не гаснет»

Ирина Девятьярова:  «Свет Белой  столицы  не гаснет»

Дата публикации 11 сентября 2019 10:49 Автор Фото Евгений Кармаев

Главный научный сотрудник музея им. М. А. Врубеля о том, какой оживленной и интересной была художественная жизнь Омска век назад.

Лекции, спектакли, выставки…

– Ирина Григорьевна, можно ли сказать, что в Белой столице России художественная жизнь била ключом?

– Я считаю, можно. В Омске и до этого было Общество художников и любителей изящных искусств Степного края, студия А. Н. Клементьева. Но после революции в город в огромном числе прибыли беженцы из Москвы и Петрограда, военные из Самары и Казани. Из Самары, кстати, с частями Народной армии приехал Федор Васильевич Мелехин, основатель нашего музея. Среди беженцев было много людей культуры. Они рисовали, писали статьи, публиковались в многочисленных газетах. В эвакуации искусство спасало их от бытовой неустроенности. К осени 1918 года Омск вырос в 4–5 раз.

– Ленин писал, что в Омске сосредоточилось до миллиона буржуазии…

– Да, город был наполнен беженцами. Сегодня часто задают вопрос: а где они размещались? Сдавались квартиры, углы, покупались домики на окраинах. Приезжие ютились где только могли. Например, на складах здания бывшего «длинного» универмага на Любинском проспекте, спали на полках для товаров.

– И это тяжелое время было наполнено не только невзгодами, но и культурными событиями?

– Первое, что сделали беженцы, –
организовали литературно-художественный кружок. И на первом занятии была прочитана лекция о Николае Рерихе. Кто-то из художников принес и показал альбом с картинами Рериха. Думаю, Клементьев, который был знаком с Рерихом.

– А где проходила эта встреча?

– На Гасфортовской улице, в здании товарищества «Треугольник». Первый этаж здания в 1919-м занимал госпиталь, на втором в комнате № 16 проходили заседания кружка.

– Кто входил в кружок?

– Организаторами стали журналисты супруги Кирьяновы. Участвовал в кружке искусствовед Борис Деннике. Он писал о русском, итальянском искусстве, письмах Лескова, которые нашел в Омске, о художнике Сомове. Выступал с лекциями – приезжие активно занимались просветительской работой. Приходили и Георгий Вяткин, и Антон Сорокин, и Всеволод Иванов. Приглашались все желающие. В газетах печатались анонсы и обзоры этих вечеров. До мая 1919 года их было не менее 20. Помещение было забито народом, яблоку негде было упасть. Это объяснимо. Человек приехал с саквояжем, снял угол за печкой. Ему нечего делать по вечерам в чужом доме. И он с охотой идет в театр, на заседания кружка, встречается со своими земляками в кафе. Приходит домой в полночь, а утром идет на работу в одно из министерств, в редакцию газеты. А в марте 1919-го город всколыхнул приезд Давида Бурлюка.

«Вечера- грандиозары»

– Какое значение для Омска имело появление этого «отца российского футуризма»?

 – Судьбоносное для многих художников. Давид Бурлюк писал, что в дыму и угаре революции он отважился на вояж, большое сибирское турне. Начал с Урала, закончил на Дальнем Востоке. С собой привез двух талантливых молодых людей: поэта и писателя Бориса Четверикова и художника Евгения Спасского. Огромным событием в Омске были его литературные вечера, его выставка, на которую он привлек местные творческие силы. Помимо привезенных работ московских и петроградских художников экспозиция включала произведения авторов, с которыми он познакомился в Уфе: Добрынина и Архангельского. А также Янчевецкого, редактора «Нашей газеты», которая базировалась в двух вагончиках на ветке, Антона Сорокина, Евгения Спасского, молодых студийцев Клементьева. Бурлюк издал небольшой каталог своей омской выставки.

– Народ приходил на вечера и выставку Бурлюка?

– С огромным интересом. Люди тянулись к культуре и поэтому шли и шли в политехнический институт, где была открыта выставка. Это здание, ныне снесенное, находилось на Ильинской горке, старожилам оно известно как речное училище. Интересно, что на его выставке было немало портретов обнаженных натурщиц. В Томске выставка открылась в здании гимназии Тихомировой. И хозяйка гимназии, увидев это, обратилась к Бурлюку: «Прошу вас, уберите этих обнаженных дам, у меня все-таки женская гимназия».

– На выставке «1919. Белый», которая открылась в музее им. Врубеля, работы Давида Бурлюка удивляют тем, что исполнены в классической манере. А где же футуризм?

– Да, в творчестве по большей части он был реалистом. Но считал себя проводником идей футуризма. Футуристические приемы в его работах были искусственными. Евгений Спасский вспоминал: когда Бурлюк приезжал в новый город, он писал на продажу картину «Портрет моего дяди» – с искаженной анатомией, приклеивал кусочки меха вместо усов и бакенбардов. В Иркутске сохранился этот портрет.

– Какие еще художественные акции проходили в столичном Омске?

– После отъезда Бурлюка прошла выставка художников-латышей, а в апреле 1919 года открылась выставка Общества художников и любителей изящных искусств Степного края. На ней было представлено 400 произведений. Три выставки весной – вот какой интенсивной была художественная жизнь Омска! На этой выставке были работы всех видов и жанров, даже архитектурные проекты. А самое главное – предложения на конкурс по созданию герба России и ордена «Освобождение Сибири». Ни один из вариантов герба в результате одобрен не был, а автором лучшего проекта ордена был признан Глеб Ильин. Выпускник Петербургской академии художеств, написавший портреты Великих князей, Шаляпина. Адмиралу Колчаку, в отличие от Керенского, в голову не приходило, что нужен парадный портрет, который украсил бы весеннюю выставку. Поэтому заказа Ильин не получил. Но в июне вышла книга Сергея Ауслендера «Верховный правитель адмирал Колчак» с портретом работы Ильина на обложке. Волевое выразительное лицо, которое напоминает образ римского императора Константина. Впоследствии многие художники использовали этот портрет как образец. Глеб Ильин эмигрировал в Америку, где продолжал писать портреты. Это, пожалуй, самое яркое имя в омском изобразительном искусстве того времени. И совершенно забытое.

– А имя Антона Сорокина знакомо в Омске всем. Не преувеличена ли его роль в жизни города?

– Антон Сорокин был очень гостеприимным человеком, он собирал у себя в доме талантливых творческих людей. Художников просил нарисовать себя, поэтов –
написать экспромт. Все это бережно хранил. Был ли он сам хорошим художником? Нет, не был, не получил художественного образования. Скорее можно говорить о нем, как о мастере пиара. Бурлюк называл Сорокина «природным футуристом», приглашал выступать на литературных диспутах – «вечерах-грандиозарах». Я за то, чтобы в городе появился скульптурный образ Антона Сорокина.

Суровым языком плаката

– Насколько, на ваш взгляд, талантливо работали художники в жанре плаката?

– Агитационные плакаты и листовки стали востребованы только в августе-сентябре 1919 года. Руководство белого движения не учитывало, что агитация и пропаганда необходимы. Это была одна из ошибок. Казалось, что разбойничья политика советской власти очевидна, что народ легко поднимется и победит эту власть. Но у красных агитация была мощной. Сильной – и словом, и линией, и краской, и образом. В Москве и Петрограде остались все типографии, которые ранее принадлежали выдающимся издателям. Там мощь и сила, и там красноречивый Троцкий, который мог в одной емкой фразе выразить порыв и энергию: «На коня, пролетарий!», «Грудью на защиту Петрограда». У белых такого не было. На мой взгляд, агитация была несколько вялой, ей не хватало эмоционального заряда.

– Расскажите о самых ярких работах.

– Среди агитпродукции «Русского бюро печати» – карикатурный плакат «Федеративная советская монархия», автором которого, как удалось установить, является художник-авангардист, будущий известный советский иллюстратор и монументалист Лев Александрович Бруни, прибывший в Омск со второй волной беженцев летом 1919 года, после потери Перми и Екатеринбурга, с женой Ниной, дочерью поэта Бальмонта. Он изобразил первых лиц советского государства Ленина и Троцкого в виде царей, покрытых одной горностаевой мантией и коронованных черепами и пауками. Ленин держит костлявую руку вместо державы, у Троцкого на короне надпись «Лейба Бронштейн», а над персонажами – красноармейские звезды, в Сибири до той поры не известные. Плакат распространился во всей Сибири и имел успех. Листовки с этим изображением разбрасывались с аэропланов в районе боевых действий. Но не обошлось и без скандала. Возмутились еврейские сообщества, так же как и мусульманские, всеми силами помогавшие в борьбе с большевиками. Они потребовали заклеить звезду Давида, хотя ее на плакате не было. Непредусмотренные последствия были и у плаката, созданного в ответ на большевистский «Хлеб вам даст только армия». А как она это может сделать? Отняв зерно у крестьян. И тогда нарисовали красную костлявую руку, которая тянется за сибирским хлебом. Реакция была такой: все бросились снимать вклады, собирать баулы. Плакаты не подписывались, сегодня известно, что среди их авторов был московский журналист и график Алексей Громов, сотрудник газеты «Сибирская речь», работавший под псевдонимом Аргус.

– Какой след оставили художники «белого» Омска?

– Колоссальный. Я работаю над монографией «Искусство Белой столицы». Второй раздел называется «Свет Белой столицы». Пишу о художественно-промышленном техникуме, который открылся в 1920-м, но был создан благодаря художникам-беженцам и особой творческой атмосфере, сложившейся в городе. И сегодня этот короткий период в полтора года интересен и зрителям, и исследователям, открывающим все новые подробности жизни Омска.

Распечатать страницу

Материалы свежего номера

Тема номера

Юбилей на броне

Юбилей на броне

Омский автобронетанковый инженерный институт ...

Власть

Город ждут инвестиции

Город ждут инвестиции

Губернатор Александр Бурков обсудил с ...

Экономика

«Надо заставить Иртыш работать»

«Надо заставить Иртыш ...

Развитие главной водной артерии региона – один из ...

Социум

Время неравнодушных

Время неравнодушных

Исилькульцы представили омичам «Тайм-кафе» и ...

Культура

Дом мастера

Дом мастера

Областной музей имени народного художника России ...

Наследие

Мгновения победы

Мгновения победы

В следующем году ветеран Великой Отечественной ...

Спорт

Александр Работницкий: «В Токио хочу показать свой лучший результат»

Александр Работницкий: «В ...

Мастер спорта международного класса по легкой ...

Спецпроекты

«Люди исключительной смелости и стойкости»

«Люди исключительной ...

В региональном центре по связям с общественностью ...

Правдивая история

Архитектура закона

Архитектура закона

История строительства одного из самых знаковых ...

Крупным планом

Учиться по-новому

Учиться по-новому

Омская область активно подключилась к реализации ...

Добавить комментарий