Светлана Пивоварова: «В каждой вещи – частица моей души»

Светлана Пивоварова: «В каждой вещи – частица моей души»

Дата публикации 16 октября 2019 07:41 Автор Фото Евгений Кармаев

Мастерица ручного ткачества о том, как выглядела скатерть браная и сколько нарядов было у крестьянок.

Опоясок, кушак

– Светлана Владимировна, с чего началось ваше увлечение старинным народным ремеслом?

– Я всю жизнь искала вид творчества, который был бы мне интересен. Окончила художественную школу, потом училище по специальности «художник-оформитель». Но оформителем в художественной мастерской завода подъемных машин проработала недолго. Сменила много мест работы, искала дело, которое мне нравилось бы.

Однажды меня попросили съездить в Сибирский культурный центр, чтобы договориться о сотрудничестве. Я попала на планерку. Меня поразили слова Виктории Багринцевой, тогда руководителя Сибирского культурного центра, а ныне директора Государственного центра народного творчества: «Наша задача хотя бы оттянуть умирание народной культуры». Это произвело сильное впечатление, я долго думала над этим. А вскоре после этого встретила женщину, которая осваивала ручное ткачество. От нее узнала, что народные промыслы до сих пор существуют в древнем виде. Не только палех и гжель, но и ткачество. Это меня зацепило, я стала читать о техниках ткачества, дома появился станок, на котором стала осваивать ремесло. Это произошло в 2008 году, моя жизнь полностью изменилась.

– Как появился у вас в доме первый ткацкий станок?

– Мы заказали его в мастерской по старинным чертежам. Я его называю новоделом. А второй – этнографический – мне его прислали из Кировской области. Он хранился в деревне у старенького дедушки, который решил станок продать. Так он мне и достался.

– Вы изготавливаете салфетки, рушники, фартуки, пояса, сумки, кошельки. Все это на выставках и ярмарках привлекает внимание омичей. Как много времени нужно, чтобы соткать, например, пояс? Кстати, как правильно называть: пояс, кушак?

– Опоясок, кушак, пояс. Время изготовления зависит от толщины ниток и орнамента. На узенький, тонкий уходит несколько дней. Притом что я не сижу за станком с утра до вечера. Работаю по нескольку часов вечерами. А когда готовила для выставки в Сибирском культурном центре по фотографии реконструкцию старинного свадебного пояса жениха, работала над ним три недели.

– Отличаются ли женские и мужские опояски?

– У специалистов по истории народной культуры есть разные мнения. Многие пишут, что не было деления на мужские и женские. А исследователь Путенков утверждает, что были и женские пояса. Подпоясывали любую одежду, пояса носили и на голом теле. Ребенок рождался, на него надевали свитый из тонкой овечьей шерсти пояс.

– Ткали еще и свивальники, которыми обматывали младенца поверх пеленок: «чтобы ножки были прямыми». Сегодня и пеленками почти не пользуются…

– А мы с мужем двум своим внукам сделали и колыбельки из деревянных плашек и ткани, а вместо веревок, на которые подвешивается колыбель, я соткала пояса. И еще простынки в колыбельку. И свивальники сделали, правда, шитые. Сын и дочь не возражали.

Увлечение стало семейным

– В сказках часто упоминаются скатерти браные. Браные – это какие?

– Есть несколько видов ткачества: браное, закладное, многоремизное. Многоремизное – фактурное, в елочку, ромбик. А браная скатерть – абсолютно ровный фон, на котором орнамент набирается бральницей – линейкой с острием. Браное ткачество похоже на вышивку.

– Вы используете старинные орнаменты. Откуда черпаете рисунки?

– Их привозили из экспедиций по деревням нашей и других областей специалисты Сибирского культурного центра. Изучаю литературу.

– Каких качеств требует ремесло?

– Усидчивости. Терпения. Желания. В крестьянских семьях каждую девочку сажали за ткацкий станок, но не у всех получалось. Работа трудоемкая и энергозатратная. В нее вкладываешь всю себя. И в каждой вещи – частица твоей души. Некоторые люди говорят, что чувствуют это. Я очень стараюсь, но каждым изделием не удовлетворена. Когда задумываю новую вещь, в результате получается что-то иное. Выбрала орнаменты, сажусь ткать – могу тут же поменять и рисунок, и цвета.

– Есть вдохновение в работе?

– А без этого никак, лучше и не начинать. Когда садишься за станок, входишь в другое состояние. Я сегодня не смогла бы работать где-то, а по вечерам ткать. Трудно было бы перестроиться.

– Удается ли вам продавать свои изделия?

– В моих опоясках выступают артисты фольклорных ансамблей. Немного есть заказов по Интернету. А на ярмарках люди подходят, интересуются, восхищаются – и говорят, что нет денег, чтобы купить. Просят разрешения посмотреть, задают вопросы. К сожалению, нет в Омске магазина, где мастера народных промыслов могли бы продавать свои изделия. Был такой на улице Ленина, но быстро закрылся.   

– Как ваш муж отнесся к вашему увлечению ткачеством?

– Хорошо. Он мне изготовил приспособление – набор для ткачества: сволочок, нож для прибивания, нитенки, челнок. Муж помогает мне делать основу, косу из ниток на навой натягивать. Есть такие моменты в ткачестве, когда одному человеку не справиться.

– А кто он по профессии?

– Доктор. Но с золотыми руками. Он тоже вместе со мной увлекся старинной русской культурой. Делает чаши из дерева. И мы второй год ходим вместе в клуб традиционного танца «Во сибирском городу». Занимаемся в Сибирском культурном центре с педагогом-хореографом Антониной Севериновой. Все лето организовывали танцы на бульваре Мартынова, и, бывало, гуляющие здесь омичи к нам присоединялись. Еще я пою в составе ансамбля в том же клубе «Во сибирском городу».

Русская красавица

– В сентябре вы заняли второе место на конкурсе мастеров народного костюма «Этностиль». Какие изделия представили?

– Сумки, салфетки – то, что не уехало на выставку в Москву. В столице – в музее современной истории России в Дни Омской области в Москве – была открыта выставка «Дело мастера: омские помыслы и ремесла». Вот этот жакет, что на мне, сумка и пояс только недавно вернулись с выставки.

– Вы очень красиво одеты. Белый с красным жакет мог бы украсить модное дефиле… 

– Специалисты очень ценят изделия – реконструкции народного костюма. А этот сотканный из шерсти жакет сделан по старинным мотивам. Когда-то я мечтала о профессии модельера. У меня есть еще один – на холодную погоду, синий. Могу ходить по городу и в джинсах, но очень люблю этностиль. Сегодня такая одежда никого не смущает.

– Вячеслав Зайцев говорил, что русский костюм ни с каким другим нельзя сравнить по богатству и разнообразию. В каждой губернии – свой, с использованием вышивки, золотного шитья, речного жемчуга…

– А знаете, сколько платков было у крестьянки? До 50! А свадебные наряды были произведениями искусства и передавались по наследству. Надели один раз – и в сундук. Однажды собиратель старины Колесников, который ездил по деревням и самолично восстанавливал узоры, присутствовал при том, как работники музея отбирали вещи в свой фонд. Бабушка принесла свой свадебный костюм – 12 предметов. Музейщики выбрали самое сохранное, а остальные вещи не взяли. И это потом было представлено в экспозиции как исторический свадебный наряд невесты. Но это же только часть наряда!

– Чем вы готовитесь удивить в будущем?

– Я мечтаю создать интересный традиционный костюм, в котором бы использовались разные техники. Не только ткачество, но и, например, золотное шитье. Мне хочется вышивать, может быть, и жемчугом. Золотное шитье я осваивала на мастер-классах собирателя старины из Челябинска Александра Акулова, который часто приезжает в Омск. Он видел мои работы, дает рекомендации. Как-то упрекнул, что мне не хватает смелости. Я выбрала для сарафана тесьму в тон, а он посоветовал заменить ее яркой, фиолетовой.

– Вам важны отзывы людей? Вот в Москве кто-то написал в книге отзывов: «Спасибо за глубокую и душевную выставку!»

– Интерес людей приятен. Но не для отзывов мы, мастера народных промыслов, работаем. Главное – для того, чтобы сохранить старинное искусство для следующих поколений. Хочется постоянно что-то новое осваивать. Сейчас мечтаю о белорусском ткацком станке. Он гораздо больше, и ремизок может быть на нем до двадцати. А я пока освоила четыре.

Распечатать страницу

Материалы свежего номера

Тема номера

Движение навстречу

Движение навстречу

7 ноября в Омске завершил работу XVI Форум ...

Экономика

В космос – на «Ангаре»

В космос – на «Ангаре»

К 2023 году на ПО «Полет» будет организован серийный ...

Социум

Один за всех и все за одного

Один за всех и все за ...

Такого принципа придерживались бойцы стройотряда с ...

Культура

«Меридианы «Единения»

«Меридианы «Единения»

В концертном зале филармонии состоялся ...

Наследие

Мгновения победы

Мгновения победы

В Музейном комплексе воинской славы омичей ...

Спорт

Академия хоккейных талантов

Академия хоккейных ...

Омск становится новым центром подготовки будущих ...

Здоровье

Курс на долголетие

Курс на долголетие

Омичам составили план по укреплению здоровья.

Образование

Педагогов пригласили на учительскую олимпиаду

Педагогов пригласили на ...

В рамках XVI Форума межрегионального сотрудничества ...

Спецпроекты

Сибирский ковчег

Сибирский ковчег

Омское представительство Государственного ...

Точка на карте

«Не надо бояться ответственности»

«Не надо бояться ...

Глава Кормиловского района Владимир Сыркин о ...

Земляки

Кружевная работа

Кружевная работа

Творениями омской рукодельницы заинтересовались ...

Добавить комментарий