Режиссер своей судьбы

Режиссер своей судьбы

Дата публикации 6 ноября 2019 07:48 Автор Фото Евгений Кармаев

Директор Академического театра драмы, заслуженный работник культуры Казахстана и России Виктор Лапухин отмечает 70-летие.

Руководитель с 18 лет

Сегодня его назвали бы топ-менеджером в культуре. С 18 лет он работает в одной этой отрасли, и всегда на руководящих должностях – заведующий сельским клубом, директор драматического театра в Петропавловске, директор департамента культуры Северо-Казахстанской области, директор Омского академического театра драмы, министр культуры Омской области, вновь директор театра драмы.

Вряд ли мальчишка, потерявший мать в 9 лет, родом из городка Петухова Курганской области мог помыслить о такой карьере. А о чем мечтал? Школу окончил в казахстанском райцентре Булаево, где жил у сестры. Вместе с двумя друзьями отправился в Алма-Ату поступать в медицинский институт. Первым экзаменом было сочинение. А потом абитуриентов повели на экскурсию в морг. Это, очевидно, была проверка на готовность к стезе медика. Виктор Лапухин признается, что ее не прошел. Под впечатлением от посещения морга забрал документы и вернулся к отцу. Родственник предложил ему до армии поработать в клубе в селе Зотино – в 13 километрах от Петухова. Небольшой сельский клуб с печным отоплением решил судьбу. После службы на Северном флоте Виктор Прокопьевич поступил в Восточно-Сибирский институт культуры.

Официально актерского отделения в вузе не было, но группы будущих актеров набирались. Рассудив, что с его внешностью Ромео ему не сыграть, Виктор Лапухин перешел в режиссерскую группу. И институт окончил с дипломом режиссера массовых представлений и зрелищ.

Но режиссировать ему выпало не площадные праздники, а собственную судьбу. Никогда Виктор Прокопьевич не добивался руководящих должностей, ему предлагали возглавить учреждения культуры, увидев, с какой кипучей энергией он берется за дело.

Когда говорят о таланте, имеют в виду творческие профессии. Но организаторский талант тоже редкий дар.

На сцене Малого театра, в гостинице «Москва»

Директором Северо-Казахстанского драматического театра им. Н. Ф. Погодина Лапухин стал в 27 лет. Десять лет его директорства вошли в историю театра как золотое время гастролей. Театр представил свои спектакли более чем в 50 городах, постоянно участвовал в смотрах и фестивалях. У молодого директора были два примера руководителей. Однажды на всесоюзном совещании он увидел, как в зал заседаний зашел человек, и все присутствующие встали. «Кто это?» – поинтересовался Виктор Лапухин. – «Как, ты не знаешь? Это Ханжаров, директор Омского театра». Так состоялась первая встреча с легендой омской театральной жизни. Спустя годы, в 2018-м, в академическом театре драмы будет отмечаться 100-летний юбилей Мигдата Нуртдиновича, и Лапухин пригласит в город более 20 артистов и режиссеров, в разные годы работавших в омской драме при Ханжарове. Это был трогательный юбилей со слезами на глазах. Многим запомнился как самое яркое культурное событие года.

А второй пример – Амурский театр драмы из Благовещенска. В 1983 году этот театр отметил 100-летие гастролями в Москве, и на сцене Ленкома к знамени театра прикрепили орден Трудового Красного Знамени. Северо-Казахстанскому театру 100 лет исполнялось в 1987-м. Виктору Прокопьевичу хотелось отметить юбилей не менее торжественно. Вспомнили, что директор Малого театра и председатель ВТО народный артист СССР Михаил Царев во время целинной эпопеи был организатором творческих бригад артистов, бывал в Петропавловском театре.

– Я поехал к Цареву, – рассказывает Виктор Лапухин. – Сидим в его кабинете, он говорит: «Я не против гастролей вашего театра на нашей сцене. О каком сроке идет речь?» – «Мы бы хотели приехать к вам на месяц». – «Договорились. А где будете жить?» – «Нам нужна гостиница». И он снимает трубку, звонит в гостиницу «Москва», через пять минут вопрос был решен.   

По сегодняшним меркам, сказочные гастроли – в здании старейшего московского театра, с проживанием всей труппы в одной из лучших гостиниц в центре столицы.

Предприимчивость ценилась и в советское время.

Все цифры наизусть

Омскую драму Виктор Прокопьевич возглавил в 2001 году. Его пригласили с должности руководителя отрасли культуры Северо-Казахстанской области. Мог бы и раньше: еще в конце 80-х звали в Омск стать директором ТЮЗа. Но в обкоме Петропавловска сказали: «Партбилет на стол – и ты свободен, можешь ехать хоть в Омск, хоть в другой город».

В театре драмы начался масштабный ремонт, какого не было со времени постройки здания в 1905 году. Красивейшее здание города за четыре года преобразилось. Причем театр не останавливал работу. Столичные артисты, приезжая с гастрольными спектаклями, завидовали омичам, даже театр им. Евг. Вахтангова тогда еще не был отреставрирован.

Можно было принимать гостей. И в 2008 году родился Международный фестиваль «Академия». Именитые театры России и Европы, самые талантливые и признанные артисты стали раз в два года приезжать к омичам. Не обошлось и без форс-мажорных ситуаций. На первый фестиваль должен был приехать режиссер Роберт Стуруа со спектаклем «Царь Эдип», поставленным в Киеве, в театре им. Ивана Франко. Грузинские события августа 2008-го отменили этот визит. Очень быстро провели переговоры с исполнителем заглавной роли Богданом Ступкой. С Украиной тоже уже складывались непростые отношения, но народный артист откликнулся, и многие зрители помнят, как после спектакля Богдан Ступка со слезами на глазах говорил о своей признательности Омску.

Второй фестиваль, родившийся при Лапухине, – «Золотая маска» в Омске». Наш город одним из первых в России его принял.

Как и в Петропавловске, Виктор Прокопьевич уходил на повышение. Пять лет возглавлял отрасль культуры региона. Работая в должности министра, поражал журналистов знанием, как обстоят дела в любом учреждении, о котором его спрашивали. И сыпал цифрами, не обращаясь за уточнениями к помощникам. Помню, нас поразила такая: в 2014 году было отремонтировано 300 сельских клубов. Средств на все не было, нужно было найти механизм частно-государственного партнерства, в каждом случае его запустить, вплоть до организации работ методом народной стройки. И это получилось. Конкурс им. Юрия Янкелевича, празднование 300-летия Омска, начало воплощения идеи центра «Эрмитаж-Сибирь» – это все происходило при его участии. И пятилетка Лапухина была отмечена беспрецедентными вливаниями в омскую культуру федеральных средств.

Театр – это дом интеллигентных людей

Возвращение в театр драмы состоялось в 2017-м.

– Я вернулся в театр с большим удовольствием, – сказал тогда Виктор Прокопьевич.

И начал опять с ремонта, обновив сцену, насытив театр новым оборудованием. Ремонт – постоянная забота хозяев зданий-памятников. И в нынешнем году продолжался ремонт – здание спасали от подтопления.

Хозяйственные заботы – огромный пласт директорской работы. Во время гастролей вахтанговцев директор прославленного театра Кирилл Крок рассказал о том, что в его театре уже шесть сценических площадок. Омская драма давно мечтала о третьей. Недавно это приобретение случилось. В цокольном этаже министерства культуры выделено 360 квадратных метров под репетиционную площадку, она оборудована так, чтобы можно было приглашать зрителей и показывать спектакли. И театр живописи вошел в состав театра драмы. Приросло театральное хозяйство и помещением в пристрое к киновидеоцентру на ул. 10 лет Октября, туда переедут вспомогательные цехи.

Однажды я спросила Виктора Прокопьевича, мог бы в Омске произойти такой театральный скандал, как в Новосибирске с оперой «Тангейзер»? Он ответил:

– Думаю, нет. Конечно, никто не застрахован от возможных скандалов, любая пьеса может вызвать общественный резонанс. У нас были и могут быть спорные спектакли, но никогда никто не опускался до оскорбительных постановок на тему православия и религии вообще.

– Что может быть преградой такому замыслу?

– Коллективный разум – худсоветы. Я за то, чтобы они работали. У нас, например, в Академическом театре драмы худсовет, созданный еще при директоре Мигдате Ханжарове, никогда не прекращал работу. Выдвигают кандидатуры, потом – тайное голосование. Если мнения разошлись, то и повторное. Худсоветы порой проходят бурно. Кто-то встает, заявляет, что выходит из совета, хлопает дверью, потом возвращается. Но это на пользу театру.

Худсовет работает и сегодня. И новый состав в попечительском совете. Раньше его возглавлял Леонид Полежаев. Потом была некоторая пауза в работе, сейчас губернатор Александр Бурков дал согласие встать во главе совета, в который входят омские предприниматели – меценаты. На деньги, выделенные их предшественниками, театр купил 20 квартир для актеров.

Для Лапухина дорога идея театра-дома. Как в любой семье, бывают сложности в отношениях. Однажды актер, накануне выпивший, не пришел на спектакль. В срочном порядке устроили ввод. А потом народный артист подошел к директору: «Вы должны его наказать. Давайте мы сделаем это сами». И устроили жесткую головомойку коллеге.

В театре коллекционная труппа, отношения директора с главным режиссером Георгием Цхвиравой – в гармонии. Какая традиция Омского академического кажется Виктору Прокопьевичу самой ценной? Он ответил:

– Интеллигентность. У нас нет скандалов, которые выходили бы за пределы театра. Все служат одной идее.

Распечатать страницу

Материалы свежего номера

Тема номера

Юбилей на броне

Юбилей на броне

Омский автобронетанковый инженерный институт ...

Власть

Город ждут инвестиции

Город ждут инвестиции

Губернатор Александр Бурков обсудил с ...

Экономика

«Надо заставить Иртыш работать»

«Надо заставить Иртыш ...

Развитие главной водной артерии региона – один из ...

Социум

Время неравнодушных

Время неравнодушных

Исилькульцы представили омичам «Тайм-кафе» и ...

Культура

Дом мастера

Дом мастера

Областной музей имени народного художника России ...

Наследие

Мгновения победы

Мгновения победы

В следующем году ветеран Великой Отечественной ...

Спорт

Александр Работницкий: «В Токио хочу показать свой лучший результат»

Александр Работницкий: «В ...

Мастер спорта международного класса по легкой ...

Спецпроекты

«Люди исключительной смелости и стойкости»

«Люди исключительной ...

В региональном центре по связям с общественностью ...

Правдивая история

Архитектура закона

Архитектура закона

История строительства одного из самых знаковых ...

Крупным планом

Учиться по-новому

Учиться по-новому

Омская область активно подключилась к реализации ...

Добавить комментарий