«Сибирь» выходит в Атлантику

Перед дальним переходом через океан капитан яхты Сергей Щербаков прилетал в Омск, чтобы пополнить команду кругосветного плавания.

Омская яхта «Сибирь» совершает кругосветное плавание Омск – Беллинсгаузен – Омск, посвященное 200-летию открытия Антарктиды. Часть пути от устья Оми до немецкого города Киля уже пройдена. Впереди трехнедельное плавание до берегов Бразилии. 

На первом этапе путешествия экипаж столкнулся с первыми трудностями. Балтика основательно потрепала команду омских мореплавателей. Несколько человек сошли на берег, на борту остались только капитан Сергей Щербаков и его старший помощник Владимир Заздравных. По этой причине «Сибири» пришлось сделать недельную остановку в городе Киле (Германия).

В Омске на пресс-конференции Сергей Щербаков рассказал о пополнении экипажа и ближайших планах экспедиции.

– Экспедиция действительно уникальная. Она проходит от самой северной точки на планете до самой южной. Замечу, что эта кругосветка проводится впервые, – начал свой рассказ капитан Щербаков. – Плавание достаточно экстремальное – не выдерживают механизмы, бывает, не выдерживают и люди. Это нормальное положение вещей для подобного рода плаваний. В нашем случае это просто стечение обстоятельств. К сожалению, с 1 по 15 сентября на Балтике сошли на берег сразу четыре члена экипажа из шести.

Испытание морем

Для Сергея Лебединского это была вторая попытка продолжить плавание. Первые проблемы со здоровьем начались в ходе следования по Северному морскому пути. Там, по показаниям медиков, ему пришлось сойти на берег. Тем не менее в сентябре он прошел в составе экипажа «Сибири» от Санкт-Петербурга до Хельсинки, но морская болезнь вновь не позволила продолжать плавание.

– Вернуться на яхту, судя по всему, у меня уже не получится, – расстроено заметил Сергей Лебединский. – Во время второй попытки при переходе до Хельсинки, к сожалению, снова началась морская болезнь в острой форме. Она выражается в том, что организм отторгает пищу, воду, невозможно адекватно оценивать ситуацию. Порой просто проваливаешься в полуобморок и ничего не помнишь. Слабость и обезвоживание. По советам медиков было принято решение прекратить мое участие в морских переходах. Так сложилось, что море не моя стихия. Поэтому теперь лишь на берегу буду помогать экспедиции.

В Хельсинки «прострелило» Игоря Вяткина (председателя Омского отделения Русского географического общества). Причем так серьезно, что с ним пришлось отправлять сопровождающего. И на подходе к Килю еще у одного члена экипажа – Александра Азарова – обострились застарелые болячки еще с его работы на Севере. Возникла необходимость подлечиться.

Экипаж уже пополнился новыми участниками плавания. Вместе с Сергеем Щербаковым из Омска в Германию отправился яхтсмен Евгений Забродин.

– Яхтингом я занимаюсь порядка 13 лет, – рассказал о себе Евгений. – Есть опыт плавания в Средиземном, Андаманском морях. Конечно, я понимаю, что основной опыт буду получать на яхте «Сибирь». Надеюсь, что адаптируюсь и к морской болезни. Есть, конечно, романтика и экзотика в том, чтобы пройти под парусом вокруг планеты, но я также прекрасно понимаю, что это тяжелый труд, и верю, что у меня все получится.

Морская болезнь

Морской болезни в разной степени подвержены все люди. Капитан «Сибири» образно сравнил морскую качку с качелями, которые подпрыгивают на батуте.

Экипаж к экспедиции готовила врач Наталья Заикина, хирург МСЧ № 2. Она подбирала аптеку, во время путешествия консультирует и дает рекомендации, если с членами экипажа что-то случается и нужна медицинская помощь. Наталья тоже является членом команды и совершит свой этап перехода на «Сибири», но это уже во второй части – вдоль берегов Чили.

Говоря об экстриме переходов, капитан омской яхты отметил Балтику, где постоянно дули встречные ветра. И к этому экипаж оказался недостаточно подготовленным. Сергей Щербаков для себя сделал определенные выводы: надо делать особый упор на подготовку членов экипажа к физическим и психологическим нагрузкам. Но это такие нюансы, без которых не бывает путешествий.

Склонность к морской болезни у человека на берегу понять никак нельзя. Это можно узнать только в море. Бывали случаи, что она мучила многих членов экипажа «Сибири», многие теряли вес, причем очень сильно, но потом организм все же адаптировался и все становилось на свои места. Кстати, был даже случай – в то время, когда многие теряли вес, другие члены экипажа, наоборот, прибавляли, причем килограммов на десять.

Ну и еще немаловажно – чем чаще выходишь в море, тем быстрее привыкаешь к качке.

Народная дипломатия

20 сентября в немецком Киле прошло первое публичное мероприятие за границей – встреча команды «Сибири» с соотечественниками, проживающими в этом городе. А их там немало.  

– Когда мы только при­шли в Киль, первым человеком, которого там встретили, оказался наш соотечественник Андрей. Он туда пришел порыбачить, – вспомнил Сергей Щербаков.

Все встречи организуются при содействии Министерства иностранных дел России. Российско-германское общество дружбы – непосредственный организатор встречи в Киле. В этой встрече принимали участие четыре члена экипажа. Соотечественники собрались в кают-компании местного яхт-клуба, затем была экскурсия на лодку и просто живое общение в неформальной обстановке.

Далее омская яхта пройдет по Кильскому каналу и морем к Амстердаму, где на борт взойдет омский писатель и журналист Алексей Декельбаум. Туда же подтягивается Александр Сушков из Воронежа. В Амстердаме запланировано еще одно публичное мероприятие с сооте­чественниками. По Европе все встречи уже подтверждены. Они пройдут в Бресте, Лиссабоне и на Канарских островах в Лас-Пальмасе.

Отставание от графика экспедиции сейчас составляет семь дней, и это, по мнению капитана, немного. Экипаж «Сибири» намерен наверстать упущенное время в трансатлантическом переходе, там специально было заложено время на стоянки в различных портах, которые теперь можно сократить.

– Для нас самое важное – к антарктическому лету быть в Антарктике, – подчеркнул Сергей Щербаков. – Точно так же, как дальше успеть к арктическому лету попасть на Северный морской путь. То есть в январе быть на южной точке Латинской Америки, а в августе оказаться уже в наших водах в районе Берингова пролива. Иначе с финишем экспедиции мы выпадаем на целый год – Северный морской путь будет затянут льдами. Через Атлантику мы планируем перейти недели за три. По планам 20 ноября мы должны быть в бразильском Сальвадоре. Там нас ждет бывший соотечественник Олег Шипилов, у которого есть своя марина, и он готов нам оказать всяческое содействие в Бразилии. Он сам уже пять раз обошел Землю под парусом, причем три раза в одиночку. Очень опытный яхтсмен и практически национальный герой Бразилии. Наша цель во время путешествия по России – это продвижение нашего города и региона и просвещение, а за рубежом – общественная дипломатия и поддержка соотечественников.

Экспедиция продолжается

– Экипаж у нас профессионально подготовлен, – заверил Сергей Щербаков. – Другое дело, что по здоровью не у всех получилось продолжать плавание, но в остальном члены экипажа – профессиональные парусники, которые знают, что в той или иной ситуации надо делать. Самый сложный этап, по моему мнению, не трансатлантический переход, а именно пролив Дрейка. Потому что там постоянно дует сильный ветер, волны бывают до 30 метров. Там предстоит идти порядка 600 миль, это трое суток туда и столько же обратно. Однако если погоды не будет, то на рожон никто лезть не собирается. Но стихия нам обязательно даст шанс, и мы им должны воспользоваться.

URL: http://omskregion.info/news/73517-sibir_vxodit_v_atlantiku/
Дата публикации:25/09/2019 09:18
Автор:Игорь Буторин
Фото:Евгений Кармаев