Игорь Зданович: «Мы даже были выше Эвереста!»

Кандидат в мастера спорта по альпинизму уверен – в горах каждый становится философом.

В январе омские альпинисты под руководством доцента кафедры теории и методики туризма и рекреации СибГУФКа Игоря Здановича в условиях снежной бури смогли подняться на высшую точку Земли относительно ее центра – вулкан Чимборасо в Эквадоре. На его вершине они установили флаг СибГУФКа, посвятив восхождение предстоящему 70-летнему юбилею спортивного вуза.

Журналистам «ОП» Игорь Зданович рассказал об экспедиции, сложностях восхождения и дальнейших планах в деле покорения вершин.

Сумасшедшие русские

– Игорь Арнольдович, мы с вами встречались два года назад, когда вы вернулись из Чили, где покоряли самый высокий вулкан в мире – Охос-дель-Саладо. Какая на этот раз была цель вашей экспедиции в Южную Америку?

– Сейчас нашей конечной точкой путешествия стал Эквадор, где 13 лет назад я хотел подняться на один из самых красивейших вулканов – Чимборасо – высотой 6300 метров. В прошлый раз из-за погодных условий восхождение не удалось, и сфотографироваться на вершине с флагом своего вуза я не смог, хотя и нес его с собой. В год же 70-летия СибГУФКа, где я работаю уже много лет, сам Бог велел нам это сделать. (Улыбается.) И я смог осуществить свою мечту – на вершине стояло сразу три человека, причастных к нашему университету, и гордо держали флаг.

– Когда началась подготовка к экспедиции?

– К ней мы начали готовиться за год. Надо было решить вопросы с перелетом, местами размещения, программой пребывания. Мы постарались минимизировать наши расходы, так что многое несли на себе, не раз сами готовили еду на костре. Если же говорить о физической и альпинисткой подготовке, то наша группа состоит из людей, которые постоянно совершают выезды для восхождений. Поэтому всегда находятся в нужной форме.

– До Чимборасо были ли у вас восхождения на другие вулканы?

– У нас была программа, рассчитанная на постепенную акклиматизацию. Мы сначала поднялись на вулкан высотой всего 4800 метров, потом было восхождение на «пятитысячник», следующим стал вулкан Котопахи – 5900 метров. И лишь после этого настала очередь Чимборасо. К тому времени мы были полностью уверены в своих силах и смогли подняться на его вершину.

– Погода ни разу не подвела?

– На Чимборасо с этим были проблемы. В ночь восхождения – а все подъемы совершаются в это время суток: днем снег очень сильно тает, – был очень сильный ветер, высокая влажность. Одежда на нас просто замерзала, приходилось постоянно отбивать наледь с нее. Такие условия мешали движению, страховке, так что в один момент даже казалось, что мы не сможем одолеть склон. Тем не менее даже при полном отсутствии видимости мы поднялись на вершину.

Кстати, когда мы спустились в хижину, расположенную на четырех тысячах метров, где было много иностранцев, они очень удивились нашему упорству. Но когда узнали, что мы из Сибири, а потом увидели фотографии, где я ныряю в прорубь или вместе с большой группой людей обливаюсь на морозе водой, нас даже обозвали crazy – сума­сшедшими русскими. Решили, что для нас подъем во время бури – это нормально. (Смеется.)

– В гости к нам не попросились?

– Они считают, что жить в условиях сибирской зимы просто невозможно. Хотя очень заинтересовались тем местом, где живут такие мужественные люди.

Выше облаков

– Вернемся к восхождению. Вы сразу поднялись на вершину или пришлось делать промежуточный лагерь?

– Нет, мы решили, что нам хватит сил за раз подняться от хижины, хотя набор высоты был приличный. Но останавливаться мы не захотели. Силы были, а самое главное, мы ощущали себя готовыми к этому.

– Не пришлось преодолевать очень крутые подъемы или ледник?

– Все восхождение вроде бы технически несложное, но так как склон представлял почти горку высотой 750 метров, то в любой момент можно было соскользнуть на скальный сброс. Шли очень осторожно, просчитывая каждый шаг. Ошибка могла стоить жизни не только каждого из нас, но и всей группы – мы были связаны страховкой. При этом вверх идти гораздо проще, потому что удобно следить за постановкой ноги, при спуске риск возрастал в разы. Добавлю, что мы еще сильно устали – подъем на Чимборасо и спуск с него заняли 15 часов.

– Но обычно по телевизору мы видим, что альпинисты забивают костыли, используют другие устройства, которые помогают при восхождениях…

– Были участки, где пришлось карабкаться по скалам, но мы решили не вбивать костыли или крутить ледобуры на ледяном склоне. Это занимает много времени, что немаловажно в условиях бури и кислородного голодания. Впрочем, если бы я шел с новичками, тот так бы и делал, но у нас была опытная команда и мы справились без этого.

– Игорь Арнольдович, вспомните свои ощущения и эмоции, когда с флагом СибГУФКа вы стояли на вершине вулкана?

– Обычно, поднимаясь на вулкан, ты выходишь на гребень кратера, который достаточно узкий. А вот на Чимборасо вершина была похожа на шапку в виде огромного футбольного поля. Мы стояли выше облаков, погода была идеальной, вокруг – верхушки самых высоких вулканов, видно, как загибается линия горизонта. Было такое чувство, что ты находишься над миром. Это непередаваемо, ощущение полного счастья, что ты смог это сделать!

С вершины – в джунгли

– Впереди предстоял сложный спуск…

– Это было уже не важно. После спуска мы немного отдохнули, а уже на следующий день начали сплав на рафтах по реке, впадающей в Амазонку. Так что нас после ледяной вершины ждали тропические джунгли.

– То есть экспедиция получилась не только альпинистской, но и туристической?

– Когда мы планируем экспедицию, то на первом месте стоит горная часть – совершение восхождения. А вот запасные дни можно использовать для других целей. Если бы сразу не управились, то вновь и вновь совершали бы повторные попытки – на Чимборасо мы забрались бы в любом случае! А поскольку у нас все сразу получилось, то мы выполнили и программу активного туризма.

– Скажите, а как можно попасть в вашу команду?

– У нас есть несколько участников, которые ходят со мной давно, имеют опыт восхождений, спортивные разряды. Поэтому «с нуля» попасть в команду очень сложно, а вот в сопровождение вполне возможно. В этом году, например, среди шести человек была девушка, которая вообще впервые оказалась в горах и даже попробовала свои силы в небольшом восхождении. К сожалению, попытка была неудачной, ей стало плохо на высоте 4200 метров. Поэтому она ждала нас внизу, чтобы потом вместе участвовать в рафтинге и переходах по джунглям.

Горы ждут нас

– Одну мечту осуществили, а что дальше?

– В следующем году в планах Южной Америки нет, хотя там еще остались непокоренные вулканы. Мы хотим перебраться в Африку, где тоже есть интересные горы. Пока же летом планируем экспедицию в Южный Казахстан, затем в августе – на Белуху, где давно не были. В октябре нас ждет Непал, где планируем подъем на «семитысячник». Сейчас строим логистику, решаем вопрос с покупкой билетов в эту страну.

– Вулканы, горы… Почему вас тянет к ним?

– Восхождение на высоту – это целая философия. Ты идешь очень долго, поэтому успеваешь осознать, для чего тебе это надо. А вообще – лучше гор могут быть только горы! (Смеется.)

– Во время будущих восхождений вновь будет водружение флага СибГУФКа?

– Обязательно! Это уже наша добрая традиция – у меня целая галерея таких снимков. Тем более надо учитывать, что среди нас большинство тех, кто причастен к вузу – работают здесь или оканчивали его.

– А когда же флаг нашего спортивного вуза появится на вершине Эвереста?

– Когда денег накопим! Восхождение на него – достаточно дорогое удовольствие: сборы составляют 4-5 миллионов рублей. Если честно, то просто жалко, ведь на такие деньги можно несколько лет совершать экспедиции. Но вдруг когда-нибудь все получится, и тогда мы с удовольствием это сделаем. Впрочем, поднявшись на Чимборасо, мы были даже выше Эвереста, если учитывать, что это высшая точка на Земле относительно ее центра.

URL: http://omskregion.info/news/77839-igor_zdanovich_m_daje_bli_vshe_everesta_/
Дата публикации:12/02/2020 07:22
Автор:Евгений Орлов
Фото:Евгений Кармаев